Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
«Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!»
Эти замечательные строки стихотворения Давида Самойлова имеют отношение и к моим учителям: Анне Алексеевне и Прокопию Федотовичу Аншуковым.
Война, война… Война 1941-1945…Кажется, как мы много знаем о ней…Много и в то же время мало… О войне пишут и будут писать… Потому что тема эта неисчерпаема. Война стала испытанием для всего народа. Сталинград, Курская дуга, «Долина смерти»… Блокадный Ленинград…До сих пор сжимается сердце, когда слышишь всё это… Были бои, страшные, кровопролитные, были победы и поражения, героизм и предательство…и между всем этим – любовь. Любовь, на которой основано в этой жизни всё, - ей тоже было место на войне. Самые достоверные документы о войне – письма и дневники. В фронтовом дневнике Прокопия Федотовича Аншукова описана романтическая история его взаимоотношений с Анечкой Смирновой c cентября 1943 года . Военно-полевой роман… Именно здесь уготована им была встреча, которая объединит их на всю оставшуюся жизнь.
Не сразу и не просто складывались их отношения. «Всю ночь кокетничал с Аней Смирновой», - пишет Аншуков в своем дневнике 18 января 1944 года. Похоже, что пока ничего серьезного. Ане Смирновой в ту пору был 21 год. И за её спиной уже стояла трагедия. Родилась она в деревне Барханово Смоленской области 2 августа 1923 года. Судьба поначалу не была к ней благосклонна. Восьми лет осталась без матери, отец женился снова. Жили мирно, радовались, огорчались, мечтали о будущем. И вдруг в эту, казалось бы, такую привычную, размеренную жизнь ворвалась война. Ане было 18 лет.
Ранним утром, когда все в доме спали, тишину нарушил треск мотоциклов. И люди увидели: вот они фашисты, колонна за колонной, чужая, резкая речь за окном: «Schneller, russischen Sweine ! » В этой суматохе, страхе, смятении мачеха крикнула, бросив ей какую-то одежонку: »Спасайся, дочка, беги!» Повезло ей несказанно. Когда выбралась на большую дорогу, мимо проезжал грузовик с советскими солдатами. Так и осталась у своих. Была в оккупации с 1941 по 1943 год. А потом уже, до Восточной Пруссии, служба в рядах Советской Армии. Здесь и повстречалась она с тем, кто стал впоследствии её мужем. Красивая девушка, чем же привлёк её этот человек? Сам он позднее утверждал полушутя-полусерьёзно, что полюбила она его за старшинский голос. Но, думается, не только этим пленил сердце девушки молодой старшина. Стройный, кудрявый, с пронзительным взглядом синих глаз, таких же синих, как воды родной Пижмы ( откуда он родом), отважный, сметливый, немало имел он наград за ратный труд
Побыть вместе удаётся редко…» К вечеру будем в расположении и увижу ту, к которой так рвусь ». »( от 4.05.44) , « С Анечкой не приходится быть вместе». В этих строчках слышны боль и печаль…
» Последние дни, проведённые с Анечкой. Сколько нежностей?.. Дни, вечера с прогулками, ночи вместе…Прошло ровно 4 м-ца нашего настоящего знакомства. Сколько пережитого… Сегодня она уходит с нашего подразделения в 3 СБ в 7 гвардейскую. На кого она оставляет меня? А как тяжелорасставаться… Думаю, встречаться будем, а под сердцем сосёт». (От 4.05.44 )
Эти душевные муки неспроста.… ведь впереди ещё был целый год войны. Что он принесёт? Разлуки, боль, радость встреч…А может, разрыв?
Благополучно завершился военно-полевой роман наших влюблённых. С далёкой Смоленщины привёз на Север Прокопий Аншуков свою любимую Анечку. Если бы знали люди, какое сокровище он привёз на родную землю. Анна Алексеевна навсегда останется с ним, станет прекрасной женой и матерью.
Закончилась война, пора было возвращаться к мирной жизни. После окончания учительских курсов пришли они работать в школу. Этой самой мирной профессии на Земле, отдали Аншуковы всю свою жизнь
Уже после войны родились их дети: две дочери и сын. Что может быть ещё прекраснее, чтобы после страшных картин смерти, увиденных на войне, подарить миру три новых жизни? Анна Алексеевна полюбила Север всей душой. А как она любила нашу красавицу Печору! Даже место на кухне за столом выбрала такое, чтобы любоваться весенним разливом могучей северной реки. Эту свою любовь к Печоре передала она и сыну. Анна Алексеевна часто вспоминала такой случай. Потеряли они как-то сына Женю, он ещё небольшой был. Где-то бегал, играл, и вот нет его нигде. Переискали везде, где можно было, у детей спрашивали. И тут кто-то догадался спуститься к реке, а он спит мирно на тёплом камушке. Река будет его профессией. Евгений станет капитаном очень красивого быстроходного теплохода «Ракета» и будет рассекать на нём могучие волны Печоры, покуда не выйдет на пенсию.
Дочь Людмила повторила судьбу родителей – только стала уже преподавателем высшей школы. Младшая Татьяна работает на хлебозаводе, печёт хлеб. В свое время у неё была своя пекарня, и вкус того хлеба, который пекла Татьяна до сих пор помнят местные жители. Мамины руки… Анна Алексеевна сама очень хорошо пекла.
С Прокопием Федотовичем Анна Алексеевна прожили долгую жизнь. Та романтика в их отношениях, которая была на фронте, дала о себе знать и в мирной жизни. Прокопий Федотович был большой любитель рыбачить, охотиться. И вот построил он на бору себе охотничью избушку. А место специально подобрал такое, чтоб родной дом через реку был виден. Договорились фонариками сигналить. В назначенное время подавали сигнал друг другу: все хорошо, любимый; все хорошо, любимая…
Однажды чуть не случилась трагедия. Поехал Прокопий Федотович с другом на рыбалку. Река только открылась, несло густой лёд. А 25 мая он должен был быть на празднике Последнего звонка. Несёт лёд, не несёт, надо ехать. Рискнули. А лодку льдом зажало. Вы думаете, он бросил лодку? Не тут-то было - фронтовику сдаваться. Зато сердце Анны Алексеевны не выдержало: вызвала вертолёт, только улетел он ни с чем. Не согласился Прокопий Федотович на него подниматься, уж и трап бросали. Но тут лёд реже нести стало, удалось благополучно к берегу причалить. А вот за экстренный вызов вертолёта долго расплачиваться пришлось.
Аншуковы любили ходить за ягодами, грибами. И праздники они отмечали как все люди. Но самые дорогие для них были – День Победы и Новый Год. День Победы был для них днем радости, гордости, к которым примешивалась горечь…Горечь мук и страданий, которые принесла с собой война. И чувство гордости – мы победили это самое страшное зло на земле, которое наползло на нашу землю, эту коричневую чуму – фашизм. В Новый Год устраивался дома праздник для детворы: ставилась большая, под потолок елка, увешивалась игрушками, часто самодельными. Прокопий Федотович мастерил огромного Деда Мороза, и приглашались обязательно и другие дети…Многие до сих пор помнят детские ёлки у Аншуковых…
Мне и моим одноклассникам посчастливилось учиться у Анны Алексеевны и Прокопия Федотовича. … А начиналась наша учеба в Короворучейской восьмилетней школе 1 сентября 1967 года. Именно в этот день взяла нас под своё крыло первая учительница Анна Алексеевна Аншукова.
Три буквы «А» собой олицетворяла
Учительница первая моя…
Казалось нам, вы всё на свете знали,
Откуда « есть, пошла наша земля».
И почему такое небо голубое…
И почему красиво так цветут цветы…
На все наши «извечные» вопросы
Ответ нам точный находили вы…
Решали мы задачки и примеры,
Своими чувствами учились управлять-
И первые пятёрки и четверки
За это ставились учителем в тетрадь!
От ваших умных глаз ничто не скроешь!
Как мы любили ваше чтение вслух!
От воспоминаний этих детских, милых,
И по сей день захватывает дух!
Какой огромной показалась нам в этот день школа! Она была деревянной, двухэтажной, наш класс находился на втором этаже. После линейки мы пришли в класс, и Анна Алексеевна спросила: »А кто из вас, ребята, знает какие-нибудь стихи?» Помнится, я рассказала стихотворение, мало относящееся к школе, к 1 сентября, оно было о войне, мы выучили его с отцом, потому что понравилось. Но меня слушали хорошо, и это меня ободрило, а Анна Алексеевна похвалила меня. Класс у нас был очень большой, светлый, окна выходили на дорогу. В эти окна в мартовские весенние деньки любовались мы замком, который вырезал из снежных плит Петя Никулин. Петя Никулин был тогда уже старшеклассником. Когда он вырастет, станет художником и оставит после себя много замечательных творений.
А потом начались будни… Нас было много мальчиков и девочек – из Карпушовки и Коровьего Ручья, потом добавились ребята из Чукчино. Их начальную школу закрыли.
Время летело быстро, позади три класса. Наш класс был первый, который шёл по новой программе. Все, кто были до нас, в начальном звене учились четыре года, а мы – три. Повезло нам только в том, что для Анны Алексеевны класса пока не было. И она в четвертом классе ещё обучала нас русскому и литературе. Анна Алексеевна никогда не сюсюкала с нами. Но она была доброй и понимающей, и мы это чувствовали. За все годы, пока она нас учила, она не сфальшивила ни в чём. В ней не было ничего показного, она была очень искренней. Правду жизни она изучала на войне. Наверное, поэтому среди нас не было подхалимов и доносчиков. И если нужно было что-то сказать, мы говорили это вслух, а не за глаза. У неё не было любимчиков и отверженных. Всех она нас любила одинаково. Могла поговорить с родителями, что-то важное подсказать им в воспитании детей. Отцу одной девочки она сказала: «Ты только не дави на неё, она далеко пойдет». Она была особенной и только нашей. Когда были концерты в нашем клубе, и Анна Алексеевна выходила на сцену, замирал весь зал. А как она читала стихи поэтов Серебряного века, например, Ахматову! Но больше всего мне нравились в её исполнении стихи о войне. Кому как не ей было читать «Балладу о матери» Андрея Дементьева! Ведь кровь и стоны, ожидание были пропущены через себя…Только наша Анна Алексеевна из всех учителей- женщин накануне великого праздника – Дня Победы - приходила в праздничном костюме, на лацкане которого висели награды. Мы знали: Анна Алексеевна прошла войну. И муж её, на то время директор школы Аншуков Прокопий Федотович, тоже воевал. Были ещё фронтовики: завуч Бончковский Владимир Зиновьевич, воспитатель интерната Юхневич Владимир Иванович, Журавлёв Степан Федорович…В такие дни по школьным коридорам плыл запах войны.. Запах горький и терпкий, как и сама выстраданная Победа…
Классным руководителем у нас после Анны Алексеевны стал Прокопий Федотович (директором уже была назначена Дуркина Нина Александровна). Наш отряд носил имя пионера-героя Саши Ковалёва. Прокопий Федотович обладал множеством талантов: фотографировал, сам проявлял плёнку, печатал фотографии, делал чучела птиц, играл на трофейном аккордеоне, который привез с войны. А, кроме того, он ещё прекрасно рисовал. Мало у кого в классах был такой красивый пионерский уголок, как у нас. Он ходил с нами в походы на лыжах. К сожалению, Прокопий Федотович не довёл нас до конца. По состоянию здоровья он вышел на пенсию, и в 8 классе к нам пришёл новый физик и классный руководитель Дуркин Сергей Акимович.
День 23 февраля не был раньше выходным днём, но мы и тогда в этот день не учились. В этот день проводилась зарница. Готовились к ней заранее, чертились планы, классы получали задание, формировался штаб. В организации этого важного дела участвовали Аншуков Прокопий Федотович и Бончковский Владимир Зиновьевич – фронтовики. И вот торжественная линейка, после неё сигнал – взмывает ракетница в раннем, ещё не совсем светлом небе - игра начинается. Зарница охватывала довольно большую территорию - от школы до конца деревни Карпушовка, близ её скотных дворов – где потом, в 1978 году, будет снят фильм «Недопесок Наполеон III».
Прокопий Федотович умер после продолжительной болезни 8 мая 1991 года, накануне праздника, который он так любил… Анна Алексеевна пережила своего мужа всего на три месяца – её не стало 24 августа 1991 года.
Но не ушли эти люди из нашей памяти. В каждом из нас они оставили частичку себя: любовь к родителям, любовь к родным местам, любовь к жизни… И эта любовь продолжается в их детях, внуках, учениках… Ибо любовь – это то, ради чего живём мы на земле…И всё хорошее на свете делается ради любви…Их жизнь – пример для нас. Пример лебединой верности и преданности, привезённый с войны и сохранённый в мирной жизни.
Анна Алексеевна мечтала продолжить учёбу в пединституте и стать учителем русского языка и литературы. Но её мечте не суждено было сбыться: муж, дети, семья. Но свою любовь к литературе она смогла передать своим ученикам. Не зря те классы, которые она учила, в школе называли «филологическими». Очень часто она давала открытые уроки. Эти уроки получали очень высокую оценку со стороны коллег. Им нравилось, как работал класс, как хорошо дети владеют языком, как они красиво читают и говорят. С каким удовольствием они отвечают на поставленные учителем вопросы и как легко справляются с литературными заданиями. До сих пор в душе моей звучит голос моего учителя, читающий нам захватывающую повесть или замечательный рассказ, которые я помню до сих пор. Как хорошо, что она была у нас, как хорошо, что жизнь подарила нам встречу с Учителем с большой буквы! Их нет с нами, но воспоминания об этих людях греют мою душу.
У Печоры ваши могилки,
Мирно катит воды она…
За набегами волн мы слышим-
Как военная молодость шла…
Потемнели от пыли пилотки-
И не блещут уже сапоги-
Поскорей до Берлина б добраться-
А потом всё живи и живи…
Голубое небо смеётся…
Греет душу зелень полей…
Вы смогли защитить всё это…
Нет земли и для нас милей…
Рядом школа стоит и помнит
Те уроки, что дали вы,
Если б знали вы, сколько
Света в детских душах тогда вы зажгли!
Этот свет горит и поныне,
Не погаснет во веки веков -
Пусть не смолкнет у ваших могилок
Лёгкий «шелест» детских шагов!
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости