Школьный краеведческий музей "Истоки"

МБОУ Мунгатская ООШ", село Каменка, Кемеровская область, Крапивинский район
КонкурсВсероссийская акция "Уроки памяти"
НоминацияКонкурс для всех желающих
Школьный краеведческий музей "Истоки"

Школьный краеведческий музей «Истоки» основан в 1971 году преподавателем истории и обществознания Позднышевой Людмилой Владиславовной. Школьный музей «Истоки» является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

(Позднышева Л.В.)

По своему профилю музей «Истоки» МБОУ «Мунгатская основная общеобразовательная школа» является краеведческим музеем. Он воссоздает страницы истории села, района, его людей. Восстанавливает историю образования Мунгатской школы: ее педагогов, учеников. Отражает события Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., участие в ней наших воинов - земляков, тружеников тыла.

В 2010 году школьный краеведческий музей МБОУ «Мунгатская основная общеобразовательная школа» прошел процедуру паспортизации и вошел в реестр школьных музеев области.

С 2007 года руководителем музея являюсь я - Дементьянова Ирина Николаевна, учитель высшей категории. Последние десять лет возглавляю и веду научно-исследовательскую деятельность.

(На уроках истории в школьном краеведческом музее «Истоки)

  1. Ежегодно провожу мероприятия, посвященные Дню Победы с использованием музейного архива. В этом году мы решили присоединится к акции «Уроки памяти», которые проходят в рамках всероссийского проекта «Страна с великой историей» и рассказать о нашей школе, её людях работавших и учившихся в ней годы Великой Отечественной войны. В 2010 году, ученица нашей школы Яковлева Валерия заняла место в районной научно - практической конференции «Старт в науку». Тема её работы была «Педагоги-фронтовики, труженики тыла» (Приложение №1).

Программа развития музея предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории образования Мунгатской школы, села Каменки, участие её жителей в Великой Отечественной войне. Благодаря активной, целенаправленной поисково-собирательской работе сегодня в школьном краеведческом музее имеются подлинные материалы, документы, имеющие историческую ценность. Это и предметы народного быта, культуры, экспонаты, отражающие этнографию, археология родного края.

Основная работа нашего музея – пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Они помогают расширить знания об историческом прошлом и настоящей нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к её истории.

(Возложение гирлянды к памятнику в День защитника Отечества)

(Памятник воинам-односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.Его сделал по заказу в городе Калуге скульптор Колобио. Памятник привезен в село в 1972году. Постамент изготовили местные жители Лехнер В.Е. и Чернов В.Т. Уход за памятником осуществляют школьники)

(Военно – спортивная игра «Зарница»)

Ребята работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаюся за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учаться наблюдать, анализировать, обмениваться опытом, передают знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного научного сообщества (Приложение 2) .

«Урок мужества» На фото Цыгикало А.Г., учитель технологии. В годы Великой Отечественной войны жил на Украине, был в оккупации и находился в партизанском отряде со своими родителями.

Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором военно-патриотической работы. Поэтому предполагается усилить инициативу музея в организации общественно – полезных дел. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий: экскурсии и походы по местам боевой славы, широкое проведение дней и месячника защитника Отечества, встречи с ветеранами, «Вахты памяти», поисковые мероприятия, конкурсы творческих работ, военно-спортивные игры и т.д.

В 2017 году по инициативе Совета детской организации «Парус Надежды» и Совета музея, принят проект решения о присвоении школьному краеведческому музею «Истоки» имени Шерина Виталия Васильевича, выпускника 1975 года, участника боевых действий на Кавказе, награжденного двумя орденами мужества, медалью Маршала Жукова и медалью за охрану общественного порядка.

(Встреча школьников с участником боевых действий на Кавказе Шериным Виталием Васильевичем)

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МБОУ «Мунгатская основная общеобразовательная школа»

«Старт в науку»

Тема: «Педагоги – фронтовики, труженики тыла»

Выполнила: Яковлева В., 9 класс

Руководитель: Дементьянова И.Н.

учитель истории, обществознания,

высшая квалификационная категория

Школьный краеведческий музей «Истоки» основан в 1971 году преподавателем истории и обществознания Позднышевой Людмилой Владиславовной. Школьный музей «Истоки» является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

(Позднышева Л.В.)

По своему профилю музей «Истоки» МБОУ «Мунгатская основная общеобразовательная школа» является краеведческим музеем. Он воссоздает страницы истории села, района, его людей. Восстанавливает историю образования Мунгатской школы: ее педагогов, учеников. Отражает события Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., участие в ней наших воинов - земляков, тружеников тыла.

В 2010 году школьный краеведческий музей МБОУ «Мунгатская основная общеобразовательная школа» прошел процедуру паспортизации и вошел в реестр школьных музеев области.

С 2007 года руководителем музея являюсь я - Дементьянова Ирина Николаевна, учитель высшей категории. Последние десять лет возглавляю и веду научно-исследовательскую деятельность.

(На уроках истории в школьном краеведческом музее «Истоки)

  1. Ежегодно провожу мероприятия, посвященные Дню Победы с использованием музейного архива. В этом году мы решили присоединится к акции «Уроки памяти», которые проходят в рамках всероссийского проекта «Страна с великой историей» и рассказать о нашей школе, её людях работавших и учившихся в ней годы Великой Отечественной войны. В 2010 году, ученица нашей школы Яковлева Валерия заняла место в районной научно - практической конференции «Старт в науку». Тема её работы была «Педагоги-фронтовики, труженики тыла» (Приложение №1).

Программа развития музея предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории образования Мунгатской школы, села Каменки, участие её жителей в Великой Отечественной войне. Благодаря активной, целенаправленной поисково-собирательской работе сегодня в школьном краеведческом музее имеются подлинные материалы, документы, имеющие историческую ценность. Это и предметы народного быта, культуры, экспонаты, отражающие этнографию, археология родного края.

Основная работа нашего музея – пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Они помогают расширить знания об историческом прошлом и настоящей нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к её истории.

(Возложение гирлянды к памятнику в День защитника Отечества)

(Памятник воинам-односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.Его сделал по заказу в городе Калуге скульптор Колобио. Памятник привезен в село в 1972году. Постамент изготовили местные жители Лехнер В.Е. и Чернов В.Т. Уход за памятником осуществляют школьники)

(Военно – спортивная игра «Зарница»)

Ребята работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаюся за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учаться наблюдать, анализировать, обмениваться опытом, передают знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного научного сообщества (Приложение 2) .

«Урок мужества» На фото Цыгикало А.Г., учитель технологии. В годы Великой Отечественной войны жил на Украине, был в оккупации и находился в партизанском отряде со своими родителями.

Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором военно-патриотической работы. Поэтому предполагается усилить инициативу музея в организации общественно – полезных дел. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий: экскурсии и походы по местам боевой славы, широкое проведение дней и месячника защитника Отечества, встречи с ветеранами, «Вахты памяти», поисковые мероприятия, конкурсы творческих работ, военно-спортивные игры и т.д.

В 2017 году по инициативе Совета детской организации «Парус Надежды» и Совета музея, принят проект решения о присвоении школьному краеведческому музею «Истоки» имени Шерина Виталия Васильевича, выпускника 1975 года, участника боевых действий на Кавказе, награжденного двумя орденами мужества, медалью Маршала Жукова и медалью за охрану общественного порядка.

(Встреча школьников с участником боевых действий на Кавказе Шериным Виталием Васильевичем)

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МБОУ «Мунгатская основная общеобразовательная школа»

«Старт в науку»

Тема: «Педагоги – фронтовики, труженики тыла»

Выполнила: Яковлева В., 9 класс

Руководитель: Дементьянова И.Н.

учитель истории, обществознания,

высшая квалификационная категория

с. Каменка

2010г.

Введение

2010 год в истории России отмечен одной из важнейших дат 65 – летием Великой Победы над фашистскими захватчиками. Этот же знаменательный год объявлен президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым и как «Год учителя». Поэтому свою работу посвящаю педагогам – фронтовикам и труженикам тыла, работавшим в образовательном учреждении села Каменка. В связи с этим считаю необходимым пропагандировать среди школьников и молодежи познавательный интерес к истории своего края, своему народу, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Думаю, что в первую очередь необходимо изучить страницы истории своей Малой Родины, чтобы понять, как велика роль человека в историческом наследии страны.

Содержание проблемы

  1. Неполные сведения в школьном краеведческом музее «Исток» о педагогах, работавших в образовательном учреждении села Каменка.
  2. Отсутствие документального подтверждения о гибели педагогов – фронтовиков в районном военном комиссариате.
  3. Искажения данных электронного архива педагогических кадров управления образованием Крапивинского района.

Цель данной работы

Выработка основных направлений по восстановлению исторических фактов.

Задачи данной работы

  1. Изучить материалы центрального военного архива Министерства Обороны Российской Федерации и Администрации Муниципального образования «Крапивинский район» Кемеровской области.
  2. Способствовать восстановлению достоверных исторических фактов.
  3. Активизировать познавательный интерес среди школьников и молодежи к истории своей Малой Родины.

 

  1. Содержание основных направлений по восстановлению исторических фактов

Важнейшей составной частью выработки основных направлений по восстановлению исторических фактов считаю:

- проведение инвентаризации документов и предметов основного фонда школьного краеведческого музея «Исток»;

- изучение архивных материалов Администрации Муниципального образования «Крапивинский район» Кемеровской области, в частности архив педагогических кадров управления образованием. Архив районного военного комиссариата и архив Каменского сельского поселения;

- осуществление переписки с отдельно взятыми людьми и по мере необходимости с сотрудниками центрального архива Министерства Обороны Российской Федерации, который находится в городе Подольск;

- проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, вдовами.

Изучая основные направления по восстановлению исторических фактов невозможно обойтись без знаний следующих терминов:

Фонд – 1. Денежные средства, или материальные ценности, предназначенные для какой – либо цели. 2. Ресурсы, запасы чего – либо [1].

Архив - 1. Учреждение, специально занятое хранением, систематизацией и описанием письменных и графических памятников прошлого, а так же отдел учреждения, где хранятся эти документы. 2. Собрание рукописей, писем, документов и т.п., относящихся к деятельности какого – либо учреждения или лица [2].

  • – совокупность вещей, предметов, входящих в состав имущества учреждения. Подробная опись таких предметов называется инвентаризация [3]. 5

Переписка – собрание писем, кем - нибудь написанных и полученных [4]

 

  1. Педагоги- фронтовики, труженики тыла

 История нашей школы начинается с 1935 года. Именно тогда, была открыта начальная 4 – х – летняя школа. Располагалась она в селе Каменка с обратной стороны сельской столовой. Единственным учителем и директором был Мельков Василий Георгиевич 1904 года рождения, проживавший в селе Тараданово. Ему приходилось пешком приходить из Тараданово, где он тоже работал учителем.

Одна из первых учениц школы (Антонова Анастасия Егоровна) вспоминает, как испытывала трудности учения в те далекие довоенные годы: не было учебников, тетрадей, чернил. Писали на газетах между строчками черной сажей и красной свеклой. В холодные зимние дни приходилось ходить в школу с сестрой по очереди, так как были одни валенки на двоих. Учиться очень хотелось, поэтому, несмотря на трудности, выполняли все задания добросовестно и аккуратно.

 Мельков Василий Георгиевич 15 мая 1942 года был призван районным военным комиссариатом на военную службу и направлен в воинскую часть №7530. Последнее место службы - командир огневого взвода 262 легко – артиллерийского полка. Воинское звание: младший лейтенант. Погиб в марте 1943года.

В предвоенные годы в начальной школе села Каменка работал педагог – учитель начальных классов Шуваев Василий Трофимович 1919 года рождения. В сентябре 1939 года был призван на срочную службу, а когда грянула война, был отправлен на фронт. Несколько раз был ранен. Скончался 2 февраля1944 года от ран в госпитале в городе Калинине. Шуваев Василий Трофимович внесен в списки «Всекузбасской книги памяти».

 Первый учитель. Образ его никогда не тускнеет в наших сердцах. Такой для многих осталась Анна Романовна Шерина, учительница начальных классов.

Анна Романовна родилась в 1924 году 7 ноября в селе Анашево Бакалинского района Башкирской АССР.

Шел предвоенный 1940 год. Анна Романовна закончила годичные учительские курсы в г. Ленинск – Кузнецком и была направлена в деревню Ключи, Крапивинского района. Ей было 17 лет. Работала в две смены, да еще помогала хозяйству в трудные военные годы. Потом начальная школа нашего села. Ее ученики получали прочные знания. Для них она была второй мамой.

 Анна Романовна «Труженица тыла» и награждена значком «Отличник Народного Образования».

(Фотография и отрывок статьи из районной газеты «Заветы Ленина»)

 Михайленко Антонина Ильинична родилась 10 февраля 1932 года в Ростовской области Чертковского района в селе Осиково. Закончила Чертковскую среднюю школу, и в 1949 году поступила в Новочеркасский учительский институт. Успешно прошла полный курс обучения в данном учреждении и в 1953 году по распределению попала в Кемеровскую область. Ее направили работать учителем русского языка и литературы в Мунгатскую, тогда еще семилетнюю школу. Преподавала Антонина Ильинична и историю, и была библиотекарем, и классным руководителем.

В 1987 году вышла на пенсию, но продолжала трудиться до августа 1999года, а после уволилась по собственному желанию.

 (На фотографии справа – налево: П.А. Ащеулова, Л.Г.Конева. Внизу справа – налево: Михайленко А.И., Отт М. И., 9 апреля 1954 год.)

  • Антонина Ильинична один из старейших педагогов нашей школы, «Труженица тыла». У этой милой, хрупкой, обаятельной женщины выучилось не одно поколение ребятишек, которым она старалась привить все самое доброе и человечное. ( На фотографии Михайленко А.И. с учениками 6 класса в 1991 году). 11

 Тузовский Анатолий Яковлевич родился 23 декабря 1926 года в селе Перехляй Крапивинского района Кемеровской области. Рос в большой семье, учился в школе и окончил 7 классов. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, устроился на конезавод наездником. В 1943 году призвали на военную службу. Прошел всю Прибалтику в роте автоматчиков. В 1945 г. воевал на востоке с японцами. С 1946 по 1949 гг. служил срочную службу в рядах ВДВ. Имеет более 100 прыжков с парашюта. 

20.05.2017

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016