Нас возвышающий обман (по роману "Христос приземлился в Гродно" В. Короткевича)

19, Волгоград, Волгоградская область, Волгоград
1997  — 2002 г.
Великжанин Павел
4 июня 2017 года
КонкурсЯ вырос на уроках литературы … Контакт поколений
НоминацияЯ вырос на уроках литературы. Эссе о литературном герое или произведении
Скачать: 1625_0.jpg   Скачать: 1625_1.jpg  

Если все время человеку говорить, что он «свинья», то он в конце концов захрюкает.

Работает ли это в обратную сторону? Победит ли «нас возвышающий обман» «тьму низких истин»? Смогут ли «жулики, плуты, лоботрясы» стать Людьми с большой буквы, если на них будет сосредоточена вера всего народа?

Мне по душе ответ на эти вопросы, который дал в романе «Христос приземлился в Гродно» писатель Владимир Короткевич.

Итак, перед нами – Беларусь 16-го века. Золоченые храмы и нищие хижины. Неурожай и татарское нашествие. Иезуиты-католики против православных попов, и страшные «черные мессы» против тех и других.

Котел человеческих страстей.

И в этот котел попадает Юрась Братчик, который всем представляется недоучившимся студентом, исключенным из коллегиума за «чуткость и... сомнения в вере».

В компании:

еврея-книжника, изгнанного из кагала за то, что обличал выжимавшего все соки из общины богатея-откупщика,

четверых рыбаков, подравшихся из-за пойманного гигантского сома, в пылу ссоры потопивших панские лодки и вынужденных бежать из родного селения,

обедневшего шляхтича, чья гордость дворянской честью привела его к конфликту с землевладельцем из пришлых, закончившемуся смертью последнего,

слегка недотепистого великана-лесоруба, уронившего вековой дуб на сборщика податей,

бывшего сборщика податей (нет, не того, на которого дуб упал, а другого), которому надоело быть «приказным планктоном», а захотелось повидать мир,

бездарного комедианта, угнавшего фургон с театральным реквизитом у своих экс-компаньонов,

потерявшего память вследствие болезни  субъекта, не помнящего, «то ли меня из бурсы выперли, то ли из дьяконов уже расстригли»,

неудачливого фокусника, по ошибке отрастившего себе павлиний хвост,

а также цыгана, полагавшего, что Христа распяли именно за коно-(точнее, осло-)крадство, преподававшего в «медвежьей академии» и пострадавшего за пародию на гетмана Огинского,

он скитается по белорусским местечкам, разыгрывая для непритязательных зрителей библейские сцены.

Искусство требует жертв, но тут жертвами нередко становятся сами бродячие актеры. Зачастую и поделом, ведь они «любители выпить, подъесть, переночевать на чужом сеновале, когда хозяина нет дома», да и вообще, «слишком часто после их ухода исчезали с подстреший сыры и колбасы, а с плетней – рубашки и прочее». В общем, «жизнь, кое-как поддерживаемая обманом».

И довела их такая жизнь до большого и богатого города Гродно.

Впрочем, кому – богатого, а кому – и не очень. Полны хлебом уплывающие за море торговые корабли, полны хлебом купеческие и церковные склады. А вот сотенные стаи оголодавших городских голубей чуть ли не вырывают у крестьянина Зенона, пришедшего купить на последние гроши немного хлеба, жалкие горстки нечаянно просыпанного им зерна. И нельзя даже попытаться отогнать пернатых: крепко вбито в голову, что это святая птица, «Вестники Божьего мира».

Неурожай. Налоги. Наглость богатых и сильных, обманом отбирающих последнее.      

А власти в это время судят мышей, объявленных виновниками надвигающегося голода: мыши, мол, съели весь хлеб. Мыши, понятно, приговор проигнорировали.

Если все время плевать на собственный народ, то рано или поздно вспыхнет восстание.

Ремесленники и крестьяне, вооружившись орудиями труда (молоты, серпы, топоры), идут на штурм хлебных складов.

Торговцы с мечами и копьями защищают нажитое добро.

Духовенство пытается крестным ходом разъединить дерущихся.

И тут в городские ворота входит необычная процессия: двенадцать одетых в грубые апостольские одежды людей во главе с несущим крест человеком в терновом венце.

Никто в пылу сражения не понял, что Юрась Братчик сотоварищи всего лишь хотели таким эффектным появлением привлечь внимание публики к своему театрализованному представлению о распятии Христа.

Их приняли за самозванцев.

Контраст между «воровскими мордами» пришельцев и их «библейским» облачением был настолько велик, что народ отреагировал хохотом, да таким, что битва поневоле выдохлась и прекратилась.

А вот власти, напуганные начинавшимся бунтом горожан, схватили «лжепророков» и кинули их в тюрьму инквизиции.

Ничего хорошего там обвиненных в богохульстве не ждало. Уже поскакал гонец за палачом.

Но, увидев такое дело, народ решил, что дыма без огня не бывает (мрачноватый каламбур, ведь актеры были приговорены именно к сожжению).

Поползли по городу слухи, все более крепнущие. 

«Был бы самозванец – они бы так быстро за палачом не поскакали…».

«Обмишурились мы. На наших глазах второй раз Христа взяли, а мы им это позволили».

«Нас защитить пришёл… От голода, от их чумы, от податей, от монахов. Лично сам Христос! Так что же, отдадим?!».

И полетел над площадью клич: «Люди! Убийство! Христос пришёл в Гродно!».

Слово было сказано. А за ним началось и дело: люди пошли на штурм крепости, где был дворец, в котором сидел кардинал Лотр и его приближенные, и где была тюрьма, в которой сидел «Христос» со своими «апостолами».

Рухнули выбитые тараном ворота. Минуты отделяли ненавистного народу Лотра от гибели.

Но тут один из его помощников, ловкий иезуит Флориан Босяцкий, придумал хитрый план: раз народ требует Христа, то он его получит. Дескать, власти проверили и убедились, что эти четырнадцать человек, явившиеся в город, говорят правду. Что воистину так: Христос пришёл в Гродно!

Для этого актеров во главе с Братчиком под угрозой пытки и мучительной смерти принуждают взаправду играть роли апостолов и Христа. Они выходят навстречу повстанцам, сопровождаемые призванными «упорядочить энтузиазм» правительственными войсками.

И начинается для этих босяков совсем другая жизнь: и католический папа, и православный патриарх спешат засвидетельствовать им свое почтение. А простой народ буквально носит на руках.

Но неусыпно маячат рядом с ними бесплотные тени иезуитов, напоминая, что «шаг вправо, шаг влево» – и все закончится быстрой и бесславной смертью.

А у Юрася вспыхивает любовь к верующей девушке Анее, которая тоже любит его – но как бога, Христа, а не как человека.

А на эту же юную красавицу положил глаз и всесильный кардинал Лотр.

А голод, мыши и социальные противоречия никуда из Гродно не делись.

И завертелись тут такие события, что…

Впрочем, нет, читайте сами!

Интересно, что в этом ошеломляющем калейдоскопе автор достаточно строго придерживается внешней канвы евангелического сюжета. Да, практически каждый эпизод Нового Завета находит свое отражение, пусть порой и причудливое, в повествовании о гродненском Христе. Короткевич устраивает искусную перекличку смыслов между двумя этими текстами. Это слегка напоминает булгаковского «Мастера и Маргариту».

Впрочем, роман «Христос приземлился в Гродно» настолько глубокий и многоплановый, что его нельзя свести к какому-то одному жанру.

Это, безусловно, историческая книга, основанная, кстати, на реальных событиях (да, были такие летописные предания). Прошлое Беларуси и сопредельных стран выписано в ней ярко и сочно. Мой культурный багаж весьма потяжелел после прочтения.

Это в чем-то и фантастическое произведение.

Это и философская, притчевая вещь. Чего стоит, например, образ палача с его летающими, плавающими и ходячими клетками для птиц, рыб и зверей, не говоря уже о людях?

А рассуждения иезуита: «Христос был иудеем и — до поры — еретиком… и Лютер, а теперь на них молится большее или меньшее количество людей. Еретики только до тех пор еретики, покуда они слабы. И каждому такому нельзя позволить сделаться сильным … Поскольку бывшая «ересь» Христа, а теперь его «вера» есть наша  вера, нам не нужны другие ереси, которые также могут сделаться верой и тем ослабить нашу веру и нас. Все относительно, и сегодняшние цари завтра дерьмо, а сегодняшнее дерьмо завтра царь … И потому воюй за свое, а особенно против самой страшной ереси, человеческого самомнения и желания думать…»?

И это очень мужественный, «мускулистый» роман. Из разряда тех, о которых пел Высоцкий: «Значит, нужные книги ты в детстве читал!»

Как говорит один из героев произведения, апостол Иуда, «Бог помогает только тогда, когда ты сам себе помогаешь». И сам он, этот хилый книжник, побеждает свою физическую немощь силой духа, понимает, что главное – поверить в себя и отважиться на поступок: «Если не мечом, то надо же чем-то». И что действия сильнее слов: «Молитвы подвели. Забытое, казалось, мастерство — не подвело».

А сам главный герой, Юрась Братчик, утверждает истину не только словом, но и делом.

Он проходит всю Беларусь в поисках похищенной врагами любимой.

Он возглавляет народный отпор татарскому нашествию, после того как струсившие власти без боя отдали свою страну под власть грабителей-степняков.

Он поднимает восстание, чтобы по справедливости накормить голодающих.

А попав после поражения в плен, не сломленный пытками, говорит на допросе инквизитору, стремящемуся выведать его «тайные мысли»: «Ты учти, дурак, нет в мире человека, который этих моих мыслей не знал бы и не разделял… Разве что никто их не высказывает. Я-то их высказал. Оружием».

Пока я писал это эссе, у меня родилось стихотворение, которым и хочу завершить свой отзыв:

 

Шли по дороге тринадцать

Вслед за одним:

Жулики, воры, паяцы,

Фокусник, мим.

 

Был среди них я, ломая

Ту же комедь…

Только дорожка прямая

Стала криветь:

 

В жизнь превратились спектакли,

Правда сквозит

В прорезях масок. Не так ли,

Пан езуит?

 

Страх мой, зайчишкою порскни!

Нас не жалей!

Шли мы, а крест бутафорский

Все тяжелел.

 

Отсвет костра лег на лица,

Будто бы нимб.

К истине стоит рубиться

Следом за Ним.

04.06.2017

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016