Летние каникулы на море

школа №39, улица Серафимовича, 85, Ростовская область, Ростов-на-Дону
1974  г.
КонкурсЯ вырос на уроках литературы … Контакт поколений
НоминацияЯ вырос на уроках литературы. Рассказ ученика
Летние каникулы на море

Конкурс эссе «Я вырос на уроках литературы»

Рассказ о событии, произошедшем на уроке литературы.

(г. Ростов-на-Дону школа № 39 1974 год).

Летние каникулы на море.

Помню, был случай на уроке литературы в седьмом классе. После летних каникул задала учительница сочинение написать, «как я провел лето». Интересная тема воспоминаний о каникулах. Домой летела, как на крыльях. Скинув туфельки на пороге, забралась на диван, из портфеля высыпала тетрадки, ручки. Писать так, писать! В то время я начала писать стихотворения и рассказы; они были корявыми, но смешными. Я их читала своим друзьям в классе, по двору и, конечно же, маме. Фантазия била фонтаном. Черновиком служила толстая тетрадка в твердом переплете, подарок от любимого дяди. И ручка с перекидными картинками, привезенная им из далекой Кубы.

Дома было тихо, в зале тикали часики, со двора доносились голоса играющих в футбол мальчишек.

«Море ласково подкатывает волны под ноги, чайки кружатся чуть вдалеке», -начала писать я сочинение. Положив ручку в тетрадь, задумалась о почти трех месяцах чудесных каникул на море в Новомихайловке краснодарского края. Два месяца отдыха в пионерском лагере, затем с мамой у знакомых, в большом доме в пяти минутах ходьбы от моря.

Две смены пролетели как один день. В четвертом отряде нас, девчонок, было пять человек, а остальные мальчишки. Все мы из разных школ Ростова. Несколько мальчишек были из Москвы, и некоторые мальчишек из местных, из города Туапсе. Хотелось всё подробно написать. Смена была самая классная, за все годы лагерной жизни. В этот лагерь я езжу каждый год, но только в этом году отдыхала дольше, чем в прошлые годы. Все тусовки проходили весело. В столовую ходили строем, а в столовой, мальчишки старались за нами ухаживать: кто хлеб мягкий положит вместо горбушки, кто масло сливочное с сыром пододвинет, кто конфеты, кто яблоки…

На море шли с песней, в кино и на танцевальную площадку в окружении мальчишек. Нам все старшие отряды завидовали - ни у кого не было столько пацанов в отряде, как у нас. Многие мальчики легко подтягивались и отжимались на турниках, отлично играли в футбол, баскетбол.

Наш отряд занимал первые места на всех соревнованиях, мы гордились нашими мальчиками. Посылки, приходящие из дома делились между всеми: мы собирались кружком и высыпали содержимое на стол, который всегда был готов к сладостям.

Море такое, как я его люблю, сине-голубое с переливами, с шуршанием волн о берег. Вдали видны были корабли, а за буйками иногда и спины дельфинов. Они выпрыгивали из моря, и мы, девчонки, визжали, хлопали в ладоши и мечтали поплавать рядом с ними. Плавали до буйков. Море теплое, как парное молоко, впускало нас в свои объятья, и не хотелось из него выходить через десять минут…

Все старшие отряды по очереди дежурили, охраняли лагерь. Это было ответственное мероприятие, по два – три человека стояли на постах при входе в лагерь, ходили с повязками по лагерю, следили за порядком. Когда отряд был дежурным, можно было днем не спать! Надо было ходить возле корпусов, не допускать шума из спальных комнат и вылавливать озорников, бегающих в туалет, через каждые пять минут. Их вылавливали и отдавали в руки вожатых.

На постах были будочки, где можно было, и сидеть, и мечтать, когда был тихий час.

Один раз мы остановили на дальнем от корпусов посту мужчину в оборванной одежде. Он попросил у нас хлеба и воды. Как жадно он его ел грязными руками и пил большими глотками. На дальнем посту всегда дежурило больше ребят. И не зря. За постом был лес, а, значит, и всякие неожиданности. Поев хлеб, выпив воду, он удалился. Уходя, он поблагодарил нас за угощение. Мы ему с собой дали пачку печенья и яблоки - всё, что у нас было.

Писалось сочинение легко: перед глазами был лагерь и лица друзей.

Ходили мы в походы двумя отрядами с ночевкой. Переходили через бурные речушки, забирались в чащу леса, где пели птицы, росли цветы, мы видели белок, прыгающих с одного дерева на другое, серых змей, лежащих среди мха.

Каждый нес рюкзак, в котором был сухой паёк, кружка и ложка, теплые вещи и дождевик. Палатки несли мальчишки. Каждая палатка была рассчитана на пять человек. Топор и спички у вожатого. У нас была с собой картошка, сало, соль, чайник… Мы разожгли костер, пекли в золе картошку, пели песни. Ночью нас охраняли постовые, крепкие ребята из двух отрядов. На обратном пути в лагерь сделали остановку возле моря, на нашем пляже: поплавали, позагорали, доели сухой паек. У одного из мальчиков был фотоаппарат «Зенит». Он нас фотографировал, пока мы шли, пока устанавливали палатки, на море. Фотографий получилось много. Я разложила фотографии на столе и взгрустнула. Как быстро закончилось лето в лагере.

Тетрадка – черновик лежала передо мной, поблескивая красными полями на солнце, сбежавшем с портьеры на диван, а затем уже и на листы.

Прощалась я с лагерем со слезами на глазах. В рюкзаке лежал блокнот с адресами, подарки, сделанные руками друзей, и фотография нашего четвертого отряда возле спального корпуса. Отдельно в черном плотном пакете лежали фотографии из похода.

«За мной приехала мама, и мы поехали к знакомым в Геленджик», - перевернув лист, я начала новый абзац.

Город встретил нас радушно. И знакомые мамы, тетя Марта, дядя Семён и их дети Володька и Леночка, повели нас на море, которое было в пяти минутах ходьбы от дома. «Так близко море, - это классно, думала я, когда шла по горячему песку.

Все дни, проведенные в гостях, были замечательными. Мы шумной ватагой с утра бежали на море. Мы - это и дети знакомых, и их друзья. Скидывали майки, шорты и сланцы, и с разбега бросались в теплое море. Не было буйков, как в лагере, не было вожатых, стоящих по колено воде, пытавшихся вытолкнуть нас через десять минут. Была полная свобода! Володька был старше нас на два года. Поэтому мы ему подчинялись, но всё было весело и без обид. Он перешел в девятый класс, его сестричка Лена в шестой, самому младшему было десять лет. Все ребята жили по соседству, от нас. Из окна дома было видно море. Но лучший обзор был с крыши. Она была плоской, мы залазили на неё по лестнице и, усевшись, смотрели вдаль на корабли, на парусники, на пловцов. Я любила кататься на велосипеде, и дядя Семен подарил мне новый красный велосипед. По утрам до моря мы ездили по набережной на велосипедах, устраивали соревнования, кто быстрей. И это было здорово! Я писала стихи и рассказы, читала их ребятам из нашей компании:

Море играет синей волной,

Море играет, словно со мной.

Капли от волн на рыжем песке,

Белый корабль плывёт вдалеке.

************

Желтое солнце устало глядит,

С неба оно нас спалить норовит.

Но мы в панамках и нам нипочем,

Пекло с друзьями в тени переждем!

 

Володька хвалил меня всегда за стихи. Мы с ним подружились. Он классно играл на гитаре. По вечерам во дворе их большого дома собиралось много людей: друзья родителей, родственники, соседи. Мы устраивали концерты. Каждый готовил свой номер. Я читала рассказы или стихи, тетя Мара играла на пианино, а Леночка пела, а вместе с ней и все гости. Принимали участие в концерте все желающие. Затем накрывали столы, взрослые сидели, разговаривали, а мы, быстро перекусив, уходили гулять по городу.

За две недели проведенных у маминых знакомых, я полюбила Геленджик.

Скоро мне в школу, а маме на работу. Провожать нас пришло много людей. Дядя Семен попросил автобус на работе, ему выделили, и многие нас проводили до города Новороссийска. К поезду мы подошли шумной толпой. Наш вагон был посередине состава. Дядя Семен, Володя, Леночка и тетя Мара по очереди нас обняли. «Хорошие люди», думала я, сидя в купе под стук колес поезда. Вот и закончилось лето.

 

Лето осталось, увы, позади,

Скоро мне в школу надо идти.

Новая форма и новый портфель,

В класс самых лучших и верных друзей!

 

Дописав последнюю строчку и поставив точку, я стала перечитывать сочинение. Затем переписала набело.

На следующий день я сдала сочинение. Через день на уроке литературы учительница Надежда Константиновна читала самые интересные сочинения. Мое было первым в стопке зеленых тетрадок. Надежда Константиновна читала сочинение, а я видела перед собой не класс, не школьную доску, а море, песок и провожающих меня на поезд новых друзей.

25.04.2017 г.

03.05.2017

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016