Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Девчонка руки протянула
И головой –
На край стола.
Сначала думали – уснула,
А оказалось:
Умерла…
Голос учителя заметно дрогнул…Я сидела , сжав кулачки,на глаза навернулись слёзы, сердечко билось часто и тревожно. Так вот она, война, какая… Не обязательно фронт и сражения… Есть и другие ее страницы, не менее трагические и сильные. Шел урок в 5 классе. Урок литературы о Великой Отечественной, литературы блокадного Ленинграда. Звучали стихи Ольги Берггольц, воспоминания блокадников… Но я сидела, погрузившись в себя, и думала о судьбе той девочки, моей ровесницы, которая не дожила до Победы, не увидела мирного неба, звезд салюта над своим городом…
С того самого урока у меня особенное отношение к военной литературе. Сколько потом было читано и перечитано, сколько слёз пролито, сколько радости и гордости было в душе за героев – фронтовиков! Не в силах оторваться от книги, я умудрялась читать и в темноте с фонариком под одеялом… Однажды моя мама услышала ночью всхлипывания и рёв, доносившиеся из моей комнаты. Испуганная, она подбежала ко мне, откинула одеяло – а там ее дочь, с книгой и фонариком на подушке, с распухшим носом и глазами…Горько оплакивала я судьбу героини книги «Четвертая высота». Мама, рассердившись, запретила мне брать книги с собой в постель. Но разве можно удержаться?
Шли годы, были в моей жизни и другие, не менее важные и серьезные уроки. Помню, уже в старших классах, после урока по повести В. Быкова «Сотников» ходила, как отравленная, всё думала и взвешивала поступки героев… Особенно поразила меня последняя сцена, когда предатель пытается бежать, чтоб не служить гитлеровцам, но понимает внезапно, что перед ним тупик. И обратной дороги нет.
Вот так понемногу через важные и серьезные уроки приходило осознание того, что нельзя поступать опрометчиво, нужно ко всему подходить взвешенно, думть о последствиях своих поступков…
Шли годы. Закончена школа. Сомнений в выборе не было: пединститут. Я стала учителем литературы. И теперь уже я старалась сделать так, чтоб оживали страницы произведений перед глазами детей, чтоб они видели за ними живую жизнь, старались быть похожими на лучших героев своего времени…
Литертура о Великой Отечественной войне. Урок в 5 классе. Учитель –я. Дети читали стихи, выученные дома. Вот встала Ксюша… и класс услышал:
Девчонка руки протянула
И головой –
На край стола.
Сначала думали – уснула,
А оказалось:
Умерла…
Так многие годы спустя меня «догнал » тот урок, то стихотворение Ю. Воронова, с которого началась моя любовь к литературе и особое, трепетное отношение к военной теме. Уроки по этим темам мне даются всегда эмоционально тяжело. Голос перехватывает, на глазах слёзы. И когда в ответ я вижу блестящие от непролитых слез детские глаза – в душе теплом отзывается радость и гордость за наших детей. Они чуткие, понимающие, сочувствующие, умеющие жалеть и сострадать. И может, спустя годы, кто-то из моих учеников станет учителем литературы, и его «догонит» один из моих уроков…
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости