Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Слепко З. И. - учитель МХК
ГБОУ «Школа № 538 имени С.В. Гришина», г. Москва
Сайт «Первое сентября». Личный кабинет. Конкурс «Я вырос на уроках литературы». Ракурс показался интересным и неожиданным . Я - за письменным столом, свет настольной лампы ложится на любимые книги. Я задумываюсь о своей жизни,- о многом, о поворотах своей судьбы, о близких, о любимых учениках, которым легче задать вопрос интернету, чем родителям, о моей родной школе, и о том, что есть прекрасная возможность вспомнить , что …
Литература - это совесть общества, его душа.
Д. С. Лихачев
Уроки литературы, как и счастье литературы, существуют не для всех?..
Почему чтение литературы - радостный и творческий акт, становится для многих людей делом скучным, занудливым и вовсе неувлекательным? У каждого человека свой ответ на этот вопрос. Я могу сказать, что уроки литературы сделали меня счастливой.
В слове «урок» есть что-то и от «рока», и от «урочища» - дремучего леса. Возникают разные ассоциации. Смысл по В.И. Далю - ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, вперед наука. «Урок» ведет свое начало от древнерусских «урекать», «урочить» - испортить, навредить, изуродовать, наводить сглаз. Происхождение слова заставляет задуматься. Но, это особая тема…
А литература - подарок, который всем дарит жизнь. В нем - и «назиданье», и «вперед наука». От такого подарка многие сегодня отказываются, несмотря на то, что литература на протяжении всех веков существует для того, чтобы помогать, она может породить такую энергию, что человек будет в состоянии свернуть горы. Это нам доказали Джен Лондон и Мартин Иден - один из его героев. Литература дает людям силы вырваться из того мира, в который их погрузила судьба.
Сегодня очевидной педагогической проблемой становятся уроки литературного развития, которые являются необходимым условием становления человека современной культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью. Критерий хороших уроков литературы один: пробуждение новых сил как результат совместного творчества. Такие уроки хочется посещать, осваивать, осмысливать, обсуждать, применять полученные знания, делиться ими. Такие уроки дают нам семья, школа, друзья, жизнь. Литература щедра на уроки, но они, как и счастье литературы, по разным причинам существуют не для всех... И возникают проблемы с совестью и душой общества. Об этом писал Д.С. Лихачев.
Метод – практика…
Момент, когда чтение стало для меня жизненной необходимостью и настоящим удовольствием, наступил после окончания школы. Это было «новое» и удивительное открытие русской классической литературы. Я заново перечитала Пушкина, Лермонтова, Толстого, Гоголя, Чехова, Гончарова, Лескова. Многое из Тютчева, Маяковского, Есенина, Евтушенко, Ахмадулиной я с удовольствием учила наизусть.
В мои «школьные годы чудесные» не всем были доступны произведения Булгакова, Солженицына, Бунина, Пастернака. В программе не было Достоевского. Каждая встреча с творчеством этих писателей – становилась большим событием. Это были уроки литературы, которые давала мне сама жизнь.
От своего одноклассника я получила первый урок зарубежной литературы, помню умные и большие глаза, его восторг. Драйзер не стал моим любимым писателем, но все началось с «Трилогии желания». Страницы Стендаля, Гюго, Ремарка, Хемингуэя распахнулись передо мной позднее во всем своем блеске. Моими кумирами стали Шекспир, Гете и Гессе. Произведения этих писателей (вместе с русской классикой) - на моем рабочем столе и сегодня. Им - любовь, благодарность, слезы…
У каждого человека случается свое счастливое время литературных открытий, тут главное - практика. И еще, надо знать, что читать. Ведь всего не перечитаешь. Нам повезло, мы живем в России - «… в правде стоит, а не в силе, этот намоленный край». Мы безмерно богаты. Наше богатство - классическая русская литература. Перед Достоевским, Толстым, Чеховым преклоняется весь мир, и склоняют головы те, кого нельзя назвать нашими друзьями.
Школьное образование - процесс странный…
Уроки литературы в школе я не любила, их вела Евгения Ивановна, с которой у меня были сложные отношения. Учитель перенесла конфликт с моей сестрой на меня. Это было несправедливо. Мы по-разному понимали причины и события. У нас были разными социальный статус, степень ответственности, возраст и жизненный опыт.
Вызов я приняла и выбрала лучшую форму бунта - чтение и постоянную и серьезную подготовку к урокам. Я тщательно готовилась, читала первоисточники, писала разные варианты сочинений для своих друзей (было забавно, когда они получали «5», а я - «4»). Тогда не было интернета и краткого пересказа классических произведений.
Как-то на уроке Евгения Ивановна сказала, что не любит Маяковского и говорит о нем только потому, что «он есть в программе». С этого времени началось мое серьезное увлечение Маяковским, а потом и поэзией. Сегодня я с благодарностью - удивительное дело! - вспоминаю этот урок литературы в школе.
Мысль Р. Стивенсона, что литература во всех ее видах - не что иное, как тень доброй беседы, имеет глубокое содержание. В классе, каждый день, решая разные педагогические задачи, мы часто забываем, что достоинства ребенка, важнее знаний, и что беседа - наш основной помощник в деле воспитания души человека. Что такое воспитание? Не в широком или узком педагогическом смысле вообще, а в нашей конкретной школе, для каждого нашего ученика? Воспитание - оно ведь разное. Мы забыли, что главное - воспитание нравственных начал, все остальное потом. Без литературы как части искусства и культуры, сделать это невозможно.
Литературное тестирование и «литературная аптека»…
Литература как область моих интересов формировалась и дома, где была неплохая библиотека, ее постоянно пополняли мои старшие сестры-студентки. К нам за книгами приходили друзья. Я рано поняла, что литература - это и показатель вкуса.
В юности я любила поэтическую прозу К.Г. Паустовского, которого «открыла» для себя сама. Если моим друзьям нравились произведения писателя, то душевнее становилась дружба. Действовало правило, скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, буду ли я с тобой дружить. «Золотая роза» стала литературным тестом для одного молодого человека. Тест он не прошел, мои уроки литературы, как оказалось, не помогли. Его судьба сложилась трагически. Я чувствую в этом и долю своей вины.
Еще одно воспоминание. Жизнь в доме замирала, когда наша мамочка в очередной раз перечитывала «Войну и мир» Л.Н. Толстого. В это время мы брали все домашние дела на себя. Это была мамина «литературная аптека». Так моя мама давала нам свои уроки литературы, что помогало прожить жизнь так, чтобы у нас было как можно меньше психологических стрессов, чтобы мы не теряли себя, оставались людьми.
Уроки литературы позволяют выработать такой подход к жизни, когда частные проблемы не заслоняют целого, и мы смотрим на проблему поверх нее. Проблема может оставаться и казаться неразрешимой, но «литературная аптека» помогает сохранять радость жизни и цельность духа.
Окружающий мир – учитель…
Помню летнюю ночь, грозу. Я дома одна, готовлюсь к поступлению в институт. На столе Ремарк «Три товарища»… «Родиться глупым не стыдно; стыдно только умирать глупцом». Мне всегда хотелось дружить, общаться, работать с умными людьми, самой становиться умнее.
Началась работа по самосовершенствованию с постоянным, но таким «ядовитым» процессом саморефлексии. Книги по психологии помогли мне понять саму себя (это были особые уроки научной литературы ), что позволило более точно определить свои потребности, понять, в каких условиях можно сохранить определенный уровень ментального здоровья и наибольшие шансы для самореализации, немного изменить себя, лучше понять других людей.
Интонация, мера глубины, здравый смысл литературы помогает объяснять человеку себя самого. И это - главное. Мир полон щедрых уроков литературы, она учит активизации резервов. Это - оценка жизни и любовь к ней, возможность аутентичности, саморазвитие, эмоциональная стабильность, проявление интереса и уважения к личности другого человека
Уникальная возможность роста и освобождения от невежества.Наблюдение – размышления – вывод…
Литература стала «счастливым фундаментом», на котором я и строила всю свою жизнь. Из литературы выросло мое желание работать с детьми. Из двух десятков лет, отданных школе, сложилась лучшая часть моей жизни. Постоянно делюсь с ребятами своей любовью к классическому искусству, этому беспрерывному гармоническому анализу мира.
Литература помогает в поисках призвания - поисках самого себя, без этого счастливая и удачная жизнь попросту невозможна. Г. Померанц в книге «Открытость бездне. Встречи с Достоевским» говорил, что мир Достоевского был для него освобождением, а его первая встреча с Достоевским была взрывом восторга, писал о том, что с Достоевском он в себе заново постигал pro и contra писателя и пытался пройти сквозь них по-своему и, по-своему сводя концы с концами…
Литература позволяет всем самосовершенствоваться. Это трудный и медленный процесс. Результат воспитания зависит от духовности окружающих нас людей. Особой духовности учит наша русская классическая литература. Духовность - невидимое, но совершенно реальное и определенное явление, не позволяет человеку поступать дурно. Где есть любовь и знания, там нет зависти.
Я выросла на любви к литературе. Мой «роман» с литературой состоялся, продолжается и требует от меня постоянной деятельности в духе любви. Здесь главное - радость, где нет радости, - там нет и пользы.
Литература предоставляет возможность человеку поучиться самому, она действительно и без вреда для нас ускоряет развитие и освобождает от невежества, которое приносит большую часть несчастий на земле, с его претензией на абсолютное знание. Невежество усложняет элементарное и упрощает сложное, рвется на трибуны и кафедры, в эфир и на экраны. С литературой каждый может самостоятельно освобождаться от этого особого вида незнания - невежества. Даже, если не было хороших уроков литературы в семье, школе…
Литература открывает новые горизонты. И мы, "… дивясь божественным природы красотам, и пред созданьями искусств и вдохновенья, трепеща радостно в восторгах умиленья", - можем воскликнуть вместе с А.С. Пушкиным: "… Вот счастье! вот права…". И жить в гармонии с окружающим миром и самим собой!
Я выросла и продолжаю расти на уроках литературы! Такое уж у литературы свойство - не оставлять тех, кто ее любит…
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости