Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
История школы в документах (приказы РОНО, воспоминания учителей и учащихся)
Приготовила информацию руководитель школьного краевдческого музея Дюкова Галина Александровна.
I часть. Вступление.
В 2018 году школе исполняется 80 лет.
За плечами школы большая жизнь. О ее истории рассказывает музей школы. В нем собраны документы и фотографии о первых годах работы школы, о создании пионерской и комсомольской организациях, об учителях и директорах школы, о Бердюжской коммуне, об истории села Бердюжья. Много материала собрано по материалам Великой Отечественной войны. Я решила подробнее познакомиться с документами и фотографиями, посвященными войне, ведь эта тема актуальна всегда.
Какую роль во всем этом сыграла наша школа, ее учителя и выпускники? Кто здесь работал? Чем занималась школа в годы войны? Как они жили?
Я постараюсь ответить на эти вопросы и другие.
Изучив приказы РОНО (районного отдела образования) с 1937 по 1945 годы, воспоминания
учеников, педагогов, сохранившиеся в школьном краеведческом музее, прочитав книгу Вадима
Пархоменко «Вдали от дома родного» (эвакуированного в наше село школьника-ленинградца в
годы войны), я узнала…
IIчасть. Основное содержание.
Наша школа, как средняя, стала функционировать, согласно приказа № 11 от 24 января 1938 года. Из первых выпускников – 22 человека работали учителями, воспитателями и пионервожатыми школ района. С 1939 года перерывов выпускников из 10 класса больше не было.
Дополнительная нагрузка учителя.
Учителя БСШ проводили зачётные сессии заочников 1 и 2 классов Ишимского педучилища Бердюжского и Армизонского районов, о чём и свидетельствует книга приказов по Бердюжскому районо. Учителя высокой квалификации по совместительству выполняли работу заведующего районным методкабинетом ( Попова А. М., Петрова А. И.) Также работали в Институте общественных инспекторов, который осуществлял контроль за работой школ района ( Петрова А. И., Переведенцева Е. Н.). Вечерами занимались в консультпунктах, выполняя решение ЦК ВКП(б) (Центрального комитета Всесоюзной Коммунистической партии большевиков) и СНК СССР (Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик) от 28.10.1938 года, которое гласило, что все неграмотные и малограмотные подростки от 14 до 18 лет, работающие и неработающие, обязаны пройти обучение в организуемой без отрыва от производства в трёхклассной вечерней школе.
В 1939 году, согласно приказа РОНО от 19 мая, в школе уже работало 26 учителей (10 – учителя Начальных классов).
Зарплата учителя.
Из сборника РОНО, можно увидеть и зарплату учителя до войны, она составляла: от 243 рубля до 320 рублей – у предметника, 200 рублей у п/вожатой, 193 рубля 50 копеек – у учителя начальных классов.
Кто мог стать учителем?
Учителями в 1939 году могли стать выпускники 9-х классов, пройдя 10-ти и 5-ти месячные учительские курсы. Наши девочки: Мишина Ольга Коновна (после окончания 9 класса, отправлена работать в Уктузскую школу, учителем нач. классов), Чванина Нина Васильевна после окончания 10-го класса, работала в родной школе учителем нач. классов, Екимова Мария Петровна, после окончания 9 класса назначена учителем начальных классов в Полднево…
Борьба с недисциплинированностью.
С 1 сентября 1940 года введена нумерация школ района. Наша школа была под №1. В связи с постановлением СНК СССР ЦК ВКП(б) от 28.12. 1938 года, требующее от работников школ и РОНО вести решительную борьбу с лодырями, прогульщиками, летунами и рвачами, решительно покончить с недисциплинированностью и расхлябанностью, которые ещё имеют место в ряде школ, прошла серия, так называемой «чистки» рядов и в нашей школе. И касалась она в основном молодых педагогов. Наказания были разные: за 2 дня прогулов – выговор, за 4 – увольнение, с последующей передачей дела в суд.
Мотивировка была одна – «за нарушение Трудового Кодекса…» Наказанию за нарушение порядка школы, плохую дисциплину в классе и вне класса, нецензурное выражение на уроках, плохую учёбу, подвергли и ученика 3 класса Плисс Шуру, ученика 5 класса, Доронина Александра. Они были исключены из школы без права поступления в неё в течение 1 года. Основанием наказания было представление директора школы и Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 1.09.1935г., постановление ЦКВКП(б) от 25.08.1932 года. (и книги приказов по Бердюжскому районо, приказ №475 от 04.01.1941г.)
В мире было неспокойно, чувствовалось приближение войны, и поэтому молодежь в обязательном порядке должна была сдавать нормы БГТО и ГТО (Приказ Народного Комиссара просвещения РСФСР за № 107 от 13.01 1940г.)
Но жизнь детей не омрачалась, проводились массовые детские праздники, например, в конце мая 1939 года прошёл праздник, организованный педагогами, родителями, общественностью и Профсоюзными организациями в связи «с окончанием учебного года с детской художественной самодеятельностью, с выдачей подарков, похвальных грамот и показом отличников учёбы, на открытом воздухе» ( из приказа зав. РОНО, Нестерова Петра Ивановича от 10 мая 1939 года).
1941 – й год...
Уже по брусчатнику завоёванных европейских государств мощно гремели стальные траки фашистских танков. Уже немецкие дивизии сосредоточились на границе Советского Союза. А здесь, в Сибири, по - прежнему не верилось, что враг нападёт и на нашу страну. Не посмеет, т. к. мы сильная страна и наша армия всех сильней.
«22 июня гитлеровские орды нарушили мирный труд нашего народа. Война разрушила все наши планы и мечты, ведь многие собирались поступать учиться в техникумы и вузы или найти работу по душе и в мирной спокойной обстановке трудиться и приносить пользу Родине и своему народу», - вспоминает участница Великой Отечественной войны Екатерина Кондратьевна Демидова, выпускница 1941 года.
Школа вносит изменения в свою работу .
Учащимся прививались первичные военные знания, интенсивнее стали работать кружки по военному делу. В документах, выпускника нашей школы 1942 года, Александра Филиппова, пропавшего без вести в марте 1944 года, мы находим подтверждение всему этому.
Передо мной лежат документы, переданные его сестрой, Филипповой (Усовой) Ольгой Ефремовной. Это временное удостоверение за №6598 для обмена на значок ГТО от 20 марта 1942 года; членский билет ОСОАВИАХИМа; билет значкиста «Готов к ПВХО»; членский билет Международной Организации Помощи борцам Революции; удостоверение к значку «Готов к санитарной обороне», выданного в феврале 1941 года; лотерейные билеты по разной цене, которые школьники распространяли среди жителей села и покупали сами, а затем собранные средства отправлялись в фонд обороны и многое другое. А также сестра сохранила и его значки «Ворошиловский стрелок», «Готов к ПВХО», «Готов к труду и обороне», «Готов к санитарной обороне».
И в подтверждение вышесказанному, вновь привожу воспоминания Демидовой Екатерины Кондратьевны, выпускницы нашей школы 1941 года «...Большую работу проводил комсомол по Подготовке молодёжи к обороне своего Отечества. В комсомольских организациях шла подготовка «Ворошиловских стрелков», сдача норм на значки ГТО, ПВХО, ГСО. Стояла задача иметь каждому комсомольцу не менее трёх значков. Часто устраивались военные походы, игры»...
Школа на основании приказа №13 от31 марта 1943 года по Бердюжскому РОНО д. б. организовать Из девушке 8-10 классов подготовку телеграфистов и телефонистов – морзисток. Получив такую подготовку, девушки отправлялись на фронт. Одной из таких девчат, была выпускница нашей школы Никитина СофьяИльинична.
Учителя школы – участники войны.
Из школы стали забирать педагогов на фронт. Из приказа зав. РОНО от 6 июля 1941 года: «Преподавателя военного дела и физкультуры Бердюжской средней школы – начальника районных пионерских лагерей, Петрова Петра Яковлевича считать выбывшим по мобилизации в РККА с 6 июля 1941 года…, преподавателя математики – Фёдорова Дмитрия Игнатьевича – с 12.07.41г.,… Зуева Николая Ивановича, директора школы, призванного для прохождения военно - учебного сбора с 30 июля 1941 года и зачисленного в РККА по мобилизации, учителя начальной школы – Анфиногенова Владимира Ивановича, с 24 ноября 1941 года…» Итак, в течении 4-х лет войны, на фронт были мобилизованы: Ружицкий Андрей Антонович (учитель немецкого языка) с 14.01.1942 года, Майер Александр Гофридович, учитель географии с 20.01 1942 года; Гартунг Вениамин Владимирович, учитель математики, с 10.04 1942 года; Штейнмец Кондрата Генриховича, учитель химии с 10.04 1942 года; Сычёв Василий Павлович , с 11.03.1942 года, Петров Г.К. (военрук) с 05.06.1942 года; Попов Леонид Михайлович (военрук), с .05.06.1942 года; Коротич Василий Никифорович, со 2.10.1942 года, Акимов Е.А., с 25.12.1942 года, а Пацер Емельяна Герасимовича и Гилейдовец Элину Петровну, с 20.10.1942 года призвали в трудармию.
Конечно, надо назвать и тех молодых педагогов, которые были призваны в РККА в 1939 году и находились в действующей армии, не успев демобилизоваться до начала войны. Это Неверов Николай Дементьевич, учитель начальных классов; Нестеров Александр Иванович, Ожогин Тимофей Михайлович, Доронин Иван Макарович (математик); Доронин Иван Макарович
(1919-1941гг)
Выпускник Бердюжской средней школы. Закончил семилетку и поступил в педагогический техникум. С 1937по 1939 год работал в родной Бердюжской школе преподавателем физики и математики. В 1939 году был призван в ряды РККА. Он учился в Омском военном училище до войны и получил звание лейтенанта. Иван Макарович был командиром пулемётного взвода, 480-ой стрелковой дивизии. В ожесточённых боях за город Смоленск, в 1941 году, лейтенант Доронин пропал без вести…( такое сообщение получили родные). На сайте «Мемориал» я увидела такую запись: «Командир пулемётного взвода Западного фронта 73СД выбыл по причине ранения 28.07.1941 года» и второе сообщение «лейтенант, командир пулемётного взвода 480 отдельного сапёрного батальона 152 СД пропал без вести в декабре 1941 года» (поиск продолжаю).
Шаламов Михаил Фёдорович, учитель русского языка и литературы; Баталин Сергей Нилович; Субботин Андрей Александрович… 1941 год.
Из воспоминаний Журавлёвой Александры Савельевны: «В первый же день войны, вечером 22 июня, директор школы собрал старшеклассников в школу. Они выносили вместе с учителями мебель из классов, оставили только стол и стулья для медкомиссии. Школа стала сборным пунктом для отправки на фронт мужчин».
В первый же призыв, ушли на фронт Николай Иванович Зуев (директор школы) и его ученики, только что выпустившиеся из стен родной школы: Виктор Попов, Ганя Ильин, Володя Зуев, Володя Захаров». А вслед за ними, так и не закончив 10-й класс, уходят защищать Родину Сергей Куликовский, Доронин Пётр, Филонов Геннадий, Тимофеев Григорий, Самойлов Николай, Доронин Павел и многие другие. Многие воспитанники Бердюжской школы пали на поле брани смертью храбрых, «100 человек за мужество, отвагу награжденыорденами и медалями» (из архива администрации района).
Из воспоминаний их одноклассницы Пегановой Валентины Григорьевны «…мальчики писали заявления и шли в военкомат, чтобы их добровольцами отправили на фронт. Но брали не всех и не сразу, а сначала из 9-10 класса в училище авиационное или артиллерийское в Курган или в Московское военно-инженерное и др. Это Доронин Петя, беленький, голубоглазый, небольшого роста и скромный, как девочка. Филонов Гена, с карими озорными глазами, Тимофеев Гриша, всегда с юмором входивший в класс. А Серёжа Куликовский, высокий, кудрявый, самый умный и, казалось от этого самый красивый. Они были разными: и Самойлов Коля, и Доронин Павел и многие другие. Всех их война с первых дней сделала взрослее и серьёзнее. … В 10 классе мы остались без мальчиков… Серёжа Куликовский учился в Томске, в артиллерийском училище, и во время экзаменов писал, чтобы ему высылали тексты контрольных работ и там, вдали от нас, он хотел жить жизнью класса, выполняя те же задания, и высылая их для проверки учителям. Из нашего класса все побывали в военкомате, но девочек не брали на фронт. И лишь исключение сделали Соловьёвой Вале и Даниловой Маше. Они с наградами вернулись домой. А наши мальчики, не дожив до победного конца, остались для нас молодыми навсегда».
Соловьёва Валентина Кузьминична (из воспоминаний подруги Тихоновой Галины Фёдоровны)
«Валентина Кузьминична Соловьёва ( в замужестве Рудый) в 1942 году окончила второе Ленинградское военно- техническое училище, которое в то время находилось в Ишиме. Боевое адом в штурмовом авиационном полку (заряжала пулемёты и пушки, подвешивала бомбы, ремонтировала вооружение). За войну она обслужила более 200 боевых вылетов, её имя было занесено в альбом ЦК ВЛКСМ, награждена медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией». На войну Валю забрали, когда ей было всего 17 лет».
По летописи Антонины Михайловны Поповой (учителя биологии, а с 1941 года по 1944 год, Директора Бердюжской средней школы), можно ясно представить себе как отправлялись на войну первые жители нашего села. «До сих пор в памяти отправка одной команды. Когда тронулись машины с площади перед деревянным зданием школы, Изместьев Кузьма Григорьевич, Сабенин Александр Гаврилович, Журавлёв Николай Степанович, стоя на машинах, обратились к учителям: «Мы уходим защищать нашу Родину. Возможно и не вернёмся. Просим вас, учителя, воспитайте наших детей!»
И никто из них не вернулся, пали смертью храбрых.
«Огненный выпуск» (о выпуске 1941 года)
Из воспоминаний Екатерины Кондратьевны Демидовой, выпускницы 1941 года, участницы Великой Отечественной войны.
«Передо мной пожелтевшая фотография 1941 года. Храню её как самую дорогую реликвию. Фотографировались мы перед окончанием Бердюжской средней школы. И видится то далёкое время, вспоминаются девчонки и мальчишки, которым довелось сразу после школы шагнуть в опасное пекло войны. С тихой грустью смотрю на знакомые юные лица, с которыми вместе учились несколько лет. И среди них нахожу тех, чьи имена высечены на плитах памятника, расположенного на площади Победы. Вместе с нами на фото классный руководитель – Иван Ефимович Цибизов, завуч – Евдокия Николаевна Переведенцева, преподаватель немецкого языка и литературы – Емельян Герасимович Пацер, преподаватель русского языка и литературы – Иван Михайлович Фыркин. Все годы, после 4-го класса, мы учились в маленькой деревянной школе с небольшим пристроем (сейчас там размещены мастерские). Только последний десятый класс довелось закончить в новом кирпичном здании. Маленькие, тесные классы нас не удручали. А вот запомнилось, что рядом со школой были большие кусты сирени и черёмухи. И так пышно они цвели весной, что кажется, и сейчас это зримо, осязаемо. Класс наш был комсомольский. Большим праздником были дни комсомольских собраний, с каким-то особым трепетом в сердце ждали их комсомольцы. Были некоторые учителя комсомольского возраста: Иван Васильевич Утюгов,Иван Макарович Доронин и др. ... Особым уважением пользовались у нас учителя – Евдокия Николаевна Переведенцева, Антонина Михайловна Попова, Емельян Герасимович Пацер, Елизавета Фоминична Старых. Класс был дружным. Помню, на экзаменах переживали за каждого. Сильными учениками были Николай Кошкаров, Раиса Орлова, Фаина Ипатенко, а вот слабее всех учился Иван Андреев. Всем классом старались помочь ему.Каждый одноклассник – индивидуальность. Высокий, симпатичный, степенный был Севастьян Новожилов; скромный, застенчивый Леонид Попов; очень подвижный, с юмором Павел Климович. Девушки тоже были разные по характеру, способностям. Выпускного вечера тогда не было. Собирались мы все в своем классе, сидели за партами пили чай. Как было знать тогда, что все вместе мы сидим последний раз. Это было в субботу 21 июня 1941 года. После самой короткой июньской ночи наступило воскресенье - день отдыха. В то памятное утро страна Советов ещё жила мирной жизнью. Бердюжане собрались в роще, у озера Становое. Ещё утром строили планы на будущее. Но в полдень радио принесло тревожную весть о вероломном нападении фашистской Германии… В тот же день Центральный Комитет ВЛКСМ принял постановление, в котором призывал, каждого комсомольца быть готовым к битве с врагом. С оружием в руках, стать на защиту Родины, за честь, за свободу. Всё личное отошло на задний план. В первые же дни сотни комсомольцев нашего района были зачислены в ряды Красной Армии и отправлены на фронт. В разное время были призваны наши одноклассники – Михаил Бурундуков, Павел Климович, Александр Яковлев, Севастьян Новожилов, Иван Андреев, Иван Наумов, Георгий Русин, Николай Кошкаров, Леонид Попов. Вместе с другими встали на защиту своей Родины и девушки нашего класса: Мария Яковлева, Мария Чумакова, Фаина Ипатенко, Зинаида Никитина, Раиса Орлова, Евгения Гридина и другие. Ушли по разным дорогам и фронтам. Ушли и не вернулись Александр Яковлев, Севастьян Новожилов, Павел Климович. Последнюю открытку перед решающим боем послал Михаил Бурундуков. Как утверждают очевидцы, Леонид Попов погиб в плену. Тяжело раненый, с осложнившимся здоровьем вернулся Георгий Русин. Трудностей в те годы хватило на всех: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу. В семье остались одни женщины и дети. Женщинам нужно было заготовить дров для себя и для школы по 5 кубометров. Школы отапливались плохо, застывали чернила. Дети ходили в школу полураздетые, полуголодные. Но всё это переживали мужественно. У каждого из нашего выпуска по-разному сложилась жизнь. Анастасия Терентьевна Киселёва, Татьяна Павловна Пятанова, Мария Сергеевна Паршевникова, Мария Петровна Берлина, Раиса Михайловна Орлова посвятили свою жизнь педагогическому труду. Для нашего поколения было законом: если надо, значит надо. Делали всё, что могли. За всё, что было в нас хорошего, мы обязаны своей школе и мудрым учителям».
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости