Печниковская школа в годы Великой Отечественной войны

-, деревня Ватамановская, Архангельская область, д.Ватамановская
1941  — 1945 г.
КонкурсВсероссийская акция "Уроки памяти"
НоминацияКонкурс для учителей
Скачать: 1701_2.ppt  

Великая Отечественная война…

В эти три слова вместилось столько событий, горя, физических и душевных ран. По всей нашей стране не найдется семьи, в которой война не оставила бы след. Кто-то погиб в бою, кто-то работал в тылу: в колхозе, у станка, дети учились в школе.

В годы войны на фронт с Каргопольского района было призвано 6931 человек, 4649 из них не вернулись. Каргопольцы воевали на Карельском, Украинском, Прибалтийском, Белорусском и других фронтах. Многие из них проявили отвагу и мужество, в Каргопольском крае шесть героев Советского Союза: Макаров А.Т. , Артёмов П. М. , Акулов П. Г., Птицын А.Н., Куприянов Д.А., Чесноков Н.Ф. Три полных кавалера ордена Славы: Сергеев А.М., Докучаев Н.Е., Капустин И. А.

Так уж сложилось, что чаще говорят, пишут, снимают фильмы об участниках боевых сражений. А какова же роль тыла? Именно дети, женщины, старики делали всё, чтобы поддержать фронт. На их хрупкие плечи легли все тяжести тыловых работ, и было им порой не легче, чем на фронте.

Огромной ценой досталась Победа, ценой собственной жизни, молодости, самого дорогого.

Деревня Печниково находится на западе от г. Каргополя в 20 км. В довоенное время под названием Печниково подразумевалось несколько деревень, находящихся в округе. Сейчас эти деревни перестали существовать. В каждой деревне были созданы колхозы, люди занимались сельским хозяйством. Выращивали пшеницу, рожь, лён, картофель. Кроме этого держали свои небольшие хозяйства. Почти в каждой деревне работали магазин, почта, клуб.

В Печникове была семилетняя школа, в некоторых деревнях были начальные школы. Жизнь, конечно же, не была лёгкой, люди старались работать, верили в коммунистическое будущее.

22 июня 1941г. было объявлено о начале войны с Германией. В первые же дни войны мужчины стали уходить на фронт. Плакали женщины, плакали дети, хотя и не понимали что такое война.

Постепенно в деревне остались лишь женщины, старики и дети. Именно на них возлегли все тяжести деревенской жизни.

Ещё до войны в деревнях Печниковской округи были созданы колхозы. В д. Печниково – «Заветы Ильича», д. Стряпково- имени Сталина, д. Рудно – « Прилив», д. Гринёво – имени Кирова, д. Огнёво- «Воля» , д. Красная Ляга – имени Литвинова, д. Острый конец – имени Чкалова, д. Кучепалда – «Победа», д. Исаково, Сафоново, Кононовская – «Северный крестьянин», д. Кувакино- МТС.

В годы войны всю работу приходилось делать женщинам и старикам. На колхозных полях выращивали рожь, пшеницу, ячмень, овёс, горох, турнепс, картофель, капусту, свеклу, морковь, лён.

Пахали на лошадях, но в годы войны многих лошадей забирали. В некоторых деревнях пахали на коровах, приходилось даже женщинам впрягаться в плуг. Вставали по семь человек в плуг и волочили его. Пахать приходилось много, поля были большие. Урожай собирали вручную. Хлеб жали серпами, затем сушили в овинах, молотили тоже вручную. Большую часть урожая сдавали государству, на лошадях возили зерно в Няндому к железной дороге. Кроме зерна для фронта сушили овощи, каждый колхозник должен был сдавать молоко, яйца, мясо, масло.

В колхозах были фермы, где держали лошадей, коров, телят. Была своя пасека в д. Печниково.

Летом колхозники выходили на сенокос. Косили косами, затем ворошили граблями, собирали в кучи и делали стога или зароды. Вывозили сено на лошадях. Приходилось работать с восхода до захода солнца. Но люди старались не унывать. Работали дружно, пели песни, частушки.

Колхозникам помогали дети. И в сборе урожая, и на сенокосе, летом помогали пасти скот. Многие пожилые тоже вынуждены были работать, т.к. пенсии раньше не было и прожить было очень трудно.

В колхозе выдавали за трудодни зерно, в зависимости от выработанных трудодней. В годы войны нормы зерна менялись. Давали по 0,5 – 1 кг муки, или выдавали зерном. Кто-то молол зерно дома вручную, иногда возили на водяную мельницу в д. Исаково.

Конечно же, этого не хватало. Иногда зерна не доставались колхозникам, всё было отправлено на фронт. Спасало тогда своё небольшое хозяйство да взаимопомощь соседей.

В д. Печниково было три трактора, поэтому нескольких девушек отправили на курсы трактористов в г. Каргополь. Курсы были краткосрочные, уже через три месяцы девушки, освоив технику, работали в колхозах.

В военные годы школа не прекращала работу. В Печникове была семилетняя школа, в деревнях Кучепалда, Красная Ляга, Гринёво, Исаково – были только начальные школы. После окончания начальной школы нужно было ходить в Печниково за 3-4 км, а порой одеть-обуть было нечего или дети шли на работу в колхоз, там давали зерно, поэтому многие дети больше не посещали школу.

Зимой в школе было холодно, электричества не было, занимались при керосиновых лампах или свечах. Классы были большие, по 20-30 учеников. Учебники были стареньки, но не по всем предметам и не всем хватало. Писали чернилами (делали сами- смешивали сажу с водой), ручки были перьевые, кое-кто имел карандаши, их очень берегли. На всю школу был лишь один красный карандаш, им и выставляли оценки. Тетрадей не было, писали в старых тетрадях, газетах между строк. Иногда из газет сшивали тетради. На контрольные работы выдавали тетради, их очень берегли. Домашнее задание задавали, в основном устное, т.к. писать было негде. Портфелей тоже не было, учебники оборачивали в газеты, из мешковины, холща шили сумки для учебников.

Ребята старались учиться хорошо, очень переживали за учителей. В школе часто было гнетущее состояние, когда приходили известия о смерти родных или близких. Но дети есть дети, поэтому на переменах играли в игры: лапту, прятки, догонялки и другие.

Учителя старались поддерживать детей в годы войны. Часто на уроках заходили разговоры о войне, фронте. На переменах все вместе слушали радио, учителя проводили политинформацию. Строго следили за здоровьем, чтобы дети не заболели чесоткой, не было педикулёза.

При школе было небольшое хозяйство. Выращивали картофель, ячмень, горох, Часть сдавали государству. Картофель варили детям на завтрак, выдавали по одной. В выходные дни и после уроков дети вместе с учителями ходили помогать колхозу: собирали колоски, убирали картофель, лён.

Кроме основной учебной деятельности, учителя вели методическую работу, делали доклады для населения о событиях на фронте, вели работу с безграмотностью. Вместе с ребятами готовили концерты для населения, ходили на митинги 1 мая.

Учителями была проведена подписка на государственные займы, были собраны средства на строительство танка и самолёта «от Каргопольского района фронту».

Труд и вклад учителей в годы войны был огромен. Приходилось делиться кусочком хлеба с детьми, работать голодными в полухолодных классах. Но коллектив в школе был дружным, помогали друг другу во всем. Поддерживали друг друга, когда приходили похоронки, ведь и их мужья воевали на войне.

В период войны в школе директором была Шумилова Н.П., завуч Горбунова Т.И. Из учителей только остались женщины: Колчина А.М., Колмакова В.П., Рябова У.А. – учителя начальных классов, Шульгина Н.И. – математик, Бронзова Н.С.- биолог, химик, Шумилова Н.П. – русский язык, литература, Горбунова Т.И. – география, история.

Удалось собрать материал лишь о тех учителях, которые остались после войны жить в деревне, приезжие уехали сразу после войны и о их дальнейшей судьбе неизвестно.

Хочется рассказать о судьбе некоторых из учителей.

Горбунова Татьяна Ивановна родилась 25 января 1915 года в д.Волково Павловского с/совета в семье колхозников. После окончания школы три года училась в Каргопольском педучилище. В 1935 году приехала работать в Печниковскую школу учителем географии, потом стала завучем. В 1940 году мужа Татьяны Ивановны арестовали по доносу, она осталась одна с двумя сыновьями, даже запретили спрашивать про мужа и его искать. В 1946 году Татьяна Ивановна назначена директором, заочно училась в институте. В школе вела кружок марксизма-ленинизма, была депутатом сельского совета, активно участвовала в общественной жизни села.

Шульгина Нина Ильинична родилась 27 декабря 1922 года в д. Красная Ляга Печниковского с/совета. С 1941 года работает в Печниковской школе учителем математики и физики, некоторое время ведёт уроки физкультуры.

Колчина Александра Михайловна, закончив в 1940 году Каргопольское педучилище, приезжает работать в Печниковскую школу учителем начальных классов. В её первом классе было сорок человек, большую помощь в работе оказывал директор- Шумилов В.В. В 1942-1943 года происходит объединение классов.

Колмакова Валентина Петровна родилась в д.Кузино Каргопольского района. После окончания школы поступила в педучилище, после окончания поехала по распределению в Приозёрский район, затем перевели в 1943 году в Печниковскую школу учителем начальных классов.

Многих из учителей уже нет в живых, но все они проработали в школе всю свою жизнь, выпустив не одно поколение учеников.

В деревнях жили примерно одинаково. Дома были свои, рубленные. Мебель простая, всё в основном деревянное: лавки, стол, буфет да кровать – вот и вся обстановка. В домах электричества не было, были керосиновые лампы да свечи, а, бывало, и с лучиной сидели. Посуда тоже была простая: чугуны, глиняные горшки и крынки, деревянные ложки. Посуду берегли, купить новую было не на что.

На кроватях матрасов не было, набивали постели соломой. Когда меняли солому, то прополаскивали и матрасы. Меняли два раза в год – перед Пасхой и осенью. Стены в доме мыли, кое-то белил, обоев раньше не было, поэтому ничего не клеили. Занавески на окнах тоже не у всех были. Кто на ночь платки вешал, кто одеяло.

С одеждой было плохо. Кто выращивал лён, то сами ткали и затем шили одежду. Ходили в фуфайках, платках. Для детей перешивали одежду от взрослых. Бывало, что выменивали продукты (молоко, картофель) на одежду. Обуви почти не было. Летом плели лапти, зимой сами катали валенки, кто умел – шил сапоги. И одежда, и обувь часто была вся в заплатках, старались беречь.

До войны у многих были свои хозяйства. Кто-то держал корову, телят, кто кур. Во время войны некоторые вынуждены были отдать скот на налог. У кого же оставалось хозяйство, это было большим подспорьем: это молоко, сметана, масло. Были и приусадебные участки: садили картофель, свеклу, морковь, горох, лён, ячмень. Большую часть сдавали на фронт. Каждая семья была обложена налогом: молоко, яйца, шерсть.

С питанием в деревне было чуть лучше, чем в городах. Но зачастую ходили голодные. У кого было своё хозяйство, то очень помогало. Было своё молоко, сметана, их выменивали на одежду или другие продукты. Помогал и свой огород. Но чем дольше шла война, труднее становилось и с питанием.

Пекли различные лепешки: сушили и толкли солому, добавляли берёзовые опилки, замешивали и пекли. Ещё делали лепёшки из мёрзлой картошки, из сушёного клевера или мха. Из костей толкли крупу и варили затем кашу. Чая почти не было, летом собирали различные травы: зверобой, мята, лист смородиновый или малиновый, сушили и все зиму пили травяной чай. И вкусно и витамины от болезней.

Ещё спасал лес, ходили на охоту, рыбалку, летом за ягодами и грибами. Грибы сушили и затем использовали зимой, ягоды толкли в кадушках, затем сверху ложи тряпицу, смочённую в спирте, ягоды хранились всю зиму (морошка, клюква, брусника). Чернику и голубику сушили, варенья не варили, т.к. не было сахарного песка.

Люди много работали, поэтому почти не было свободного времени, особенно с весны до осени. Часто дети вынуждены были сидеть дома одни, мать с раннего утра до вечера работала. Дети сами выполняли работу по дому, старшие смотрели за малышами. Некоторые из детей, особенно из отдалённых деревень, даже в школу не ходили, то одеть нечего, то за хозяйством присматривать нужно.

Зимой свободного времени было больше. Женщины собирались в каком-либо доме, вязали носки, рукавицы, шили что- нибудь, вели разговоры (чаще всего о войне). Молодежь устраивала посиделки, пели песни, частушки. Ходили на гулянья, летом собирались на улице, был в деревне гармонист (Фарков Виктор Семёнович, вернувшийся в 1942 г. с фронта инвалидом).

Магазинов в те времена не было, в деревнях были лавки, товара почти не было, лишь основное – соль, спички, керосин.

В Печникове было потовое отделение, почту привозили из Каргополя на лошади. Со всех деревень люди приходили за новостями.

Почти в каждой деревне были избы-читальни, приходили почта книги, газеты. Книги выдавали на дом. В читальне было радио, которого у многих не было, поэтому часто собиралась вся деревня, чтобы послушать новости с фронта.

В Печникове был большой клуб. Привозили фильмы без звука, потом появились фильмы с надписями внизу. Зал всегда был полон. Цена билета- 5 копеек. Кроме этого в клубе устраивали танцы под гармонь или патефон. Ставили концерты, пьёсы, проводили доклады.

Медпункт был в д. Печниково, Красная Ляга, Кучепалда, Гринёво, Исаково.

  • Каргополя через Печниково шла дорога на Карелию, Каргопольский край считался прифронтовой зоной. В самом Каргополе формировались воинские части, затем они шли в Карелию (на Карельский фронт). В лесах проходили боевые учения, когда солдаты шли через Печниково, то иногда останавливались (за водой, передохнуть). А из Карелии постоянно шли эвакуированные, они были очень истощены, местные жители подкармливали их, чем могли. Кто-то из них шел дальше, некоторые оставались жить в деревне.

Из рассказа Горбуновой Р.В.: «Эвакуированные были в плохом состоянии, грязные. Мы их мыли, кормили. Многие из них умирали, особенно дети. Зимой их и не хоронили, закапывали в снег, лишь по весне хоронили в общих могилах. Война не щадила никого.

Фашистов в наших местах не было, лишь один раз за войну пролетел немецкий самолёт над Печниковом и в 10 км от деревни обстрелял стадо коров. Был убит один из пастухов, погибло несколько коров. Ещё были попытки высадки немецкого десанта на озере Лаче и Лёкшмоозеро, но это далеко от Печниково (50-70км)».

Много горя и страданий приносит любая война. Разрушенные города, сёла, обездоленные дети, списки погибших… не перечислить всех последствий войны.

В деревне труд всегда был тяжёлым, а в годы войны все тяготы крестьянской работы легли на плечи стариков, женщин и детей.

Не хочется просто перечислять фамилии ветеранов- тыловиков, а хочется поклониться им, сказать спасибо за то, что выстояли, ведь и они приблизили победу своим трудом. На основании собранных мною данных, можно сделать вывод: что судьба каждого человека, каждого населённого пункта есть отражение судьбы страны.

Иногда мы спрашиваем: а зачем нам нужно знать о жизни в годы войны, вот боевые действия это другое дело. Но ведь мы живем на той же земле, которая семьдесят лет назад боролась со страшным врагом. Были бы мы сейчас, как бы мы жили, если бы не солдаты, тыловики, их самоотверженный подвиг. Человечество помнить и чтить героизм советского народа в годы Великой Отечественной войны, не забывая героев своей малой родины. Вот это и есть патриотизм – вот это задача каждого человека.

25.08.2017

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016