Чехов и музыка

6, микрорайон Восточный, 23, Чувашская Республика, Канаш
2017  г.
КонкурсЯ вырос на уроках литературы … Контакт поколений
НоминацияЯ вырос на уроках литературы. Рассказ ученика
Чехов и музыка

Чехов и музыка Урок литературы. Мы закончили разбор третьего акта пьесы Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». Только что отзвучала реплика Лопахина: «За все могу заплатить!» На сцене, кроме бывшей хозяйки имения, — ни души. Вековое дворянское гнездо распалось. Любовь Андреевна Раневская «сидит, сжалась вся и горько плачет». «Тихо играет музыка».

- Ребята! — обращается к нам учитель. — Подберите к этому эпизоду музыку. И пусть у каждого из вас будет своя музыка: предстоит серьезный разговор. Все тут же стали подбирать музыку, созвучную драматическому подтексту: тихую, грустную, для четырех скрипок, флейты и контрабаса, о которых упоминается во втором акте «Вишневого сада». Знатоки музыки предлагали послушать Моцарта и Баха. Многие мои одноклассники молчали.

- Неужели так сложно понять смысл эпизода без музыки? — выкрикнул кто-то.

- Музыка эмоционально воздействует на человека и помогает более полному восприятию происходящего в произведении, — объяснила педагог. Через некоторое время я предложила найти в Интернете пьесу Р. Шумана «Первая утрата» и послушать её. Полилась грустная мелодия, в которой можно было услышать и жалобу, и упрек, и безутешность.

Я думаю, эта мелодия созвучна событиям, происходящим в пьесе А.П. Чехова, так как «Вишневый сад» — это драма разных настроений, главное из которых — грусть об уходящей жизни, об исчезающем времени. Уходящий мир в произведении олицетворяет элегическая красота вишневого сада. Кому же достанется эта красота? Что будет создано на месте обреченного на гибель сада?

Пьеса Шумана, действительно, помогла нам осмыслить драматизм происходящего, прочувствовать безысходность Любови Дмитриевны Раневской, её боль и утрату. Разбираем произведение дальше. Учитель просит обратить внимание на монолог Ани, которая обращается к матери: «Аня. Мама!.. Мама, ты плачешь? Милая, добрая, хорошая моя мама, моя прекрасная, я люблю тебя… я благословляю тебя. Вишневый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа… Пойдем со мной, пойдем, милая, отсюда, пойдем!.. Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, пойдем, радость моя… Пойдем, милая! Пойдем!»

- Кто из вас, ребята, обращался к маме в горькую для неё минуту вот так, как Аня: «Милая, добрая, хорошая моя мама, моя прекрасная»? — задала вдруг неожиданный для нас вопрос учитель. — Вдумайтесь, молодые люди, какая забота о близком человеке, безграничная любовь к родителям звучит в словах героини.

Класс притих. Я прислушиваюсь к тому, что звучит сейчас во мне. И тут тихо заиграла музыка — возвышенная и благородная «Ave Maria» Ф. Шуберта, которая обращена к лучшим свойствам души человеческой. Простая и ясная, она воздействует на человеческую душу с такой силой, что течение этой музыки воспринимается как непрерывный струящийся свет доброты, ласки и тепла. В конце урока литературы мне захотелось произнести очень важные слова, и я произношу их: «Милая, добрая, хорошая моя мама, моя прекрасная, я люблю тебя!»

15.05.2017

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016