Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
… Как-то, готовясь к уроку литературы, на глаза мне попалась статья М.Л.Сидоровой об анализе художественного текста, а в статье удивительные! слова: «Ее Величество Литература – это сама жизнь, а Слово – воплощенная Музыка жизни. Если учитель будет исходить в своей работе из этой простой истины, его ученик, открывая хорошую книгу, услышит обращенный к нему голос автора – голос товарища по жизни в "прекрасном и яростном мире": "За мной, читатель! Кто сказал тебе, что Литература – это скучно? Да отрежут лгуну его гнусный язык!"» Вот именно так проходят у нас уроки литературы: будоражат душу, заставляют думать, размышлять, постигать тайну произведения…
Урок литературы никогда не был для меня просто уроком. Это словно огромная, высокая башня, на которую ты взбираешься по ступеням. И чем выше идёшь, тем сложнее, интереснее. Мне осталось немного до последней ступени (всего 170 уроков литературы), и что я увижу на вершине башни с названием «Литература», мне неизвестно, но я с замиранием сердца жду этого мгновения. Помните у К.Бальмонта:
…….
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вокруг меня раздавались от Небес и Земли.
Творчество Бальмонта мы будем изучать в 11 классе, на следующий год…
А сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что мир литературы не открылся бы для меня так полно и широко, если бы не мой учитель, который помогает извлечь из классической литературы нравственные уроки, уроки жизни. Не зря же произведения классической литературы дожили до нашего времени и переживут его, потому что они несут в себе ответы на многие вопросы, которые всегда будут волновать каждого человека.
Урок литературы никогда не был для меня просто уроком. Это мир открытий, удивлений, откровений, душевного разговора, это умение (научили!) услышать за словом и звуком тревожное биение сердца автора, почувствовать движение мысли. Поспорить, согласиться, задуматься о поступке героя, переживать, радоваться… Открывать что-то важное для себя. Я выросла на уроках литературы. Какой же урок для меня самый – самый? Я помню, мне кажется, их все… Урок по сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители». Как же замирало сердце, когда читала это произведение! Волшебство, тайна подземного царства, желание Алёши, предательство и раскаяние, все это ты переживаешь вместе с героем, ставишь себя на его место, и воображение переносит тебя туда, в волшебный мир. Но вместе с пережитыми чувствами приходит понимание, что надо усердно учиться, не зазнаваться, слушаться мудрых советов взрослых, не предавать друзей даже под страхом наказания.
Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». 6 класс. Помню!, как доказывала папе, что это не шляпа, а удав, который проглотил слона! «Маленького принца» читали всей семьёй! Антуан де Сент-Экзюпери и Маленький принц (и конечно же, уроки литературы!) научили меня многому: «зорким бывает только сердце!!!». Глазами не увидишь того, что сердцем. И оказывается, что от жажды может умереть и сердце (это было открытие!), поэтому ему нужен глоток воды!!! Надо научиться понимать, любить, сострадать… А вот ещё золотое правило: «Ты в ответе за тех, кого приручил».
И ты понимаешь, что мамы и папы в ответе за своих детей, мы, дети, в ответе за братьев своих меньших…
Или: каждое утро нужно подумать, что ты сегодня сделаешь, чтобы на твоей планете было меньше ростков баобаба? И вечером: что ты сегодня сделал, чтобы на твоей планете стало меньше ростков баобаба? Убрался дома? Признался родителям в любви? Помог однокласснику решить задачу? Покормил бездомную собаку?..
А может быть, самые-самые это уроки по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»? Письмо Татьяны… Читать без трепета в душе невозможно. Оно порыв, страсть, тоска, мечта, страх… И ты думаешь, что же такое любовь, если она приносит такие муки? Может, лучше прожить спокойно жизнь? Но я, как и Татьяна, предпочла бы беды и радости любви спокойному течению привычной жизни. Онегин выбрал другое. Кто из них счастливее? С замиранием сердца читала их встречу… Боялась читать, что же там дальше? Знаю, что не раз ещё открою эту книгу (и не только потому, что сдаю экзамен по литературе!).
…«Ее Величество Литература – это сама жизнь, а Слово – воплощенная Музыка жизни. Если учитель будет исходить в своей работе из этой простой истины, его ученик, открывая хорошую книгу, услышит обращенный к нему голос автора – голос товарища по жизни в "прекрасном и яростном мире": "За мной, читатель! Кто сказал тебе, что Литература – это скучно? Да отрежут лгуну его гнусный язык! "»
Уроки литературы – это портал между двумя мирами. Портал, который помогает понять… понять жизнь в этом «прекрасном и яростном мире».
Уроки литературы – это уроки жизни. И очень важно, кто поведёт вас по жизненному пути. Мне повезло! Я выросла на уроках литературы.
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости