Подгоренская начальная школа в годы Великой Отечественной войны

МБОУ СОШ с. Хрущевка , Липецкая область, Липецкий район, село Хрущевка, Липецкая область, Липецк
1940  — 1945 г.
Чурсина Надежда
6 мая 2017 года
КонкурсВсероссийская акция "Уроки памяти"
НоминацияКонкурс для всех желающих
Подгоренская начальная  школа в годы Великой Отечественной войны

Автор:

Чурсина Надежда Викторовна,

учитель истории МБОУ СОШ с. Хрущевка

имени Героя России О. А. Пешкова

Липецкого муниципального района,

Липецкой области

С приближением лета 1941 г. областные и районные партийные и советские органы власти и управления уже планировали проводить летние мероприятия по оздоровлению детей в пионерлагерях. Но летний отдых пионеров и школьников, а также мирные планы нашей Родины, всех граждан СССР, прервала начавшаяся Великая Отечественная война. Внезапно, вероломно, нарушив Договор о дружбе и ненападении, немецко-фашистская армия нарушила государственную границу. Вся страна и весь советский народ поднялись на защиту своей Родины от врага.

С началом Великой Отечественной войны обстановка на территории нашего Липецкого края была сложной. Советским войскам не удалось предотвратить вторжение фашистов на липецкую землю, жесточайшие сражения докатились и до нас. Фронт вплотную приблизился и к Липецкому району. Сохранились воспоминания многих наших односельчан о том, как они вынуждены были рыть окопы, выполнять мероприятия по укреплению линии фронта, как отправлялись пешком за несколько десятков километров, доставляя снаряды частям Красной Армии. Ситуация была очень серьезной.

С начала войны и до августа 1943 года, в течение 26 месяцев, фашистская авиация совершала на город авиационные налёты и сбросила тонны бомб. От бомбёжек гибли мирные жители, разрушались постройки.

Вспоминает жительница села Подгорное Липецкого района Александра Кирилловна Евсина (урожд. Проскурина), 1927 г.р.: « Училась я в школе хорошо. Похвальные грамоты у меня были, учителя хвалили. В селе нашем (Подгорное) была только начальная школа, в которой обучались ребятишки с 1 по 4 класс. Если кто хотел дальше учиться, нужно было ходить или в город Липецк, через речку, или в ближайшее село Ленино (Романово), где были 7-летние школы. Так вот мне после 4 класса учителя посоветовали продолжать учиться. Тетка у нас жила в поселке Тракторного завода, она меня взяла к себе. 5-й класс я училась в 10-й школе города Липецк (ныне поселок Тракторного завода). Помню, я сдала последний экзамен. Тогда ведь экзамены были после каждого класса по всем предметам. Это был июнь 1941 года. И вот возвращалась на пароме через реку Воронеж домой. И тут на берегу бабы как начали голосить: «Война!» Они услышали по репродуктору сообщение. Репродукторы были у нас в селе на столбах. И всё… (плачет). Какая тут учеба… но потом я опять училась. Семилетку я закончила ведь, но учились так… Уже не было такого стремления. Трудно было в войну. Очень трудно. В 41-м году много школ закрылось, эвакуированы были. И наши тоже. Но недолго. Потом снова работали. И ребятишки учились. А я в 10-й городской школе так и училась» (записано 12 марта 2015 г.).

С приближением фронта осенью 1941 года местные органы готовили к эвакуации ценности и имущество государственной важности, объекты народного хозяйства, население г. Липецка и Липецкого района. Были частично эвакуированы машины и сельскохозяйственная техника колхозов и МТС. К эвакуации готовились и школы под руководством отдела народного образования. В архивном отделе администрации Липецкого муниципального района имеются приказы по личному составу Районного отдела народного образования за октябрь 1941 г., из которых можно узнать о том, что финансовые органы производили расчеты с учителями по зарплате и за неиспользованный отпуск в связи с эвакуацией. В частности в приказе № 900 по Липецкому РайОНО от 17 октября 1941 г. читаем: « В связи с эвакуацией произвести расчёт с учителями за октябрь и выдать компенсацию за неиспользованный отпуск . (Архивный отдел администрации Липецкого муниципального района. Книга приказов Липецкого Районо 1939 – 1942 г.г.).

Благодаря историческому контрнаступлению Красной Армии под Москвой 5-11 декабря 1941 года, составной частью которой являлась Елецкая наступательная операция, враг был отброшен на 100- 350 км на запад. Липецкая земля была освобождена от врага. Но наш край до августа 1943 года, до Орловско - Курской битвы и освобождения Орла, оставался прифронтовым районом.

А школы вскоре снова возобновили работу. Уже в декабре 1941 г. органы власти Воронежской области проанализировали ситуацию в деле образования. В частности 8 декабря 1941 г. на повестке дня заседания бюро Воронежского Обкома ВКП (б) и исполкома областного Совета депутатов трудящихся обсуждался вопрос о работе школ. Было отмечено, что «во многих районах из-за отсутствия учителей или из-за отсутствия топлива часть школ не работает». Такое положение признавалось недопустимым и признавалось как факт «антигосударственного проявления». Постепенно ситуация изменялась.

Сохранились воспоминания учителей, учеников военных лет, которые подтверждают это.

Вспоминает учительница начальных классов Подгоренской начальной школы Гункина Анна Дмитриевна, 1923 г.р.: « Я закончила педагогическое училище в 1942 г. Шла война. Обстановка тогда была очень сложной. Город являлся прифронтовой полосой. Ежедневно в г. Липецке чувствовалось грозовое дыхание фронта. Предприятия, население и многие объекты соцкультбыта были готовы к эвакуации. 1941 – 1942 годы – страшное время для Липецкой земли. На работу устроиться было непросто. Я сначала поработала воспитателем в городской школе, но совсем немного. А затем - на предприятии. Осенью 1942 г. меня распределили в Подгоренскую сельскую начальную школу. мне в ту пору было всего 19 лет. Я приехала в село Подгорное учителем начальных классов вместе с другими молодыми учительницами: Неклюдовой Татьяной Петровной, 19 лет, Самохиной Анной Ивановной, 20 лет. Потом ещё приезжали молоденькие учительницы. В 1945 году приехала семья учителей – Мещеряковы Марк Алексеевич и Анна Тимофеевна. Он стал заведующим школой. был участником войны, ранен был.

Трудные это были дни: военные, да и первые послевоенные годы тоже. Ребята в одном классе подбирались разновозрастные. Особенно трудно было зимой: порой в верхней одежде, не раздеваясь, чтобы не замерзнуть, сидели дети в классе, постигая азы грамотности. Мы – все учителя с ребятами сами ходили за топливом (торфом). Отправлялись в Усманский район за 20 – 25 километров, чтобы протопить учебные классы. В г. Липецк ходили за керосином, чтобы освещать с помощью керосиновых ламп классные комнаты, а также, чтобы дома проверять ученические тетрадки. Не было тепла и света, не хватало школьных принадлежностей. Один учебник был на 2-3 учеников. Тетрадей нехватало, писали на любой бумаге, которую приносили из дома дети, чьи родители работали на предприятиях (деловую бумагу, газетную)… Не все дети могли регулярно посещать школу, потому что не хватало сезонной одежды, обуви. Но учебу не бросали. Тяга к образованию была очень большой. Учителей очень уважали. Я только из дома выйду, а уж меня ждут мои ученики, чтобы нести толстый портфель с проверенными тетрадками. Родители кланялись при встрече. Никогда не пререкались, если делала замечания какие. Старались все сделать. Хотя успеваемость не была высокой. Ученики и на второй, и на третий год оставались». (Записано 27 сентября 2010 г.).

Вспоминает жительница села Подгорное Липецкого района Юрова Мария Федоровна, 1937 г.р.: « В селе (Подгорное - прим. автора) было 3 школы, но значились как одна. Два дома раскулаченных крестьян, колхоз отдал под школьные классы. Училась я в начальной школе с 1по 4 класс. В две смены учились. Конечно, на первом месте тогда стояли заботы по хозяйству: в доме, колхозе. Семьи у всех были большие, помногу детей. Жили вместе несколько сыновей в родительском доме, со снохами. Поэтому, у всех были свои обязанности: кому со скотиной управляться, кому по дому прибираться, кому с маленькими няньчиться, а взрослые в поле, в колхозе. Но учебу не бросали. Но учеба, правда, не у всех была хорошей. Мало кто учился на «5» и «4». В классе таких было 1-2, а то и вовсе ни одного. По 1-2, а то и 3 года оставляли на второй год. В начальных классах много было переростков. Учителя с нами много бились. А почему плохая успеваемость? Да ведь нужно было читать и писать, а мы дома работали. Родителям помогали. Но учителей боялись, и уважали, и любили. А после начальной школы не все шли учиться дальше, хоть и можно было. Уже с 11 – 13 лет в колхоз шли. И в колхозе помогали уже с весны – ведь работников не хватало. Девчонки, кто постарше (14-15 лет – прим. автора), трактористами работали, пахали, сеяли. А куда деваться. Война многих мужиков отняла». (Записано 7 мая 2015 г.).

06.05.2017

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016