Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
- Привет, Аня. Ну что, готова к литературе? Хотя, зачем я спрашиваю? Ты же отличница.
Я вздохнула и нехотя оторвалась от чтения книги. Как же я не люблю такие вопросы. Почему если ты учишься на пятерки, то ты обязательно должен все знать и уметь? Надоели уже эти стереотипы!
Я медленно повернулась к своему однокласснику и натянула на лицо улыбку. С некоторой насмешкой в голосе я парировала удар:
- А ты, видимо, опять не готов. Ты же двоечник.
Парень усмехнулся и бросил раскрытый портфель на парту. Я вздрогнула от громкого звука, но тут же взяла себя в руки. Одноклассник ловкими движениями извлек из сумки необходимые учебники, попутно продолжая разговор:
- Если честно, я даже не брал в руки необходимую книгу, а читать её тем более не собираюсь.
- Тогда будь осторожнее. В прошлый раз она задала сочинение нерадивым ученикам, проигнорировавшим её задание. Очередная двойка тебе точно не нужна.
- Но она и мешать не будет. К тому же, предыдущее сочинение я сдал, причем на три! – закончив с разбиранием сумки, парень плюхнулся на соседний стул, - Может, ты мне просто вкратце перескажешь текст? Ты-то его читала.
Я тяжело вздохнула. Опять двадцать пять. Расскажи, объясни… Даже почитать спокойно не дают.
- Ладно. В общем, в этом произведении речь идет о…
Трель звонка заглушила мои слова. Одноклассник грустно усмехнулся.
- Не успели. А жаль. Ладно, сам выкручусь.
Выкрутиться он, как же. Парень отрыл учебник и углубился в чтение. Может, успеет хотя бы первую главу осилить.
Сзади раздались уверенные шаги учительницы. В нос ударил резкий запах кофе. Она как всегда пунктуальна. С тихим вздохом я закрыла недочитанную книгу и поднялась с места. Учительница подошла к своему столу, а затем взглядом обвела весь класс. Ребята, кто ещё не успел или забыл подняться, резко повскакивали с мест. Тишина тут же нарушилась чьим-то сопением и кряхтением. Даже встать нормально не могут, кто-то умудрился толкнуть соседа. Хотя, к этому уже все привыкли.
- Здравствуйте, садитесь, - привычная фраза, слышимая нами по несколько раз на дню. Класс вновь наполнился звяканьем и бряцанием стульев. Только через пару минут, когда все наконец уселись, урок начался.
- Итак, к сегодняшнему дню у вас было задание: прочесть повесть Тендрякова «Ночь после выпуска». Честно поднимите руки те, кто этого не сделал.
Тщательно сдерживая улыбку, я искоса глянула на соседа по парте. Он увлеченно разглядывал страницу учебника и, казалось, даже не слушал учительницу. Конечно, о том, чтобы поднять руку, он даже не думал.
- Отлично, судя по всему, вы все прочли это произведение. Тогда мне хотелось бы услышать ваши мысли по поводу этого. Рома, может, ты начнешь? – суровый взгляд пронзил моего соседа. Парень, в чьей голове бешено крутились жалкие обрывки текста, усмехнулся и поднял голову. Стараясь остаться незамеченной, я взглянула на него. Красные уши, слегка дрожащие ладони, бледные щеки – он не знает, что сказать. Мы слишком долго сидели за одной партой – целый триместр – поэтому я легко могу понять, когда требуется моя помощь. Но, увы, в этот раз, помочь не удастся – учительница буквально прожигает меня взглядом. Ладно, я молчу.
- Эм… Это произведение о нарушении устоявшихся правил и традиций… Наверное, - пролепетал парень, старясь, чтобы его слышала только учительница. Ага, значит, успел все-таки прочитать первую главу! Какая интересная мысль. Посмотрим, что будет дальше.
- И том, что нельзя жить по указке кого-то. И что нельзя быть зависимым… - одноклассник даже покраснел от натуги. Да, дельные мысли покидают голову в самый ответственный момент. Учительница махнула рукой и кратко произнесла:
- Если не готов, мог бы сразу сказать. А так, извини, ты заработал два, - суровый взгляд тут же перекинулся на меня, - Аня, может, ты сможешь помочь своему другу? Расскажи, о чем, по твоему мнению, говориться в произведении.
Опять я! Разве некого больше спросить? Но с ней не поспоришь. Тихо вздохнув, я подняла глаза. Лицо горело, тело тряслось. Как же я не люблю отвечать на вопросы, особенно, когда тебя слушает весь класс! И попробуй объяснить учителям, что у тебя боязнь сцены! Не поверят! Наоборот, заставят готовить какой-нибудь доклад, а затем выступать с ним! Я бы лучше написала сочинение!
- На мой взгляд, в данном произведении речь идет о настоящей дружбе, об умении ценить человека и его поступки, - довольно уверенно начала я, хоть дрожащий голос и выдавал мой страх, - мы видим, как несколько слов могут разрушить многолетнюю дружбу, превратить одноклассников во врагов…
Я набрала в легкие побольше воздуха, желая продолжить речь, но тихое хмыканье со стороны учительницы свело на нет мой настрой. Видимо, это было не то, что она ожидала услышать. Отлично, я в который раз сморозила глупость перед всем классом. Ладно, хоть никто не смеется. В прошлом коллективе меня бы уже давно заставили краснеть от собственной глупости.
- Думаешь, речь здесь идет о дружбе? Хорошо, продолжай.
Я чувствовала, как бешено стучит сердце, готовое разорвать грудь. Нельзя же так волноваться! Я вздохнула и попыталась продолжить мысль, но теперь речь получилась путанной и несвязной:
- Ну, мы видим, как реагируют учителя на столь необыкновенную речь лучшей ученицы. А потом её разговор с ребятами. Ссора… Они закрывают глаза на все хорошие поступки, которые совершил их друг, и вспоминают только плохое, называя его предателем и себялюбцем…
- А теперь кратко и внятно. Лично я ничего не поняла, - учительница скрестила руки на груди и холодным взглядом пронзила меня, заставляя вздрогнуть. Последние мысли покинули голову, и я торжественно замолчала, открыв рот. По классу прокатились тихие смешки.
- Мы видим, как школа меняет человека. Делает его другим. Она дает нам знания, но вместе с этим маленькими капельками в нашу душу проникают сострадание, доброта, милосердие. Каждый день, проведенный здесь, изменяет нас. Думаю, каждый со мной согласиться, - я чувствовала, что говорю глупость. Это мало соответствовало сюжету произведения, но мне ведь нужно было хоть что-то сказать. Учительница хмыкнула:
- Интересное суждение. На уроках географии вы, наверное, очень много узнаете о милосердии и доброте, - серые суровые глаза, не отрываясь, следили за мной. Ну почему она не хочет спросить кого-нибудь ещё? Хватит уже мучить меня!
С губ сорвался тихий стон, к счастью, никем не услышанный. А учительница продолжила:
- Я не особо согласна с тобой. Конечно, школа дает какие-то знания, но она не может сформировать личность человека.
- Нет, может! – уверенно произнесла я. Боже, что я творю! Нет, чтобы замолчать! Зачем полезла в этот спор!
Учительница внимательно посмотрела на меня, словно выискивала признаки сумасшествия. Конечно, нормальный человек вряд ли начал бы спорить с ней. Особенно я!
- Мне не известно ни одного достаточно яркого примера подобных изменений. Если ты так уверенна в себе, может, предъявишь нам хоть один.
Сердце бешено билось, легкие жгло от нехватки воздуха. Я покраснела и смущенно опустила глаза. Я ведь знала…
- Есть такой пример… Я.
Внезапно я почувствовала, что теперь уже не одна пара глаз с удивлением смотрит на меня. Все одноклассники резко обернулись ко мне. Зачем? Люди, дайте я выскажусь. Только отвернитесь, мне и так страшно.
- Школа меняет людей, я на себе почувствовала это, - бледные губы устало прошептали эту фразу. Голова заболела от волнения, поэтому я плохо соображала, что говорю дальше, - я ведь не всегда была такой…
Тридцать пар удивленных глаз с нетерпением прожигали мне спину. Благо, я сижу на первой парте, поэтому могу не замечать волнения вокруг. Губы сами шевелились, произнося слова, а мне оставалось только удивляться этому.
- Я не знаю, кто я. Уже много лет я пытаюсь понять себя, свои поступки, найти смысл жизни. Каждый день, как новый элемент мозаики, раскрывает мне мою сущность. Но до конца ещё очень и очень далеко. И совсем недавно я поняла почему. Каждый день я меняюсь, - глаза блеснули странной уверенностью, - все то, что было, навсегда осталось в прошлом. Ещё год назад я была другой. Совсем другой! Теперь мне уже не стать прежней.
Руки покрылись мелкими капельками пота, лицо побледнело. Но губы продолжали шептать:
- Я помню, как год назад смотрела в небо, думая о чуде. Я всегда мечтала лишь об одном – о свободе, - ладони сжались в кулаки, - я не глупый человек и вполне понимаю, что значит свобода. Она идет рука об руку с одиночеством и бессмертием. Я мечтала о крыльях, хотела улететь от бренной земли в облака и прожить там оставшуюся жизнь. Одна… без семьи и друзей… в одиночестве.
Звонкая тишина наполняла класс. Воздух внезапно потяжелел и давил на меня, легкие горели огнем. Зачем я делаю это? Может просто устала держать в себе?
- Но год прошел. Остался позади. Я перешла в другой класс, оказалась в другом коллективе. Там я была изгоем, здесь стала собой. Там я была лишь простой отличницей, к которой можно обратиться за помощью, зная, что она не откажет. А здесь меня приняли, не прося ничего взамен. Здесь я часть чего-то важного, а там была куском пустоты. А вы говорите, школа не меняет.
Мне показалась, что в глазах помутнело, словно вода заполнила их. А ребята молча смотрели, как по моим щекам катятся слезы.
- Я долго верила, что в день моего семнадцатилетия исполнятся мечты. Что у меня вырастут крылья. Но день рождения прошел. А я смотрела на Луну и думала, а нужны ли мне теперь крылья. Я прожила всего три месяца в новом коллективе. Но я впервые в жизни поняла, что такое дружба. Поняла, что такое верность и доверие. Я стала кому-то нужна, а они стали нужны мне.
Голос стал ещё тише, и все замерли, пытаясь услышать продолжение. Бледные губы слегка трепетали:
- Мне больше не нужны крылья. Не нужна свобода. Раньше я думала, что одиночество – это хорошо. Думала, что друзья мне не нужны. Я ошибалась!
Голос резко сорвался на крик. Все ребята дернулись от страха. А в моих глазах стояла пелена, уши звенели. Я не слышала того, что говорила:
- Этот триместр – лучшее время в моей жизни. Я полностью изменилась. Я поняла, что есть что-то важнее свободы. Есть дружба! И я поняла это здесь, в школе! Я изменилась здесь, точнее, она изменила меня! Просто поверьте…
Наваждение спало, и я слабой рукой оперлась на стол. Из груды вырывалось прерывистое дыхание, мутная пелена в глазах пропала. Я с трудом огляделась вокруг. Все смотрят на меня… Тридцать человек изумленно разглядывают меня, не скрывая своего восторга и озадаченности. И только тут я поняла, что сейчас наговорила. Громко охнув, я дрожащей рукой сняла портфели и выбежала из класса. По щекам катились горячие слезы. Я не понимала, отчего я бегу, но знала одно: сейчас лучше бежать. А позади остался класс, в котором все так же стояла звонкая тишина. И кто-то тихо прошептал:
- Вау…
***
Зачем я поддалась своим эмоциям? Столько лет твердила себе, что должна уметь их скрывать! Столько лет украдкой утирала слезы, пытаясь выглядеть равнодушной. Никогда никому не говорила о себе, хранила свои секреты! А теперь…
С тихим всхлипом я уткнулась носом в ладони. Спину холодила стена, к которой я привалилась, не в силах стоять на ногах. Тело колотило как в лихорадке. По холодным щекам котились слезы, смешиваясь с каплями ледяного пота. Мне было страшно. Очень страшно. Что если теперь они не примут меня? Вдруг я стала для них чужой? Скрывать эмоции, а потом вот так сорваться… Зачем? Ведь несколько слов могут превратить друзей во врагов…
Из груди вырвались негромкие рыдания и эхом прокатились по коридору. Я не смогла далеко убежать, поэтому просто присела в угол, где меня не должны были найти. Мне нужно было выплакаться. Как я завтра буду смотреть им в глаза?
Новая порция волнений охватила меня с головой, из глаз вновь покатились непрошенные слезы. Зачем я сделала это? Какая же я дура…
- Успокойся. Зачем ты плачешь? Неужели ты боишься, что теперь мы отвернемся от тебя? – я вздрогнула и подняла голову. Надо мной стояла моя одноклассница, рядом её подруга рукой кого-то звала. Вдали раздались громкие шаги. Тем временем, девушка продолжила:
- Аня, мы все были очень удивленны такой речью. Думаю, не меньше, чем ребята из повести Тендрякова речью Юленьки, - я слабо улыбнулась такому сравнению, - но ты ведь права. Дружба одно из важнейших чудес на Земле. Мы ведь друзья.
Девушка протянула мне руку. Я бледной дрожащей ладонью схватилась за неё. Одноклассница потянула меня вверх, помогая встать. Ноги все ещё тряслись от страха. Но её мягкая улыбка внезапно подарила мне покой.
- Пожалуйста, успокойся. Каждый из нас многое прошел в своей жизни. У каждого есть свои секреты. Но друзья примут тебя любым. А мы с тобой друзья.
Я заметила, как из-за угла показались лица одноклассников. Все они с тревогой смотрели на меня. В глазах каждого читалось беспокойство. Неужели, они волнуются из-за меня? Неужели, им не все равно?
Девушка, увидев мое удивление, смешанное с беспокойством, мягко улыбнулась и прижала к себе. Её нежный голос слабо зазвучал в тишине:
- И ты говоришь, что знаешь, как важна дружба. А сама убегаешь, не дав сказать и слова. Друзья так не делают.
Я слабо улыбнулась. Моя голова легла ей на плечо, глаза тусклым взглядом пробежали по взволнованным ребятам. Бледные губы слабо прошептали:
- Так вот, что такое дружба… Спасибо…
Скачать: 1673_0.docСохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости