Блокадный след в истории моего села

Библиотечная улица, 1, Тюменская область, Черное
1942  — 1947 г.
КонкурсВсероссийская акция "Уроки памяти"
НоминацияКонкурс для всех желающих
Блокадный след в истории моего села

"Им выпало много на долю потерь и утрат.

Останутся в памяти те страшные годы.

Пусть никто никогда не вернется назад, 

А ниточка памяти пусть свяжет

Черное с Ленинградом на долгие годы."

(из стихотворения блокадницы)

Иду я однажды по улице Школьной, лет десять тому назад, напротив церкви стоят двое: молодой мужчина и пожилая женщина. Поровнявшись с ними, я поздоровалась. Женщина повернулась, поздоровалась, назвав мое имя. "Ты работаешь в школе. Я, одна из детей блокадного Ленинграда, которая не уехала домой, осталась здесь, потому что вышла замуж за местного парня. Живу я в городе Тобольске". И я вспомнила, что много лет назад в наше село приезжали давно повзрослевшие "дети блокадного Ленинграда".

Все село, особенно школа, готовились к этой встрече. В интернате приготовили две спальни, в школе накрыли столы. Люди с цветами ждали дорогих гостей. Целую неделю они провели здесь. Каждый дом радушно мог встретить их. А гости встречались со своими бывшими одноклассниками. Делились воспоминаниями, впечатлениями от увиденного радушного приема черноковцев, как и много лет тому назад.

Женщину, которую я повстречала, зовут Вера Иосифовна Созонова (бывшая Потапова). Мы с ней стали реденько встречаться. Я неоднократно приглашала ее на встречи с момими учениками. И каждый раз мы узнавали что-то новое из ее детских воспоминаний. Об этом я хочу вам рассказать.

"В августе 1942 года из Ленинграда по Ладоге стали вывозить из детских домов детей на "Большую Землю". Это были ребята, которых находили взрослые в опустевших квартирах. Их везли на пароходах и судах. Вдруг начался обстрел. Один пароход причалился, все выбегали на берег и падали на землю. В другой пароход попал снаряд. Когда обстрел закончился, все на берегу встали. Обстрелянный пароход затонул со всеми детьми, а на воде остались плавать только детские панамки. Ужас!!!", - вспоминала Вера Иосифовна со слезами на глазах.

В конце августа 100 детей и обслуживающий персонал, во главе с директором Корешовой Анной Ивановной, прибыли в наше сибирское село Черное. Школа наша располагалась в четырех деревянных домах. Персонал и мальчиков разместили в двухэтажном здании. Старшие девочки и директор жили в другом здании - одноэтажном. В селе Черное открылся детский дом № 44. 

В группе, где жила маленькая Вера, работала воспитателем Нина Константиновна. Это она нашла Веру и ее брата Адама одних в пустой квартире и привезла в детский дом на Куракиной даче, находящейся в окрестностях Ленинграда. 

Из воспоминаний Нины Константиновны: "Первое утро в Черном. Свежий воздух. Поют петухи. Стадо коров пошло на пастбище. Напротив детского дома раскинулся кедровый бор и стоит большая церковь с куполами под цвет золота. Располагается село вдоль речушки. Избы в селе серенькие, приземистые."

У детей началась жизнь в Сибири. Колхоз выделил детскому дому участок земли. Они сажали картошку и овощи. Дежали коров, свиней, лошадь и жеребенка Орлика. Летом помогали дети на покосе, осенью - копали картошку и собирали колоски. Хлеб собирали до зернышка. Собранные колоски взвешивали и сдавали кладовщику. Эти дети ко всему относились по-взрослому и трудились на совесть. Дети ходили в платьях, рубашках, пальто, которые шила для них портниха Павла Васильевна. Государство заботилось о детдомовцах. Их хорошо кормили, давали даже по дольке шоколада. Дети тоже старались делать для себя все сами. Девочки стирали белье, мыли посуду. Мальчики носили дрова и воду. Старшие во всем помогали младшим. Среди детдомовцев было очень много братьев и сестер. Это благодаря директору Анне Ивановне. Она собирала ребят так, чтобы братья и сестры были вместе.

Бывшие одноклассники ленинградцев, теперь убеленные сединами женщины, вспоминают: "Ленинградцы были очень дружными. Они старательно учились. На уроках их интересно было слушать. Эти ребята участвовали в районных олимпиадах. Очень часто в школе они ставили концерты, к тому же с ними приехал их музыкальный работник. Учителя и сельские ученики очень доброжелательно относились к детдомовцам. Речь у них отличалась от местного говора, и когда кто-то отвечал, в классе была полнейшая тишина. Многие дети нашли себе друзей из сельских ребят. В эти суровые годы односельчанам жилось плохо, но они у себя дома. Поэтому каждый обогревал детдомовцев ласковым словом. Ленинградцы были в центре внимания всего села."

В 1944 году после снятия блокады Ленинграда директору разрешили вернуться. Она поехала не одна, а забрала с собой старших девочек. Там они были устроены в разные Профессиональные училища и получили профессии. Домой хотелось уехать многим, но они были еще маленькие. Постепенно, повзрослев, уехали все. Детдомовцы не забывали село, в котором им пришлось ппережить суровые военные годы. Через 44 года некоторые воспитанники детского дома приехали на встречу с жителями села Черное и их воспитательницей Ниной Константиновной, которая осталась в нашем селе и всю жизнь проработала в детском садике. 

К сожалению, все меньше остается живых свидетелей, кто мог бы рассказать нам об этом. Вера Иосифовна поддерживает связь со многими ленинградцами. На стене нашей Черноковской школы висит мемориальная доска от ленинградцев. Это благодарность черноковцам за то, что дети блокадного города получили здесь тепло, внимание и заботу со всех сторон. Жители приняли их, как родных, помогли им выжить и встать уверенно на ноги. На мемориальной доске написано: "Низкий поклон жителям села от потомков спасенных ими детей".

03.05.2017

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016