Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
У Тараса Бульбы было два сына: один Остап, другой Бендер. Эту шутку, которую нет-нет, да и повторяла на уроках Людмила Дмитриевна, мало кто понимал. Для нас, семиклашек, тогда было равноценно подвигу одолеть одного «Тараса», куда там до приключений великого комбинатора.
Помню, в 7 классе все резко повзрослели. Точнее, казалось, что мы стали взрослыми и можем позволить себе спорить с учителями. Со всеми. Кроме Людмилы Дмитриевны. Она была маленькой, бойкой, воспитавшей ни одно поколение таких же как мы почувствовавших волю бунтарей. До нее была какая-то чехарда с учителем-предметником: она то появлялась, но вновь исчезала. Видимо, тогда Людмилу Дмитриевну, как опытную и толковую, и перевели к нам «русичкой». А может она сама взяла наш класс, как отстающего школьника, на поруки. Но мы, к слову, отстающими не были. Только это самое чувство нашей взрослости не давало многим сосредоточиться ни на каком «Тарасе».
– Хватит болтать, а то весь класс пересажу на первую парту! – заявила Людмила Дмитриевна.
С первого раза поняли не все.
– Кто не усвоил – вышел вон!
Куда уж понятней. Это фраза и особенно последнее слово «вон» прозвучало как пиговор: спуску не даст.
– Собрали мозги в кучку и начали…
И с этих слов Людмила Дмитриевна начинала каждый урок. Почему я это помню спустя без малого двадцать лет, потому что количество уроков литературы с приходом нового учителя резко увеличивалось. По-моему, уже тогда наше класс начали «вести» по гуманитарному профилю, поэтому все замены ушедших на бюллетень учителей, доставались Людмиле Дмитриевне. Литература у нас была, когда по расписанию стояла химия, ОБЖ или физкультура.
Кстати, о «Тарасе». Вспоминается, как Людмила Дмитриевна заставила всех пойти в библиотеку и взять по одному экземпляру произведения. И как минимум неделю мы носили его на уроки. Все понимали: не будет химии или того же ОБЖ – будет литра. А еще все понимали: не будет за партой ни одного «Тараса» на двоих – жди беды.
– Забыл? А мозги ты дома не оставил? – Людмила Дмитриевна была строга со всеми «непокорными». – У кого они на месте, собираем в кучку и начинаем…
Тому, кто без книги, ничего не оставалось, как вновь идти в библиотеку.
– Будешь носить теперь две книги одновременно! – кричала вслед «русичка».
И больше никому не хотелось ничего забывать дома. Ни «Тараса», ни мозги…
А вот смеяться хотелось. Почему-то все казалось смешным в Тарасе: лысая голова с «хохолом» на темени, усы, штаны-парашюты… А тут еще и сын Андрий!
– Дрюня! – шутил кто-то из мальчишек и уже тише продолжал: – Дрюнчик, Драник, Дрон!
– Кто здесь умнее Гоголя? – хмурилась Людмила Дмитриевна, но в редкие минуты позволяла нам вольности.
За ее строгостью, серьезным видом, железным характером она – теперь мне кажется это совершенно очевидным – была не прочь пошутить. Порой даже пропускала мимо ушей колкости вокруг литературных персонажей, а то и – редко, но такое бывало – сама продолжит юморить над чем-нибудь, типа «Чехов – город, Пушкин – город. А Толстой? Так это ж лев!»
Да, определенно, Людмила Николаевна любила улыбаться. Наверное, дома она с удовольствием смотрела советские юморески, а может и современные комедийные сериалы.
– Ты в туалет? На, вот! Заодно и тряпочку помочишь…
Смеялись? Да мы просто гремели, сотрясались от хохота, когда услышали от нее эту шутку. Улыбалась и Людмила Дмитриевна. Не смотря на то, что я помню ее время от времени подернутое улыбкой лицо, так открыто и широко улыбалась она на моей памяти единожды. После той самой собственной шутки с помоченной тряпочкой.
С годами, когда закончилась школа, институт, да и вообще прошло уже много лет, стало понятно, что такие как Людмила Дмитриева и есть, пожалуй, настоящие учителя. Всю жизнь с детьми, любимым предметом, родной школой. Я и сама училась на филфаке, изучала литературу – русскую, зарубежную, всякую. Все-таки хорошим учителем была у нас Людмила Дмитриевна. Жаль, не долго. Чуть больше года она воспитывала в нас будущих Достоевских, Горьких, Некрасовых. Потом передала нас на поруки другой «русичке» и со спокойной душой вышла на пенсию. Спасибо ей за все! Молодец она!
Скачать: 1670_0.docxСохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости