Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Цель:
Форма проведения: устный журнал
Содержание
Вступление учителя
Заключение.
Учитель: (Презентация. Слайд 1)
Мы все понимаем, что любить Москву, Санкт-Петербург, Ставрополь, любой другой город – любить страну – можно лишь тогда, когда ты знаешь её историю и уважаешь её традиции. И важнейшая ценность нашей жизни – это Люди, жившие много лет назад и оставившие нам Великое наследие, и люди, которые живут сейчас и которые обязаны это Наследие бережно сберечь для будущих поколений. Это мы с вами.
Сегодня мы остановимся на истории дружбы двух людей, оставивших большой след в истории России: Дмитрия Ивановича Менделеева и Николая Александровича Ярошенко.
Чтец: (Слайд 2)
Солнце первыми лучами озарит Собор и церкви,
Заиграют переливом золотые купола.
Чтоб смотреть на это чудо, встану раньше я рассвета,
Поднимусь повыше в горы и увижу все сама
Как красив мой город утром, освещен лучистым светом,
Весь на маленькой ладони поместился у меня.
(Э.Мартыненко)
Ведущий 1. (Слайд 3)
Есть в Российской глубинке музеи, о которых мало кто знает, кроме местных жителей, но это настоящие жемчужины, хранилища художественных сокровищ, к тому, же они могут многое рассказать о необычных человеческих судьбах. В их числе – усадьба Николая Александровича Ярошенко в Кисловодске.
Член школьного научного общества
Совсем недавно наш класс посетил музей Ярошенко в Кисловодске. Во время экскурсии по музею мы, к своему удивлению, услышали несколько фактов из жизни Николая Александровича Ярошенко и его жены Марии Павловны, связанных с Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Нас очень заинтересовали эти факты, и мы решили узнать о них подробнее.
Член школьного научного общества
Проанализировав литературу по данной теме, нами было установлено, что вопросом взаимоотношений Д.И. Менделеева и Н.А. Ярошенко никто детально не занимался. Мы изучили материал, предоставленный Ставропольской краевой библиотекой им. М.Ю. Лермонтова г. Ставрополя и сотрудниками музея-усадьбы Н.А. Ярошенко г. Кисловодска и установили некоторые факты.
Ведущий 2. (Слайд 4)
Музей Н.А. Ярошенко был создан, благодаря энтузиазму художника Владимира Вячеславовича Секлюцкого, для которого создание этого музея стало делом всей жизни. Первых посетителей художественный музей принял 11 марта 1962 года.
Музей находится на территории усадьбы, когда-то принадлежавшей Ярошенко. В конце XIX – начале XX в. это был “главный дом” Кисловодска, средоточие культурной жизни юга России. Судьба усадьбы весьма необычна. Этот гостеприимный дом посещали многие выдающиеся люди: Г. И. Успенский, А. М. Васнецов, Д.И. Менделеев, Н. К. Михайловский, И. Е. Репин, М. В. Нестеров, А. И. Куинджи и др.
Ведущий 1. (Слайд 5)
К моменту знакомства с художником Менделеев был учёным с мировым именем. Он был избран членом Лондонского Королевского общества, Римской, Берлинской, Парижской и многих других академий. Ему присвоили почётные учёные степени старейшие университеты Европы. Кроме всего этого Дмитрий Иванович обладал необыкновенными личностными и человеческими качествами. Он умел дружить и ценить дружбу. Н.А. Ярошенко был очень взыскателен к людям – далеко не ко всякому знакомству он стремился, не каждый мог надеяться на его дружбу. Дмитрий Иванович Менделеев, любивший художника, был ему настоящим другом.
Вудущий 1.
О дружбе Менделеева и Ярошенко можно сказать стихами:
Среди друзей предпочитаю тех,
К душе которых напрямик дорога...
Кому доверить можно всё с порога...
Кого не опечалит мой успех,
А мой провал не вызовет восторга...
(Лариса Рубальская)
Ведущий 2.
Дмитрий Иванович был близок к Ярошенко по своим взглядам. Учёный с необычайно широким кругом интересов, передовой общественный деятель, горячо боролся за развитие и экономическую независимость России. Картины Н.А. Ярошенко “Заключённый”, “Кочегар”, “Курсистка”, “Всюду жизнь” - своеобразный приговор обществу, в котором добрые и отзывчивые люди оказываются за решеткой.
Ведущий 2. (Слайд 6)
Ирина Васильевна Поленова в своей книге “Ярошенко в Петербурге” писала: “Если среди близких поискать ближайших, неизбежно увидишь Д.И. Менделеева”[2]. И сам Дмитрий Иванович однажды скажет, как ценил эту дружбу “Год жизни дал бы, чтобы сейчас сидел тут Ярошенко и поговорить с ним!” [5]. Это признание исчерпывающе определяет меру их взаимной необходимости.
Ведущий 1. (Слайд 7)
Академик Юрий Анатольевич Овчинников, советский учёный-биохимик, писал о Д.И. Менделееве: “Разносторонность интересов, умение везде оставить печать своего таланта, какая-то удивительная способность внешне легко достигать подлинных высот в познании предмета, несомненно, роднят его с Леонардо да Винчи, Михаилом Васильевичем Ломоносовым..."
Ведущий 2.
Николай Константинович Михайловский, русский публицист, социолог, литературный критик, литературовед в статье, посвященной памяти художника писал: “В пестрой сутолоке жизни судьба редко сталкивает нас с такими цельными, законченными и в то же время ... многогранными натурами, какою был Ярошенко. Едва ли найдется сколько-нибудь значительная область жизни или мысли, которою он не интересовался в большей или меньшей степени” [6].
Ведущий 1.
Эти два высказывания очень похожи, как будто речь идёт об одном человеке.
Страница 1. От “менделеевских сред” до “ярошенковских суббот”
Ведущий 2. (Слайд 8)
В 1878 г. в Петербурге в университетской квартире Д.И. Менделеева начались так называемые “менделеевские среды” - регулярные собрания людей искусства и науки. Приходили художники-передвижники: Куинджи, Ярошенко, Крамской, Мясоедов и др. Приходили и профессора - коллеги Менделеева по университету: Петрушевский, Вагнер, знаменитый ботаник Бекетов. Об этих “средах” был наслышан весь город. Говорили о науке, о живописи. По-видимому, именно на “средах” познакомились и подружились Д.И. Менделеев и Н.А. Ярошенко. Иван Дмитриевич Менделеев в своих воспоминаниях писал, что Дмитрий Иванович Менделеев “соединял на своих известных “средах” передовых деятелей по всем отраслям культуры, сливая их в одну семью...” [5].
Ведущий 1. (Слайд 9)
В конце 70-х годов в маленькой петербургской квартирке в доме 63 по Сергиевской улице, где проживала чета Ярошенко, стало традицией проводить по субботам рисовальные вечера. Вскоре эти творческие встречи вышли из чисто профессиональных рамок и на “Ярошенковские субботы” стал собираться, как отмечал М.В. Нестеров, “весь культурный Петербург, цвет русского искусства”. Анна Ивановна Менделеева писала: “Общество, которое собиралось у Ярошенок, было самое разнообразное – литераторы, доктора, студенты, общественные деятели, профессора, но все одного круга интеллигентных людей, с либеральным образом мыслей” [5].
Ведущий 2.
До отставки, не имея времени часто бывать в гостях, Ярошенко, тем не менее, постоянно посещал менделеевские “среды”, бывал как “свой” и в неприёмные дни. Совсем не выезжающий “не по делу” учёный делал единственное исключение для “суббот” на Сергиевской. Дмитрий Иванович очень сердечно относился к Николаю Александровичу и его жене. Ярошенко, в свою очередь, высоко ценил Менделеева и как учёного и как человека.
Учитель: (Слайд 10)
Вечера Ярошенко были и похожи на вечера Менделеева и вместе с тем не похожи. Характер менделеевских “сред” определяли университетские ученые; они интересовались искусством, интересовались политикой, но сутью их жизни была наука. Ярошенковские “субботы” (несмотря на то, что многие их постоянные посетители были в то же время постоянными посетителями менделеевских “сред”) – несомненно, более социальны.
Страница 2 “Белая” вилла и Боблово”
Ведущий 1. (Слайд 11)
Н. А. Ярошенко впервые посетил Кавказ в 1874 г. В 1885 г. чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе, в Кисловодске.
(Слайд 12) Н. А. Ярошенко расписал балкон нового дома античными фигурами по образцу помпейских фресок, и его в шутку стали называть “помпейским”. Лицам фигур было придано сходство с близкими друзьями семьи: Д. И. Менделеевым, П. С. Соловьевой и др.
Ведущий 2.
В 1918 году роспись была утрачена, а её фрагментарные следы скрыты побелкой. При ремонтных работах 1959-1960 гг. перед открытием музея остатки росписей были обнаружены под поздней побелкой (из воспоминаний основателя музея-усадьбы В.В. Секлюцкого), однако они были уничтожены при “воссоздании” [3]. Существующая ныне живопись на стенах балкона выполнена в 1960 году масляными красками и покрыта толстым слоем грубого лака. Как считалось, сюжеты первоначальной росписи утрачены. В апреле 2009 года музей посетили представители всероссийского художественного научно- реставрационного центра (ВХНРЦ) им. академика И.Э.Грабаря. Ими было установлено, что под слоем современных отделочных материалов хорошо сохранились оригинальные росписи, сделанные Н.А. Ярошенко. Их восстановление поставлено в план работы ВХНРЦ и, возможно, не далёк тот день, когда на веранде Белой виллы в одной из античных фигур мы снова сможем увидеть лицо Д.И. Менделеева.
Ведущий 1 (Слайд 13)
Дача Ярошенко в Кисловодске стала любимым местом встреч духовно близких людей. Когда-то здесь, на “Белой вилле”, в домашней уютной обстановке, звучал могучий бас Шаляпина, светлый, обаятельный тенор Собинова. С веранды звучал рояль, на котором исполняли свои произведения композиторы Аренский, Танеев и молодой Рахманинов. Часто здесь бывали артисты – Станиславский, Савина, художники – Репин, Куинджи, Нестеров...
Ведущий 2 (Слайд 14)
На Белой вилле гостил и Д.И. Менделеев. “В Кисловодск, — вспоминает дочь Д.М. Менделеева, — мы ехали гостить на несколько дней к художнику-передвижнику Николаю Александровичу Ярошенко, которого очень любил и уважал мой отец... Нас ждал он и его жена Мария Павловна, и мы были встречены как близкие родные...” [5].
Ведущий 1
В некоторых литературных источниках указывается, что на усадьбе Ярошенко находился когда-то “менделеевский” флигель, в котором была даже оборудована специальная лаборатория, и который, якобы, был разобран в годы гражданской войны на топливо. Среди кисловодских журналистов получил хождение миф, согласно которому в этом флигеле имел обыкновение работать, в окружении колб и реторт, великий химик. После изучения биографии Д.И. Менделеева, стало понятно, что этого не могло быть, т.к. Менделеев побывал у Ярошенко в Кисловодске только однажды, в 1886 году, проездом в Баку, куда вместе с ним через три дня отправился и художник.
Ведущий 2
Кроме того, согласно данным сотрудников Музея – квартиры Д.И. Менделеева в Петербурге, в последние десятилетия жизни учёный занимался теоретической работой, и химическая посуда ему не требовалась. Название флигеля, скорее было связано с именем вдовы химика, которая гостила у М.П. Ярошенко. Мария Павловна из Кисловодска писала жене Менделеева “Приезжай! Посадила липку. Будем пить чай...” [5].
Ученик: (Слайд 15)
О, эти дивные места,
Где синь от края и до края,
Вся местность солнцем залита,
Там уголок земного рая.
В лугах по пояс там трава,
Речушка средь кустов струится,
В лесах полянки-острова,
Дорога меж холмов кружится.Там торжествует тишина
Душа свободна там, как птица,
И жизнь понятна и скромна,
Не надо ей там суетиться.
Там прошлое всегда живет
В музее, в парке и в аллее,
Пусть время свою сеть плетет,
С годами Боблово милее.
(В.Славкин)
Ведущий 1.
Музей-усадьба Боблово расположен в Клинском районе Московской области, в деревне Боблово. Музей-усадьба Боблово один из немногих музеев, который посвящен научным достижениям великих ученых России. Эту усадьбу в 60-х годах XIX века приобрел Дмитрий Иванович Менделеев и здесь, более сорока лет, он проводил каждое лето. В Боблове у Менделеева бывали А. С. Попов, К. А. Тимирязев, А. И. Куинджи, И. И. Шишкин и Николай Александрович Ярошенко. При участии художников Куинджи и Ярошенко был разработан один из трех небольших парков, разбитых в усадьбе. Этот парк очень похож на лес, но выгодно отличается от леса наличием вполне проходимых дорожек, а так же, табличек.
Страница 3. “История трёх портретов”
Учитель: (Слайд 16)
Рано или позже человеческая привязанность переходила у Н.А. Ярошенко в особое чувство портретиста, которое требует выражения впечатлений в художественном образе. Гениальность Менделеева и его всепоглощённость наукой давали художнику ключ к новому способу раскрытия личности, всё больше к тому времени входившему в творческую практику портретистов, – не ограниченному лишь психологической обрисовкой, но и с включением окружающей среды как отражение внутреннего мира модели. При своей занятости Д.И. Менделеев дважды позировал Ярошенко: в 1885 и 1886 годах.
Ведущий 2.
В 1885 году портрет Д.И. Менделеева одновременно и в той же технике (акварель) писали Ярошенко и Репин. Они изобразили Дмитрия Ивановича в мантии профессора Эдинбургского университета, доктором прав которого Менделеев стал в 1884 году.
Ведущий 1.
В 1886 году Ярошенко вторично написал портрет Д.И.Менделеева. Над решением новой для него задачи бился долго и упорно. По воспоминаниям А.И. Менделеевой Н.А. Ярошенко ездил к Менделеевым всю зиму и весну и, если было не очень пасмурно, воскресенья и праздники проводил у мольберта. В большом холодном кабинете Менделеева одновременно устраивались со своим мольбертом и хозяйка дома, писавшая тогда профильный портрет мужа. Дома Ярошенко писал детали окружения – для этого Менделеев присылал ему химическую посуду с цветными жидкостями. На этот раз он изобразил Менделеева стоящим за рабочей конторкой в химической лаборатории в типичной для него позе.
Ведущий 2.
Портреты Д.И. Менделеева кисти Н.А. Ярошенко в мантии доктора Эдинбургского университета и “За конторкой” – это наиболее известные работы художника. Но в запасниках музея Н.А. Ярошенко находится альбом фототипий – фотографий с картин Н.А. Ярошенко, изданный в 1908 году, ещё при жизни М.П. Ярошенко. Альбом фототипий картин Н.А. Ярошенко был подарен музею коллекционером Ю.В. Невзоровым.
Ведущий 1.
В альбоме 48 фототипий. Сделал их известный русский фотограф - художник, репродуцировавший произведения передвижников. Среди них находится фототипия картины кисти Н.А. Ярошенко “Мечтатель”, написанной в 1892 году. Полотно утрачено в годы войны. Позировал художнику Леонид Петрович Радин, поэт и революционер, химик по образованию (по данным Л.И. Бехтерева) [7]. Эскиз этой картины находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Прототипами героев картины были Менделеевы — Дмитрий Иванович и его молодая жена, Анна Ивановна.
Ведущий 2.
Есть ещё одна мало известная работа Н.А. Ярошенко, связанная с семейством Д.И. Менделеева. В 1890 г. в газете “Русские ведомости” ( 26 февраля, № 57) появилась заметка Н.К. Михайловского о том, что на XVIII передвижной выставке выставлялся “удивительный” портрет “мальчика, сына г. Менделеева”, написанным Н.А. Ярошенко. Н.Я. Капустина-Губкина описывая кабинет Дмитрия Ивановича, указывала, что под фотографической группой профессоров физико-математического факультета “висел большой портрет масляными красками работы Ярошенко второго сына Дмитрия Ивановича – ребёнком пяти лет. Он в белой рубашке сидит в большом кресле и весело и задумчиво смотрит большими светлыми глазами” [6].
Ведущий 1. (Слайд 17)
Свидетельством того, что Д.И. Менделеев неоднократно позировал Н.А. Ярошенко, служит скульптура члена Союза художников СССР Владимира Яковлевича Меньшова “Н.А. Ярошенко и Д.И. Менделеев”, которая находится в музее Н.А. Ярошенко в Кисловодске.
Страница 4. Мария Павловна Ярошенко (Навротина)
Учитель: (Слайд 18)
Жена художника... Очень многие спутницы знаменитых мастеров так и остались в памяти поколений просто как “жена”. А ведь история знает немало примеров, когда художник смог состояться благодаря заботе и самоотверженности своей супруги. Таковой была Мария Павловна Ярошенко, урождённая Навротина.
Ведущий 2
Современники называли Марию Павловну “очень недюжинной личностью”, “прекрасным образцом женщины-друга”. Она окончила вольнослушательницей первого выпуска (1882 г.) естественное отделение Бестужевских курсов.
Ведущий 1.
Бестужевские курсы - учебное заведение, дававшее женщинам высшее образование, которое получали тогда немногие - были открыты в 1878 году при активном содействии Д.И. Менделеева. Все лучшие силы Петербургского университета приняли деятельное участие в преподавании на курсах. Д.И. Менделеев, обременённый множеством дел, читал некоторые специальные курсы: земледельческой химии, редких металлов, теоретической химии. Так как во времени совпадают годы учёбы М.П. Ярошенко на Бестужевских курсах и преподавание на них Д.И. Менделеева, то возможно предположить, как считают сотрудники музея-усадьбы Н.А. Ярошенко в Кисловодске, что Мария Павловна была студенткой Д.И. Менделеева и, возможно познакомилась с ним лично во время учёбы.
Ведущий 2.
Мария Павловна была одной из исключительно редких женщин, допускающихся в кабинет Д.И.Менделеева. Из воспоминаний ученицы и первой женщины-сотрудницы Менделеева по Палате мер и весов, Ольги Эрастовны Озаровской “Я знала, что порог кабинета, кроме жены и дочерей, переступали только две женщины: М.И Ярошенко (вдова художника; Дмитрий Иванович любил живопись понимал её, и его ближайшими друзьями в своё время были художники Ярошенко, Куинджи и Репин) и М.А. Семечкина. Обоих он уважал за выдающийся ум и любил с ними беседовать” [5].
Ведущий 1. (Слайд 19)
Менделеев не был бы Менделеевым, если бы в своих размышлениях не выходил на глубокие обобщения. Идея, многократно им высказанная, такова: искусство и естествознание имеют общие корни, общие закономерности развития, общие задачи. Поэтому люди науки и люди искусства должны общаться.
Ведущий 2.
Ученый и Художник – они были единомышленниками. Они хорошо понимали друг друга, ценили, уважали и поддерживали. Они готовы были подписаться под менделеевским “манифестом”: “Истина одна, а путей к ее достижению множество”. А.И. Герцен писал “Дружба должна быть прочною штукою, способною пережить все перемены температуры и все толчки той ухабистой дороги, по которой совершают свое жизненное путешествие дельные и порядочные люди”. Такова была дружба Д.И. Менделеева и Н.А. Ярошенко.
Учитель: (Слайд 20)
Прекрасными людьми в музее Н.А. Ярошенко возрождены традиционные "ярошенковские субботы" - творческие встречи с выдающимися деятелями русской культуры. На "субботах" выступают видные художники, ученые, композиторы, писатели, артисты. Жители Кисловодска уже не представляют культурной жизни города без этого небольшого дома над вечно говорливой и неумолкающей рекой Ольховкой, где всегда будет жить имя художника-передвижника Ярошенко!
На знаменитых “Ярошенковских субботах” побывали И. Андроников, Д. Кабалевский, B. Дударова, Р. Гамзатов, Д. Кугультинов, Д. Гранин, В. Белов, А. Верещагина, Л. Иовлева, C. Бэлза, Е. Лунин, С. Говорухин. Светлое, свободолюбивое, человечное искусство Ярошенко будет всегда притягивать своих почитателей и восторженных зрителей. Как пишет поэт Владимир Туркин:
Приходите, люди, к Ярошенко -
Этот дом не просто чист и мил.
Присмотритесь, люди,
хорошенько,
Как в нем разместился
целый мир.
И, спускаясь по аллеям парка,
Унесите в памяти навек:
Жил здесь очень умный,
очень яркий,
Песенный и добрый человек.
Литература.
1. В. Прытков “Николай Александрович Ярошенко”, Государственное издательство “Искусство”, Москва, 1960 г.
2. И.В. Поленов “Ярошенко в Петербурге”. Лениздат, 1983, стр. 138-141
3. Наследие Н.А.Ярошенко в движении эпох: материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 45-летию основания Мемориального музея-усадьбы художника Н.А. Ярошенко и 100-летию со дня рождения В.В. Секлюцкого – основателя и первого директора. Кисловодск, издательство КГТИ, 2008.
И.Н. Кириленко “Ярошенковские субботы”. Главный хранитель Мемориального музея-усадьбы Н.А. Ярошенко, стр. 59
4. Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко г. Кисловодск. Белый город, Москва, 2003
5. Д.И. Менделеев в воспоминаниях современников. Составители А.А. Макареня и И.Н. Филимонова. Атомиздат. Москва. 1969 стр. 141
6. Н.К. Михайловский “Об XVIII передвижной выставке” М., “Художественная литература”, 1977
7. Л.И. Бехтерев “Поиски наследия”. Ставропольское книжное издательство, 1983
8. Е. Польская, Б. Розенфельд “Дорогие адреса”. Ставропольское книжное издательство, 1974
9. В. Секлюцкий “Николай Александрович Ярошенко”. Книжное издательство Ставрополь, 1963
10. А.Ю. Закгейм, кандидат технических наук, Московская государственная академия тонкой химической технологии им.М.В. Ломоносова “Д.И. Менделеев – почётный член Академии художеств”.
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости