Боярышник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА, Школьная улица, Воронежская область, Бобровский район,посёлок 2-ое Никольское
1973  — 1981 г.
КонкурсЯ вырос на уроках литературы … Контакт поколений
НоминацияЯ вырос на уроках литературы. Рассказ ученика
Боярышник

Я стою на остановке Духовского переулка, собираюсь ехать на Шаболовку. Мысли грустные: всё-таки, наконец-то, решилась на визит к врачу. Конец августа, а осень, торопясь, дала о себе знать пожелтевшими сухими листьями на асфальте.

Воркуют и суетливо пьют голуби воду из прозрачной недалёкой лужицы после утреннего дождя. Полуденное солнце ещё припекает и я, слегка прикрыв глаза, ловлю прелесть уходящего лета. Мимо спешат верующие к усыпальнице святой Матронушки. Женщины вдоль дороги продают цветы: пурпурные, с крупными бутонами розы, стройные махровые гвоздики и белоснежные хризантемы.

Взгляд падает на высокий куст боярышника рядом. Украшавший своим богатым видом незатейливый пейзаж не дальнего погоста, он с любопытством посматривал в сторону прохожих. Уже красные ягоды на плотной круглой кроне и от света ярких лучей как лакированные, набрались соком. Рассматриваю кустарник внимательнее: весь ещё в изящных зелёных листьях, но отчётливо видны алые огоньки.

Подхожу поближе и, встав на носочки, аккуратно отрываю ещё недоспелые плоды. Их несколько на одной кисточке. Пальцами перебираю ягодки и сжимаю ладонь. Боярышник, колючий боярышник моего далёкого детства. Ясная картина памяти, отодвигая забвение толщи огромного куска зрелой жизни, посмотрела из ушедшего далёко:умеют же некогда яркие эпизоды сенсорное  магическое свойство возращать тебя в прошлое.

Вспоминаю свою любимую учительницу по русскому языку и литературе Шевелькову Тамару Фёдоровну. Вот она молодая,  красивая, с модной причёской , обнимая наш классный журнал рукой(в другой необычная по тем временам, шариковая коричневая толстая ручка), стремительно заходит в класс.

Мой мудрый классный руководитель после начальной школы до последнего звонка. Она очень нравилась мне: слегка строгая, внимательная, честная, справедливая и очень - очень умная. Потомственный педагог прекрасно владела родной речью, отлично знала русский язык и художественную литературу.

В эпоху пионерского галстука, комсомольского значка и партийных съездов она стала для меня реальным кумиром моего школьного возраста. Расширяла наш кругозор не только учебной программой, но и внеклассными занятиями. В эпоху расцветающего  дефицита и масштабного сбора макулатуры,( с наказом <<очень аккуратно, ребята>>), давала читать нам собственные книги и номера очень популярного тогда журнала Юность. Многие известные именитые авторы начинали своё творчество там.

По правилам того времени, старательно обёртывая в газетную обложку бесценный томик, с короткими промежутками, бережно передавали друг другу. Да, у меня была карточка читателя, но получить сборник из рук дорого наставника было несравнимо с изданиями из библиотеки. Подписанную книгу Чингиза Айтматова <<Тополёк мой в красной косынке>>которую она мне подарила, я берегла как сокровище. С моими прошедшими трепетными переживаниями первого робкого чувства между зачитанных пожелтевших страниц,  перепутьями  взрослых лет, она и сейчас стоит в моём книжном шкафу.

Я как будто вчера помню тот побледневший лист, куда капли моих юных слёз ручейком стекали от нахлынувшей, не разделенной взаимностью  первой влюблённости . Уважаемый учитель смог деликатно познакомить нас с одной из ведущих тем великих произведений и донести в расстроенные самой подростковой жизнью струны красоту и гармонию первой любви. Какое огромное эмоциональное воздействие проникало в нас - ещё угловатых девчонок и мальчишек, сопереживая героям притягательной лирики.

На уроке литературы я запомнила знаменитую фразу Фёдора Достоевского “Красота спасёт мир”. Я старалась  делать себя красивой. Очень много , в основном внешне. Я не понимала  ценности женского внутреннего убранства :милосердия ,смирения и прощения. Задумавшись на очередной мой вопрос  когда я была у неё в гостях, ответила: <<Многое  понять,Светик ,можно лишь со временем>>. Моя последующая жизнь перстами судьбы умеючи рассудила и это правило.

Тамара Фёдоровна прекрасно относилась к каждому ученику, но и журила когда надо было .За дело. А её заметка в дневнике, что она хочет, видеть мою маму ,была для меня огромным огорчением. У меня стали появляться тройки. Но доброта в ней была непостижима, она как живая вода тебе просто необходима. И ты стараешься и много читать, и писать, учить правила, делать домашние задания. И вот снова в дневнике долгожданная радостная пятёрка. И горстка влажного песка в твой строящийся ,пока ещё не смытый языкастой пенистой волной, песчаный волшебный  дворец. Где всем есть место.

Нет потаённых углов , куда надо убирать тени отболевших фигур..  И ты,  вышедшая из василькового цвета морской воды. В центре огромной перламутровой раковины, с распущенными мокрыми волосами и переливающимся  рыбьим хвостом  на красном закате.  Юная русалка  с человеческой  бессмертной душой, мечтающая о любви загадочного, сказочного  принца. Нет, не иллюзия, нет сомнений, всё просто, это  реальность будущего  

А наступившей осенью всё ученики вместе со своими учителями ходили в местный, посаженный бывшими выпускниками ботанический сад. Ещё не закончился листопад .И золотые ,красные и лиловые листья клёна, берёз, осины, липы ,тополя медленно кружась, падают в сухую траву. Небо сверкает синевой. Бодрящий и чистый воздух пахнет свежестью. Серебристые нити паутины летая вокруг, ,прилипают на твоих пухлых губах и пушистых ресницах в наивных глазах .И стряхивая и  отфыркивая  плетение  бесстрашного пилота,   гримасничая ,веселишь всё вокруг.

В тёплые, выдавшиеся, солнечные деньки ты радостно повторяешь за учителем, далеко не понимая лёгкую грусть этого выраженья "Бабье лето". В школьном саду мы убирали пёстрый ковёр из опавших листьев, устилавший землю. Вот такой настоящий труд в природе в советское время. Тамара Фёдоровна всегда ходила с нами. Как я была рада видеть её, вот в такой неформальной обстановке. В синих модных джинсах и красной лёгкой куртке, как-то необычно оттеснён учительский дресс-код. И ещё сильнее притягивает твоё пристальное внимание к ней.   

По дороге она много нам рассказывала, читала свои любимые стихи. И ты обогащенный и заинтересованный или каким то событием, или историей, цитатой, фразой или словом ещё долго обдумывая и рассуждая, примеряешь к себе, к своим мыслям, поступкам .Мы бросаем грабли и бежим к красивым трём кустам со спелыми ягодами. Хочется быть осторожной, не уколоться, зная коварство этого кустарника. Но всё равно задевая острые шипы хрупкими детскими руками, рвём и весело смеясь ,едим плоды боярышника.

И пряный сладкий вкус ягод ещё долго заставляет тебя пробираться в середину колючего куста  .Но вот звонкий голос учительницы заставляет возвращаться назад к аллеям, на ходу проглатывая прочные косточки боярышника.Я сгребая рыжий убор, очень стараюсь, ведь мнет так хочется ,что бы Тамара Фёдоровна меня похвалила. Но, она занята и с другими. И насобирав большую гору увядших листьев, споткнувшись, падаю прямо в своё творениё.

Начинаю хныкать. Рядом сбегаются ребята. Она встревожено и быстро идёт ко мне. Успокаивая меня, что случилось и присев ко мне прямо в пышную листву, ласково гладит по голове, не забывая сказать:<<какая я, молодец.>> Осторожно снимая багряные, кленовые лапки с русых нежных волос, шутит:(<< ты сейчас похожа на прекрасную Олесю!>>) И я, перестав плакать,  улыбаюсь, смотря в её большие и добрые глаза. Все вокруг нас начинают дружно хохотать. Мы тоже. И вот опять мы мчимся к нашему любимому осеннему угощению. 

Никогда в жизни мне не приходилось, есть вкуснее этого природного дара - плодов боярышника..Благодатная осень, запах прелыми листьями, любимый педагог, школьные друзья. Впереди манящая, уходящая к горизонту длинная дорога в даль .Вот она, прозрачная капелька детского счастья. С того момента проза великого русского писателя неподражаемой кудесницы и трагичного гранатового подарка, одна из моих любимых. Они, как и письмо незнакомки другого автора, являются для меня истинной историей: подлинная любовь - это боль.

Тема огромная, но я же про себя. Не вырастая из неё и ни разу не изменив, не отторгнув и не предав своё искреннее постоянство в обожании книг . Моя   волнующая  лёгкими силуэтами  неповторимых обликов    копилка приоткрылась. В ней  собранны самые дорогие люди кем была наполнена моя  жизнь.Учащённым пульсом   с оттенками тихой радости  застучало сердце .Этот зеркальный самоцвет занимает здесь важное место среди бесценных  драгоценных камней.

Сколько всего написано, спето и снято про учителей! Где найти свои проникновенные слова, отражающие чувство глубокого уважения, памятного восторга и искренней признательности уже не провинциальной девочки, а женщины-матери .Но вот и мой трамвай, но я не сажусь в него, а иду к милой цветочнице. Покупаю белые божественные хризантемы. Медленно иду вдоль улицы, держа в руках красивые цветы, и, крепко сжимаю в ладони недозрелые горошины.

Захожу в  храм  Cошествия  Святого  Духа. Ставлю свечи о здравии. Целительное, приносящее душевную радость воспоминание в совместной молитве к Богу дарит надежду. Оно нанизано на счастливую нить жизненных бус. Это неслучайно. Всё будет хорошо. И лёгкой поступью по каменным  исстиранным  ступеням вниз. Молчаливая. Полная возможностей  тишина храма   резко сменяется ракурсом огромного шумного города. И, ускользая за суетой городской жизни, бликов волнующих задач наступающего завтра, мне не хочется расставаться  c этим трогательным образом.

17.05.2017

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016