Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
С малых лет пристрастил меня к чтению и книгам мой папа. Помогали ему в этом его старший брат Василий и младший брат моей мамы Роман. Так сложилось в нашей семье, что игрушки мне покупала мама, а книги дарил папа и мои дядья. Мне не было ещё и трёх лет, а я уже вдохновенно и без всякого принуждения читала наизусть отрывки из сказок А.С. Пушкина. В пять лет меня пленил М.Ю. Лермонтов своими стихотворениями «Парус» и «Ночевала тучка золотая». Сказки мне читал и пересказывал Рома. Книжные иллюстрации частенько дополнялись его прекрасными рисунками. Из него мог бы получиться хороший художник. Рому приглашали учиться в Федоскино, чтобы после обучения работать на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи. Бабушка моя, боясь, что дети в училище будут смеяться над Ромой и дразнить его, не отпустила младшенького сыночка от себя. Причина была в том, что в самом начале войны четырёхлетний Рома получил серьёзное увечье. Его выбросил из окна деревенского дома немецкий солдат, разозлившийся на ребёнка, который путался у него под ногами и мешал выносить всё самое ценное из горницы. Мальчик стал горбатым. Но все, кто его знал, этого и не замечали. Он был очень добрым и начитанным мальчиком. С ним было интересно.
Мне очень нравилось ходить в начальную школу. В первый школьный день наша учительница Екатерина Терентьевна Исаева попросила ребят рассказать свою любимую сказку. Вызвалась я одна. Вышла к доске и рассказала в ролях свою любимую сказку «Красная шапочка» Ш. Перро. Учительница меня похвалила. На родительском собрании она благодарила моих родителей и очень удивилась, что они ничего не знали о моём школьном дебюте. Первый класс я окончила на пятёрки и в тот же день записалась в библиотеку. Я выбрала книгу сказов П. Бажова «Малахитовая шкатулка». Библиотекарь Клавдия Андреевна была озадачена: книгу такого большого объёма вряд ли осилит маленькая девочка. Но ей пришлось уступить моей настойчивой просьбе. Выйдя из библиотеки, я гордо понесла домой книгу в коленкоровом тёмно-зеленом переплёте с выпуклыми диковинными цветами и ящерицей на обложке. Книгу мне выдали на десять дней, а я её читала целый месяц! Библиотекарь немного пожурила меня, но не наказала. Попросила поделиться впечатлениями о прочитанной книге. Я с восхищением стала рассказывать о Хозяйке Медной горы. О том, какая она красивая, строгая и справедливая. Она стала моей любимой сказочной героиней.
Моя дружба с книгами продолжалась и в средней школе. Этому всячески способствовала наш классный руководитель – учительница литературы Валентина Сергеевна Макеева. Она не только на уроках литературы прививала нам любовь к чтению. У нас были ещё и уроки внеклассного чтения. Учительница читала нам книги, учила нас выразительно читать по ролям. Это было очень интересно! У каждого из нас была тетрадь по внеклассному чтению, куда мы записывали отзывы о прочитанных книгах. Моя тетрадь открывалась портретом А.С. Пушкина и его словами: «Чтение – вот лучшее учение!». Валентина Сергеевна готовила вместе с нами небольшие сценки по мотивам детских книг, которые мы потом показывали на праздниках. Часто мы бывали в московских театрах на спектаклях по произведениям наших прославленных классиков литературы А. Островского, М. Горького, А. Чехова. Когда в московских кинотеатрах шли фильмы по мотивам литературных произведений, школа снимала целый кинозал. Так мы вместе с Валентиной Сергеевной посмотрели экранизацию романов Л. Толстого «Война и мир» и «Анна Каренина»; «Отцы и дети» и «Дворянское гнездо» И. Тургенева и ещё несколько фильмов по мотивам литературных произведений. В школу приезжала и кинопередвижка. В актовом зале появлялся киноэкран и шли фильмы. Я помню показ фильма «Крах инженера Гарина» по роману А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». Он произвёл на меня большое впечатление.
Наша классная после того, как мы в шестом классе прочитали книгу А. Гайдара «Тимур и его команда» предложила нам создать свои тимуровские команды для помощи одиноким старикам. Мы тут же разбились на пятёрки и с большим энтузиазмом составили расписание добрых дел. На первый случай, в виде эксперимента, нас отправили прямиком в дом к матери нашей классной. Мы ничего не знали об этом. Натаскали интеллигентной старушке воды из колодца, принесли несколько охапок дров из сарая. Сходили в аптеку и в магазин за продуктами. Потратили на всё два часа. И рапортовали Валентине Сергеевне на следующий день о наших успехах. Она убедилась, что нас можно отправлять на задания по оказанию помощи одиноким старикам. И мы её не подводили.
Ещё мы под руководством нашей литераторши выпускали классную стенгазету. Я была её редактором и собирала заметки о жизни класса, небольшие рассказики и стихи одноклассников, интересные отзывы о прочитанных книгах. Иногда наши творения, в виде поощрения, помещались и в общешкольную стенгазету.
Другие учителя тоже не отставали от нашего классного руководителя в популяризации литературных произведений. Помню, как учительница английского языка Вера Дмитриевна Ковалёва поставила спектакль «Золушка» по мотивам сказки Ш. Перро на английском языке, а чуть позже и сцены из «Принца и нищего» писателя М. Твена.
Настоящий фурор произвёл химический вечер, который долго готовила учительница химии Наталья Аркадьевна Благовещенская с нашим 8 «В» классом. Для этого вечера были взяты на прокат в костюмерной Мосфильма костюмы для наших школьных «артистов». Они должны были выходить в них на сцену и рассказывать о своих героях – известных учёных химиках, о драгоценных камнях и металлах, и о других химических элементах из таблицы Менделеева. Мне досталась самая ответственная роль Хозяйки Медной горы, которая должна была открывать, вести и закрывать наш вечер. Я была просто потрясена, когда узнала, что в том костюме Хозяйки Медной горы, который был выбран для меня, снималась сама прославленная актриса Тамара Макарова в фильме по сказам П. Бажова «Каменный цветок»! И разочарована я была тоже очень сильно, когда этот костюм получила на руки. На экране он смотрелся роскошно, а на самом деле был сшит из какой-то грубой мешковины и раскрашен масляными красками. Зелёные рукава были из обыкновенной накрахмаленной марли. Порадовал меня лишь нарядный кокошник, украшенный искусственными камнями и блёстками. Химичка сказала, что на сцене всё будет выглядеть, как надо. Но я переживала страшно! Сценический мой наряд был довольно тяжёлый. Вышла я в нём на школьную сцену, сопровождаемая громом и молниями, клубящимся по полу сизым дымом. Наши старшеклассники постарались: со спецэффектами никаких проблем! По словам моих школьных друзей и учителей, находящихся в зале, это было просто потрясающее появление! Громким, хорошо поставленным голосом я представилась и возвестила о начале нашего действа. Далее, себе на удивление, я уверенно провела весь вечер, приглашая на сцену его участников. Это был мой большой, но не единственный успех. Мне довелось в школе через год побыть в роли Старухи Изергиль в сценах по рассказам М. Горького и даже неожиданно появиться в образе молодой Надежды Константиновны Крупской на вечере, посвященном 100-летию В.И. Ленина в апреле 1970 года. Успешным было и моё участие на конкурсе чтецов, где в финале я читала моё любимое стихотворение «Жди меня» К. Симонова и победила. После этого конкурса меня, ученицу восьмого класса, в виде исключения, персонально пригласили выступить на вечере выпускников нашей школы. Многие пророчили мне большое актёрское будущее. Но у меня не было по этому поводу никаких амбиций. Вместо театрального ВУЗа я поступила в Московский библиотечный институт. Не могла расстаться с книгами и любимой литературой, любовь к которой мне привили мои родные и школьные учителя, за что я им всю жизнь благодарна. И вот ещё что: в конце учебного года всем отличникам директор школы вручал похвальные грамоты. Они получали также книги с дарственными надписями и школьной гербовой печатью. Бережно храню я эти бесценные раритеты. Иногда беру их в руки и вспоминаю мои незабываемые и счастливых школьные годы.
Скачать: 1690_0.docxСохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости