История с литературой

МБОУ "Гимназия №6", Новочебоксарск, Чувашская Республика, Новочебоксарск
никорук светлана
12 июня 2017 года
КонкурсЯ вырос на уроках литературы … Контакт поколений
НоминацияЯ вырос на уроках литературы. Рассказ учителя
История с литературой

Автор: Никорук Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания

МБОУ «Гимназия №6» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Прекрасная тема эссе для всех, кто родом из СССР. Это я о себе. Литература меня и образовывала, и информировала, она была самым желанным досугом, на равных конкурировала с изобразительными видами искусства: можно было прочитать «Гранатовый браслет» Куприна и почти услышать сонату Бетховена, любое произведение Пушкина и Лермонтова легко заучивалось, потому что по ним сразу выстраивается иллюстративный ряд. Кино, снятое по литературному произведению, всегда в СССР оценивалось по соответствию оригиналу, ведь режиссеры транслировали идеи писателей- классиков и писателей - сценаристов. Так вслед за классической литературой появлялось классическое кино: «Война и мир» С. Бондарчука, «Тихий Дон» С. Герасимова, «Преступление и наказание» Л. Кулиджанова, «Гранатовый браслет» А. Роома… Всё, что сегодня в кинематографе принято называть «новым прочтением», неизбежно вступает в конкуренцию с советской киноклассикой. Тогда не было понятия «блокбастер», но мы-то знаем, что все перечисленные выше фильмы были самыми настоящими «мощными бомбами», советские кинематографические «авиаудары» прошли проверку временем, зрителем и технологиями. Никакого секрета в том нет: в основе старых киношедевров лежит крепкий литературный фундамент.

В духовной культуре советского общества литература была первична, и даже первый список класса, которым открывался тогда еще рукописный журнал для 9 -10 кл., был по предмету «Литература». Да, были цензура, запретные авторы, идеология (кто-то здесь поставит +\\-), но, как оказалось, сегодня мы ностальгируем именно по той литературной содержательности атмосферы советского общества…. Закончив советскую школу, я не стала филологом (я реально оценивала свои шансы), а поступила на исторический факультет нашего республиканского университета. В школе я «фанатела» от Джека Лондона («Мартин Иден»), а в университете открыла для себя Моэма («Луна и Грош»), Цвейга («Мария Стюарт», «Нетерпение сердца», «Звездные часы человечества»). Может быть, этот аргумент покажется вам слишком незначительным, чтобы приводить его в этом эссе, но всё-таки скажу (я не филолог, мне можно): до сих пор помню ощущения, когда сильные впечатления от прочитанных книг обретали у меня форму более уверенной, грамотной и богатой устной речи. Духовный рост был, что называется, налицо. В контексте предложенной темы логично продолжение о любимом произведении. У меня такой книги нет, чтобы одна и на все времена. На мой взгляд, любой выбор в пользу какого-то одного произведения был бы ложью. « Как мир меняетсяИ как я сам меняюсь!Лишь именем одним я называюсь …», в статусе «любимой» книги тем более не может быть постоянства. Но я всегда с удовольствием слушаю рассказы своих учеников о любимых книгах, таких книг у них впереди будет еще много.

Тему «уроков литературы» можно интерпретировать как воспоминания о школьных уроках по такому предмету, в которых есть место личности самого учителя, дискуссиям, литературным анализам, сочинениям, чтению наизусть, инсценировкам и т.д. – всему тому, что осталось в памяти. А можно рассмотреть в значении опыта, личного вывода, который извлекается из художественных произведений и обретается самостоятельно, вне школьного класса. Есть «уроки истории» и, наверное, есть «уроки литературы». Если уроки истории имеют политическое значение, и их формулировки универсальны, соотносимы с массовым сознанием, то уроки литературы сугубо индивидуальны, но фундаментальны для общества: из индивидуального сознания потом и складывается то самое, массовое. У меня со школьных лет хранятся две тетрадки с моими школьными сочинениями по литературе за 10 класс. Когда я затеваю очередную «зачистку» от макулатуры, рука не поднимается их выбросить. Перечитываю свои сочинения и не могу поверить, что это я писала: сочинения из другой жизни, из другой страны. Написано наивно и по-советски принципиально. Получается встреча с какой-то незнакомкой. Вот фрагмент из раннего.

Сочинение по роману Н. Островского «Как закалялась сталь».

Мои любимые страницы.

Что происходит с обществом? Едва прочитаем стОящую книгу или посмотрим «страшный» фильм, стремимся скорее развеяться, избавиться от гнетущего состояния, чтобы, не дай бог, не разболелась голова. У меня на сегодняшний день таких потрясений было три: «Овод» Войнич, фильм «Иди и смотри» Элема Климова и «Как закалялась сталь» Островского.

После «Овода» специально взяла паузу и не брала в руки никакой другой книги. Было одно желание – подольше остаться наедине с главным героем. В голове постоянно вертелось «счастливой мошкою летаю, живу ли я, иль умираю …» То были впечатления детства, они самые сильные.

В прошлом году посмотрела фильм «Иди и смотри». Вышла на весеннюю солнечную улицу с тяжелой головой, просто физически ощутила и нехватку воздуха, и облегчение (война осталась в тёмном кинозале). Как же хорошо, что нет войны!

И вот оно, моё третье потрясение - Павка Корчагин. [Далее цитатный литературный анализ]. Павка, он такой живой, но вместе с тем, я понимаю, что он всего лишь литературный герой и не может быть среди нас. Как мы далеки от корчагиных 20-ых годов! Мы изучаем «Войну и мир» и танцуем под тяжёлый металл, клянемся в верности комсомолу и не можем противостоять хамам. Во времена Корчагина за поломанное сверло исключали из комсомола. Такую ситуацию сегодня трудно представить, мы легко идем на компромиссы. Не хватает нам Корчагина, друзья! Появись он среди нас, и соратников нашел бы немало».

По школьным сочинениям можно реконструировать систему образования страны: здесь вам и перечень обязательных к изучению произведений, и система ценностей, которая формируется через их изучение, и титаническая работа филологов.

…Иногда мои выпускники спрашивают совета о том, что можно почитать из истории, чтобы лучше понять происходящее сегодня в нашей стране. Я всегда советую им читать художественную литературу: об отмене крепостного права у Чехова в «Мужиках», о НЭПе у Ильфа и Петрова в «Золотом телёнке», о революции и гражданской войне в «Белой гвардии» у Булгакова, в «Как закалялась сталь» у Островского, «Моонзунд» Пикуля … Тема войны и мира прекрасно описана не только у Льва Николаевича, но и у Ричарда Олдингтона («Смерть героя») и Ремарка («На западном фронте без перемен»), хотя в сравнении с Толстым это, разумеется, разные миры и войны. Литература, написанная современниками событий, даёт гораздо больше для понимания и осмысления истории, чем готовые выводы учебников. Литература создаёт настроение, передаёт атмосферу эпохи и через человеческие отношения, чувства героев создаёт картину ушедшего в историю мира. Например, Достоевский был не только знатоком психоанализа, но и славянофилом с имперскими амбициями, он выражал мнение определённой части российского общества по «восточному вопросу» внешней политики России II половины XIX века, утверждал, что «Константинополь должен быть наш». Всё это почерпнуто из его дневников. Одним словом, читайте и обрящете. Почти по Евангелию.

Я выросла на уроках литературы, а теперь эти уроки даёт жизнь. Литература, на которой я выросла, как зеркало жизни: кривое, правдивое, беспощадное и … спасительное.

12.06.2017

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016