Записки из прошлого: как литература будущее определила

8, улица Георгия Димитрова, 10, Иркутская область, Усть-Илимск
2001  — 2012 г.
Стасишина Юлия
30 июня 2017 года
КонкурсЯ вырос на уроках литературы … Контакт поколений
НоминацияЯ вырос на уроках литературы. Рассказ ученика
Записки из прошлого: как литература будущее определила

Каждый человек играет определенную роль в нашей судьбе. Кто-то в меньшей части, кто-то в большей, а некоторые люди, сами того не подозревая, помогают принять главное решение в твоей жизни. Именно такая роль в определении не только моего профессионального будущего, но и в формировании мировоззрения легла на плечи моего учителя по литературе. Уроки литературы в школе были моими любимыми. Читать мне нравилось всегда. Мама рассказывала, что из всех игрушек мне нужны были только книжки, да побольше. Любовь к чтению сыграла со мной «злую» шутку: решила поступать на журфак.

Шел 2010 год. Я перешла в 10-ый класс, и у нас сменился преподаватель по русскому языку и литературе. Пришло время выбирать профильные предметы. Оказалось, литературу изучать пять часов в неделю вместо двух хотели только я с подругой, которая, кстати, поступила на филфак. Из-за такого «огромного» желания углубленно познакомиться с творчеством писателей и поэтов профиль по литературе у нас не открыли. Да он, как оказалось впоследствии, и не нужен был. Имея такого преподавателя и любовь к предмету мы без проблем сдали пресловутое ЕГЭ. Звали нашего учителя Переляева Вера Викторовна. Самая строгая из всех существующих преподавателей в нашей школе. И самая преданная своему предмету.

***

Толстой

В 10-ом классе на плечи школьников ложиться груз, непосильный многим, - четыре тома «Войны и Мир». Для меня это был вызов, который я с легкостью выполнила, и даже перевыполнила. Роман я перечитывала три раза: настолько мне понравился Андрей Болконский, он стал настоящим героем моего романа. Я искренне не понимала, как Наташа Ростова могла променять его на Анатоля Курагина. Вера Викторовна всегда серьезно подходила к вопросу о знании текста. Как всегда на одном из занятий нас ждало тестирование по первому тому «Войны и Мир». И я его написала на тройку (а была я отличницей). Лишь два человека написали этот тест на «отлично»: две мои подруги, которые всегда сидели вместе. У них была какая-то своя магическая тактика по написанию тестов. Только вот сама Вера Викторовна забыла о том, что поставила пятерки:

- Никто не написал тест на оценку выше тройки. О чем это говорит? Не умеете вчитываться в тексты.

Подруги мои недоуменно переглянулись, но решили промолчать: в журнале оценки уже были проставлены. Тройку свою я тогда исправила сочинением о Болконском. Помню, как пообещала себе тогда, что мой будущий муж должен обязательно прочитать «Войну и Мир» и быть похожим на моего любимого героя романа.

***

Есенин

Городок у нас маленький, посреди тайги. Весна к нам приходит долго, но уже в марте сопутствующее настроение витает в воздухе. Мне 16 лет, и как водится для девушки в таком возрасте, страдаю от безответной любви. Он был старше на два года, и мне казалось тогда, что он самый красивый во всем городе. На литературе проходим Серебряный век. Блок, Ахматова – в каждом их стихотворении нахожу свои переживания. Доходим до моего любимого поэта – Есенина. Нужно выучить любое стихотворение. Учу то, с которого началась моя любовь к поэту. На уроке меня первой просят рассказать его. «Шаганэ, ты моя, Шаганэ», - начинаю я. Представляю я перед собой, естественно, свою любовь.

- Юля, - поворачивается ко мне моя одноклассница, - ты так хорошо рассказала это стихотворение, будто сама его написала.

- Я просто чувствую его, - ответила я тогда.

До сих пор, даже через семь лет, это стихотворение из «Персидских Мотивов» мое любимое.

***

Булгаков

Безусловно, Вера Викторовна знала, что далеко не все ученики будут читать все книги из списка литературы. Чтобы хоть как-то приобщить школьников к классике, она вела факультатив «Экранизация русской литературы», где показывала нам фильмы по романам, которые мы проходили. Именно тогда я познакомилась с экранизацией «Бесприданницы» А. Н. Островского и знаменитым романсом в исполнении Л. Гузеевой «А напоследок я скажу», который я включала своим испанским одногруппникам, когда училась по обмену. В 11-ом классе, если ты не сдаешь ЕГЭ по литературе, то вряд ли будешь читать целиком «Тихий Дон» и «Мастера и Маргариту» (я, конечно, их прочитала не один раз). Помню, как, чтобы посмотреть очередную серию одноименного сериала «Мастер и Маргарита», собирался полный кабинет ребят со всей параллели. Сейчас это может показаться странным: почти каждый школьник может самостоятельно посмотреть через интернет любой фильм, когда ему будет удобно. Но тогда, пять лет назад, такие уроки с комментариями от учителя (Вера Викторовна всегда заостряла наше внимание на тех моментах, когда фильм отличался от содержания книги), были очень ценными. По крайней мере, благодаря кино учитель всегда могла заинтересовать в своем предмете даже самых ярых ненавистников чтения.

***

Перед выпуском у меня оставалось одно важное, как мне казалось, дело, которое я должна была закончить. С третьего класса я участвовала в городских олимпиадах по русскому языку, но ни разу не выигрывала. У меня были вторые, третьи места, но ни одного первого. Поэтому в одиннадцатом классе я шла на олимпиаду только за победой. Так получилось, что меня отправили и на олимпиаду по литературе. На этот раз я выиграла обе. Вера Викторовна позвонила мне тогда и сказала самые теплые слова, которые можно услышать от своего учителя:

- Юля, это тот момент, когда ученик превзошел своего учителя.

***

Как и хотела, я поступила  на журфак в Красноярск. Окончила его с красным дипломом. Сейчас я в пяти тысячах от родного города, в северной столице (Питер Вера Викторовна не любила, для нее он был тем желтым Петербургом из Достоевского), учусь в магистратуре и хочу связать свою жизнь с преподаванием в университете. Мой жених не читал «Войны и Мира», но на Болконского похож (или я его наделила такими качествами). На первый наш совместный Новый год он подарил мне собрание сочинений Есенина, а ему рассказывала «Шаганэ, ты моя, Шаганэ» наизусть. «Мастера и Маргариту» я перечитывала уже раз пять. А в своей жизни я мечтаю о том, что когда-нибудь буду также гордиться своими студентами, как Вера Викторовна гордилась мной.

30.06.2017

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016