Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Книга, о которой я собираюсь вам рассказать, малоизвестна. Хотя её жанр – я определила бы его как юношеский приключенческий – получил у нас широкое распространение именно в те годы, когда эта книга создавалась, - в восьмидесятые. Тогда же явились на свет весёлые и поучительные повести Людмилы Матвеевой, увлекательные «Приключения Электроника» Евгения Велтистова, фантастические рассказы Сергея Абрамова и многих других писателей, почти забытых, чьи книги ныне пылятся в дальних углах книжного шкафа или лежат, нетронутые, в библиотеках. Но повесть, о которой пойдет сейчас речь, не советско-приключенческая в прямом смысле этого слова. Вы не найдете в ней ни инопланетных пришельцев, ни новейших технических изобретений, ни даже – страшно сказать – красных галстуков и критики капитализма. На самом деле эта повесть – настоящий философский трактат. В ней завуалированно, языком символов говорится о космической роли тонких хрупких нитей, связывающих прошлое с настоящим, а настоящее с будущим; о тайнах нашего сознательного и бессознательного; о неподвижной солнечной тишине, какая обыкновенно воцаряется ранним утром в конце мая во дворах ленинградских хрущёвок…
Автор этого исключительного произведения, рекомендуемого для чтения «детям младшего школьного возраста», – русский писатель, сценарист Валерий Георгиевич Попов. Собственно название повести – «Тёмная комната». Почему я решила написать именно о ней? Ведь в школьной программе так много литературных шедевров, классики, о которой можно говорить бесконечно. Но больше всего потрясла меня когда-то именно «Тёмная комната». И до сих пор мне не встречались писатели, умеющие так глубокомысленно и в то же время необыкновенно увлекательно описать скучный, слишком детский, на первый взгляд, сюжет – поход двух школьников в кочегарку собственного дома, потом их же попытки забраться в мифическую комнату по соседству, где никогда не горит свет…
Секрет Попова – в глубоком психологизме, сквозящем через все его произведения. Мне довелось прочитать ещё одну его повесть, автобиографическую – «Иногда промелькнёт». Мысли, высказанные в ней, перекликаются с основными идеями «Тёмной комнаты». Те же мимолётные чувства, ощущения, воспоминания и сны, безграничное тепло и солнечный свет. И – впечатления от пережитого, формирующие особенную, собственную жизненную мудрость. Всё это обрамлено полуреалистичными, полусюрреалистичными переживаниями и создаёт необычную, «живую» ностальгическую картину.
Но хотелось бы сказать пару слов о главных героях. Весьма красноречиво описаны их характеры: деятельный, любознательный нрав Гаги и задумчивый, пассивный - Мосолова. Две ипостаси человека на рубеже тысячелетий. В таком тандеме вполне могла родиться мысль о некой двери в параллельные миры, находящейся рядом – только протяни руку…
«…— Ну и что же мы, по-твоему, открыли с тобой? — по пути из школы домой спрашивал я у Гаги.
— Другое измерение, только и всего, — ответил Гага.
— Ну и что это даёт?
— Да так, ничего особенного, — усмехнулся Гага. — Просто самая дальняя галактика, которую еле-еле в радиотелескоп мы различаем, по этому, четвёртому измерению… свободно может в этой комнате оказаться!
— Но… как же так?
— Здравый смысл тут бессилен! — проговорил Гага. — И прошу тебя, о здравом смысле забудь, если хоть частично хочешь вообразить, открытие какого масштаба сделали мы с тобой!..»
Очень трогательно переданы размышления главного героя о жизни. Они не по годам разумны, но всё же по-юношески простодушны и бесхитростны:
«…— Пап, а откуда мы приехали? — спросил я.
— А ты что, забыл, что ли? — обрадовавшись, что можно поговорить (последнее время мы всё молчали), заговорил отец. — Из Казани мы приехали, когда тебе года ещё не было! Совсем не помнишь ничего про Казань?
Что-то я помнил, смутно… как в плетёной коляске на полозьях еду с горы. Тёмное небо, белый снег. Было это со мной или причудилось? Уже не отличишь! Сами пренебрежительно относимся к своим воспоминаниям, к своей жизни, а потом ещё жалуемся, что нам скучно!..»
Из несомненных достоинств книги также не могу не отметить удивительно живописные и философские картинки-описания:
«…Мы поднялись по лестнице наверх, открыли дверь на чердак. Сгибаясь под низкими наклонными балками, мы шли к слуховому окну. День был солнечный, в слуховое окно входил толстый луч солнца. В луче солнца светились тучи пыли. «Как, — подумал я, — планеты во вселенной». Вдруг быстро промелькнула золотая муха. «Как комета», — подумал я…»
«…Я достал из кармана монеты, направился к автомату газированной воды. Трёхкопеечная монета выскользнула из влажных пальцев, покатилась по кругу, собираясь, видимо, соскочить с тротуара. Я быстро наступил на неё — и она вдруг воткнулась ребром в мягкий асфальт. Я радостно захохотал. Колоссально! Никогда раньше не случалось такого!
И вдруг понял я: и наша жизнь старается, чтобы показать себя интересной, необычной, весёлой…»
С момента первой публикации повести «Тёмная комната» - 1983 года – прошёл уже не один десяток лет. Жизнь людей в нашей стране за это время разительно изменилась. Сейчас такими историями уже никого не удивишь. Но пусть эта тёплая философская повесть, овеянная ностальгией, не будет забыта. Пусть ещё многие поколения читателей проникнутся её безграничной мудростью и ликующим чувством счастья, таким, когда осознаёшь, что жизнь твоя не бессмысленна, главное – уметь почувствовать этот смысл, эту радость от своего существования в мире.
«…Но ещё более острым было ощущение зимнего дня: замёрзшие, сверкающие жёлтыми ледяными гранями окна. Видно, что-то изменилось с тех пор в природе — давно уже не помню (или просто не вижу) таких роскошно-плетёных, плавно изогнутых ледяных пальмовых веток, покрывающих стекло! И в том, как ветки эти с поворотом земли начинают всё ярче сверкать, переливаться, наполняться солнцем, ощущаешь вдруг огромный, занимающий весь объём вокруг, смысл и разум, чью-то заботу о том, чтобы сердце твоё наполнялось. Эта твоя незабытость, нужность в этом мире — поскольку именно тебе оценивать эту роскошь и мощь, — эта твоя пристроенность полнит тебя ликованием…» (В.Попов. «Иногда промелькнёт»)
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости