Слово об учителе

№1, улица Свободы, Ростовская область, Сальск
1968  — 1978 г.
КонкурсШкола моей семьи
Слово об учителе

Есть шаги-ступени педагогического мастерства. Самый первый, находящийся у подножия Вершины Учителя – это умение заинтересовать предметом, умение создать зримый образ учителя, способного влюбить в себя. Это первый этап – восприятие. За ним следует принятие или отторжение. Спросишь первоклашку: «Нравится учительница?» - «Да!» - «Почему?» - «Просто… добрая, красивая, хорошая».

Ребенок смотрит, наблюдает, замечает все: как одет, как говорит, как чувствует любимый учитель, как он поступает в той или иной ситуации, как реагирует на проступки и успехи своих учеников, всегда ли он искренен. Для детского восприятия важны даже мелкие детали: взгляд из-под очков, цвет платья и помады, интонации и тембр голоса…

Учитель-идеал. Какой он? Умный, талантливый, улыбчивый, добрый, со строгими нотками в голосе, обладающий чувством юмора… Еще стройный, стремительный, не знающий усталости… Но вспоминаю свою первую учительницу Лидию Ивановну Шашкову. Ничего похожего на этот идеальный образ. …Усталый взгляд, белый воротничок, вечный костюм цвета хаки, хотя и сидит с иголочки. Но сильнее других деталей врезались в память стоптанные каблуки стареньких бежевых туфель. Небрежность или бедность? Не знаю. Но больше всего люблю и жалею ее за эти каблуки, до слез...Теперь только понимаю, что главное для нее было не это. Не форма, не внешние проявления содержания. Вспоминаю пословицы, часто произносимые учительницей: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», - это о невыученных правилах. «Кашу маслом не испортишь», - это о ежедневных дополнительных занятиях. Уходить можно было только тем, кто самостоятельно справился с задачкой.

Парадоксы нашей профессии встречаются на каждом шагу. И часто мы запоминаем совсем не то, что надо, а то, что определяет впоследствии наше жизненное кредо. И любим и уважаем человека тоже не за звания и награды.

Задумываясь над тем, почему эта профессия выбрала меня, (именно она меня выбрала, а не наоборот), чем так зацепила детскую душу (а ведь учителем решила стать уже в детстве, классе в пятом), прихожу к мысли, что дело в чем-то более существенном, чем только внешний образ педагога.

Думаю, что второй шаг в Вершине Учителя гораздо сложнее. Дитя взрослеет и требует от своего кумира более серьезных вещей. Что же жизненно важно в образе учителя? Учитель - неоспоримый профессионал. Он не случайный человек в школе. Ошибаться? – такого права у него нет. Нужно подтверждать каждый день, что ты такой, каким тебя хотят видеть и понимать, не разочаровать, не обмануть ожидания. Постоянно поднимать свою планку. Это все очень важно! Но всего важнее, чтобы учитель был Человеком с большой буквы, Личностью. И в этом смысле мне повезло.

Учительница русского языка и литературы Тамара Константиновна Жолобова вела наш класс всего-то год в школе №1 г. Сальска Ростовской области. Интеллигентная, начитанная, она обладала редким даром: умением найти нужную пропорцию строгости и доброты, держала дистанцию и одновременно с этим была простой, демократичной. Я всегда поражалась ее уникальной способности по одному взгляду определить, готов ты к уроку или нет. Ее факультативные занятия были неподражаемы: она могла часами пересказывать рассказы Рокуэлла Кента или Вашингтона Ирвинга. И мы слушали, переносясь в необычный мир! Она обладала даром рассказчика. А потом сами находили эти книги и читали. Необыкновенно порядочный человек. Редкая проницательность, неравнодушие. Ироничность сочеталась с материнской заботой. Умела находить подход даже к самому «пропащему» двоечнику и учила так тонко чувствовать смысл произведения! И до сегодняшнего дня бьюсь над вопросами: когда она все успевала? кто научил ее тонкостям психологии?

Необычайно мудрый, спокойный, любящий и знающий свой предмет – историю – Игорь Иванович Смигельский. Меня он покорил своими обширными знаниями, а еще глубоким уважением к ученикам. Ко всем старшеклассникам он обращался только на Вы. Даже к хулиганам и раздолбаям. Это он методично учил нас конспектировать первоисточники, что потом очень пригодилось в вузе. Да и сейчас на своих уроках я пользуюсь его универсальным методом осмысленного чтения. Втроем с моими подругами мы ходили на его факультатив по истории Великой Отечественной войны. И он для нас готовил много интересного материала по истории войны, рассказывал тогда еще очень секретные подробности уничтожения верхушки Вермахта, о которых, конечно, мы не могли нигде прочесть.

Размышляя о своих учителях, которые были необыкновенными людьми, талантливыми педагогами, не могу умолчать о своей маме Ларисе Ивановне Будко. Она никогда не была учителем по профессии, но по призванию, бесспорно! Это ее нереализованные мечты о педагогической деятельности вдохновенно воплотились, стали путевкой в профессию. И не только для меня, но еще  и для  моей сестры Оли. Перефразируя А.П.Чехова, можно так выразить напутственные слова моей мамы: «В школу! в школу!» Быть всегда сильной, превозмогать усталость, не хныкать, не жалеть себя – этому я училась, конечно, только у мамы. «Самая трудная борьба – это борьба с самим собой», - мамины слова никогда не теряют своей актуальности.

Конечно, велик соблазн подражания, стремления быть похожим на своего кумира. Но если ты хочешь двигаться вперед, идти выше и выше, если хочешь найти себя, свою философию, свой образ, ты должен дойти до сути вещей.

Если отбросить все эмоции и оставить только самое главное… Главное - это то, что люди, повлиявшие на мой профессиональный и жизненный выбор, будучи Учителями с большой буквы, посвятили меня в свою веру – веру в Человека. Вот так и иду по жизни. На том и стою. Отсюда мои принципы педагогики:

- Люби своего ученика, умного и не очень, послушного и дерзкого, будь справедлив и строг по отношению к нему.

- Требуй со всех учеников одинаково, не выделяй любимчиков, находи возможность похвалить даже самого злостного разгильдяя, вдруг в будущем это Энштейн.

- Будь разным на уроке, расти сам, не застаивайся, ищи возможность для творчества.

- Не мешай ученикам превзойти тебя, радуйся их успехам и новым возможностям, не тормози их развитие.

Пусть твои ученики станут выше, лучше, талантливее тебя. Ведь слава, гордость и память учителя – в его учениках!

Май  2018 года

16.05.2018

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016