Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Это началось еще с детства. Мне казалось, что актеры - самые счастливые из людей. За свою жизнь они могут прожить бесчисленное количество жизней, посмотреть на мир глазами других, сделать то, чего в реальной жизни они бы никогда не сделали. Когда актеру дают роль, он начинает думать по-другому, чувствовать все происходящее душой своего героя, абстрагируясь от себя. Мне казалось, что актеры - волшебники. То, что они делают на сцене, бывает трудно описать словами. Они помогают зрителю погрузиться в предлагаемые обстоятельства, в тот мир, который они изображают на сцене, пофантазировать, что ты не здесь, а там...
Я с детства очень любила классические спектакли: всё чинно, ровно и благородно. Пышные платья, помпезные декорации, возвышенная речь - все это казалось мне эталоном того, каким должен быть театр. Это и постановки Малого театра по Островскому ("На всякого мудреца довольно простоты", *Свои люди - сочтемся", "Бесприданница"), и "Вишневый сад" в Ленкоме, и "Пигмалион" в МХТ им. Горького (даже с такой гротескной подачей речи главной героини), и многие другие. Всё это, безусловно, заслуживает высших похвал. Однако, если быть честным, с течением времени мало что остается в памяти, в лучшем случае мы помним имена актеров, исполнявших главные роли. Известные, маститые актеры, они преподносят свою роль в лучшем свете с отполированными фразами и четко выверенными жестами. Но мне всегда было интересно, как становятся такими актерами, как они учились актерскому мастерству и как происходило становление личности этих служителей мельпомены. Короче говоря, кто они - мои ровесники, которые выбрали профессию актера?
Молодые, свободные, жаждущие жизни, они хотят каждый свой спектакль по-максимуму насытить энергией. Уже не помню первый студенческий спектакль, который я посмотрела, но хочу отметить дипломные спектакли мастерской В.А. Сафронова (выпуск 2017) ВТУ им. Щепкина и мастерской Б.В. Клюева (выпуск 2018): это классика как она есть с легко читаемым сюжетом и узнаваемыми персонажами. Посетила также несколько спектаклей мастерской Е.А. Писарева (выпуск 2017) в Школе-студии МХАТ: "Калека с острова Инишмаан" и "Чтобы всем было хорошо и прекрасно". Для меня, воспитанной исключительно на классике, это оказалось очень смелым экспериментом, прежде всего из-за присутствия нецензурной лексики. Кроме этого, помню и открытые экзамены этого курса по сценической речи, где будущие актеры читали различные отрывки из произведений таких писателей, о которых я никогда не слышала раньше. Ещё один талантливейший курс, ставший для меня настоящим открытием, - это на год младше "писаревцев" мастерская С.Я. Золотовицкого и С.И. Земцова. Слежу за ними с их 1 курса, с их первого экзамена по актерскому мастерству, где они изображали ожившие картины и пародировали известных исполнителей, показывали комичные стереотипные образы абитуриентов и педагогов театрального. И вот в этом году они выпускаются с багажом замечательных дипломных спектаклей. Взять, к примеру, "ЧудоЧудоЧеловек". Это яркий и увлекательный спектакль, где юные актёры, показывают все свои таланты: это и декламация стихов, и танцы, и исполнение песен вкупе с игрой на всевозможных музыкальных инструментах. Экзамен по сценической речи на 2 курсе вырос в спектакль "Недомузыки": да, там отсутствует сюжет как таковой, но сколько зато есть стихов и песен! Но настоящим прорывом для меня стал их государственный экзамен по вокалу. На его прогон я ходила 2 раза: 24 и 25 января, потому что это было потрясающе. Помню, как после первого прогона звоню подруге и говорю, что она обязана это увидеть, этот настоящий перформанс, это шоу, фейерверк превосходной музыки и вокала. На следующий прогон мы пошли вместе, и я записывала наиболее понравившиеся песни на диктофон, чтобы не потерять. До сих пор слушаю. Поразило прекрасное исполнение "Besame mucho" целым ансамблем голосов с аккомпанементом на различных музыкальных инструментах, душевная песня "Funny familiar forgotten feelings", которую пел парень, а припев подхватывали девочки, по-дискотечному отвязная песня Madcon "Beggin' you", кокетливое исполнение песни Britney Spears "Oops! I did it again", которое вообще не похоже на оригинал темпом и тональностью... И это лишь малая часть того, что было! Каждый номер представлен как феерическое шоу, где все вовлечены в происходящее действо, каждый делает свой вклад в выступление, будь то это бэк-вокал или игра на музыкальных инструментах: фортепиано, гитара, барабаны и даже клавитара. Звучали и не самые популярные песни, которые благодаря современной подаче актеров приобретали свое новое звучание. К примеру, это интересное переложение песни "Когда уйду" С. Старостина на музыку "Para Macare" ("Chan Chan") Buena Vista Social Club, авторское исполнение известного романса "Вернись в Сорренто" на очень высоких нотах, легкая и забавная песня "Пакетики" группы "Серебряная свадьба", переходящая в заводную песню на французском языке, мощное по своей энергетике исполнение Ave Maria Дарьей Антонюк, победительницей "Голос-5" (она тоже студентка этой мастерской) и даже песни Александра Вертинского, такие как "Джонни" и "Танго Магнолия". Последнее отмечу особенно: после того, как услышала эту песню в исполнении студентки Школы-студии МХАТ, стала искать в Интернете другие варианты этой песни, но ни одно из них не поразило меня настолько, насколько это удалось ей! Безусловно, благодаря притягательной силе молодости, огромному таланту и любви к экспериментам эти песни представляются не просто как каверы, а как полноценные произведения искусства. Этот тот случай, когда выходишь из зала пораженный в самое сердце и радуешься возможности ещё раз прийти на прогон на следующий день и услышать эти песни ещё раз. Вот тогда я убедилась, что актеры - это настоящие волшебники. И то, что делают на сцене мои ровесники, то, КАК они делают магию на сцене, насколько все вовлечены в общее дело, никого не оставит равнодушным.
С моего первого знакомства со студентами-актерами у меня в голове зародилась мысль о поступлении в театральное. Какие же смелые студенты, думала я, что не постеснялись выступить перед комиссией со своей чтецкой программой, не побоялись продемонстрировать свои таланты. А теперь они учатся, оттачивают свое мастерство и становятся по-настоящему свободными от себя самих, от предрассудков, от мыслей о том, что подумают о них окружающие. И это чувство раскрепощенности необходимо каждому человеку. Где-то читала мнение одной актрисы о том, что учеба в театральном была бы полезна всем, потому что это возможность познать, понять и раскрыть себя, научиться управлять эмоциями, ну и, конечно, развить грамотную речь и умение держаться на публике. Я в то время уже поступила в один из лучших вузов, успешно училась, но мысль о поступлении в театральное не оставляла меня, она стала моей голубой мечтой. Именно о поступлении, ведь учиться там я не рассчитывала. Я никогда не занималась напрямую театром, но мне интересны все виды творчества, и в моей жизни было время, когда я пела, танцевала, рисовала. В творчестве я остро нуждалась во время учебы в своем вузе, однако на постоянной основе не занималась ничем творческим. Я следила за раскрытием студентов-актеров и не переставала восхищаться ими. Но применительно ко мне мысль прийти на прослушивание приводила меня в ужас! И вот за что я благодарна четырем годам обучения, так это за уверенность в себе. Бесконечные выступления на публике, конференции и доклады научили меня уверенно держаться на людях и адекватно воспринимать критику. Но все это официальные выступления, а как же творчество? И, наконец, к окончанию учебы я "созрела", поняла, что сейчас самое время исполнить свою мечту. Тем более я ничего не теряю, а лишь приобретаю еще большую уверенность.
Я помню тот день - 22 июня 2018 года. Как записала я в своем дневнике, это самый смелый день в моей жизни. При любом раскладе исполнится моя мечта. Я знала два своих любимых стихотворения А. Ахматовой и В. Набокова, выучила два отрывка из классической прозы и две басни. Из песен нужно было подготовить романсы - и здесь прямое попадание, ведь я очень люблю романсы. "Не для тебя", "Ой, да не вечер", "Что стоишь, качаясь", песни В. Толкуновой - всё это мне очень близко. И вот в нужное время, ничего не рассказав родителям, я направлялась в Щепкинское училище, была отборочная консультация на курс Б.В. Клюева. Июнь - уже довольно позднее время для поступления, поэтому народа было не очень много. В первые же минуты познакомившись с девочками, каждая из которых была по-своему красива и интересна, я стала чувствовать себя более расслабленно. Было, конечно, видно, что те выпускники школ, которые больше всех заинтересованы в поступлении, смотрят на других оценивающе и пытаются определить свои шансы на поступление. И это правильно, потому что внешность, типаж имеют огромное влияние на успех прохождения туров. Вот только какой типаж нужен мастеру - загадка, выбор предсказать невозможно. Несмотря на небольшое количество народа, ожидание своей очереди во внутреннем дворике Щепки было длительным: мы пришли к 9:00, а моя десятка абитуриентов зашла около часа дня. Мы зашли в тот подъезд, где находится Учебный театр, где я неоднократно была, поднялись на этаж выше и стали ждать. Вышла предыдущая десятка абитуриентов. Пока мы заваливали их вопросами, вышел член комиссии и объявил, кто проходит на следующий тур. И вот настала наша очередь заходить... Сейчас начнется мое первое прослушивание! С сияющим лицом, ведь именно улыбка придает уверенность в себе, я зашла в зал и села на стул. Это была сцена с 10 стульями, выставленными в ряд. Перед сценой примерно пять рядов стульев, стол, за которым сидели два педагога и студентка. И все по одному стали выходить, представляться и читать программу. Спрашивали ее совсем немного. Напряжение чувствовалось в воздухе до такой степени, что его можно было потрогать руками! Однако оно меня не касалось, ведь моя мечта с минуты на минуту сбудется, и я буду считать себя невероятно счастливой, отважившейся сделать то, что уже много лет так хотелось. Я была четвертой. Ноги не подкашивались, голос не дрожал, а наоборот был звонкий и громкий. Представилась, прочитала стихотворение В. Набокова и четверть прозы. Петь не просили никого и не говорили ни с кем. Преподаватели были максимально хладнокровны, и понять, кто им понравился, было невозможно. Однако одному парню они делали замечания, что, мол, он говорит нечетко, слишком тихо и что надо говорить более размеренно, а не так как он, будто читает рэп. Забегая вперед, скажу, что его пропустили на следующий тур! Вот как бывает. После своего выступления, я села на свое место и уже со спокойной душой и счастливым сердцем дослушала остальных. По окончании прослушивания, мы вышли за дверь. Женщина из комиссии объявила результаты: прошли тот парень и девушка, которая выступала первой, красивая высокая брюнетка, очень выразительная. У меня было легко и хорошо на душе, и я рассчитывала ехать домой. Но не тут-то было. Я вышла на улицу, и тут стали подходить абитуриенты, расспрашивать, как всё прошло. Слово за слово, и скоро вихрь новых людей понес меня в ГИТИС, где сегодня проходил первый тур! Я не знала, кто набирает курс, но если второй раз сбудется мечта, то я стану вдвойне счастлива и приобрету еще большую уверенность в себе. И мы пошли...
Около ГИТИСа была большая толпа абитуриентов. Мы записались по живой очереди к С.И. Яшину, а чуть позже и к О.Л. Кудряшову. Узнали много знакомых лиц, которых мы видели сегодня в Щепке. Простояв в очереди чуть менее трех (!) часов, наконец, мы зашли. Надо сказать, ожидание не такое уж и томительное, так как мы проводили время за беседой с новыми знакомыми, творческими и увлеченными людьми. Каждый рассказывал свою историю: были девочки из Южно-Сахалинска, Краснодара, Мурманска, мальчик-художник, мальчик-инженер, абитуриенты, пришедшие с кем-то за компанию или же те, кто упорно готовился к поступлению с репетитором около года, абитуриенты с родителями и так далее. Мне было очень комфортно в компании людей, объединенных общей целью. Несмотря на конкуренцию, атмосфера была очень доброжелательной. Итак, мы отправились на 1 тур к Кудряшову. Прослушивание проходило в кабинете, где за столом сидел педагог, а перед ним друг за другом в два ряда были расставлены стулья. Слушали программу чуть больше, чем в Щепке, и ещё просили петь. Я рассказала Набокова, басню С. Михалкова, часть прозы и спела полтора куплета "Танго Магнолия". Да, решила спеть то самое произведение, которое так произвело на меня впечатление на гос.экзамене по вокалу в Школе-студии МХАТ. Какая же прекрасная акустика в той аудитории! Как замечательно разливался голос, как он звенел: "В бананово-лимонном Сингапуре, в бури... Когда поет и плачет океан..." Последняя девочка с очень милой, детской внешностью, когда собиралась читать стихотворение, сняла обувь и встала на стул. Она сразу заинтересовала педагога, он попросил ее рассказать анекдот или смешную историю из жизни, изобразить кого-нибудь из одноклассников и внимательно следил за выполнением этих заданий. Она молодец, не растерялась. Все абитуриенты были талантливые, их было приятно слушать, но на следующий тур пропустили вот эту, последнюю девочку. Я не стала дожидаться своей очереди на прослушивание к Яшину, у меня уже совсем не осталось сил. Я была уставшей, но бесконечно счастливой. Случилось даже два прослушивания в один день. Ну и что, что не пропустили на следующий тур, я же не за этим шла. У меня сбылась мечта, пора рассказать родителям. В голове крутилась цитата Игоря Губермана: "Жить покоем дорожа: пресно, тускло, простоквашно; чтоб душа была свежа, нужно делать то, что страшно!". Как же она подходит под мой сегодняшний день.
И даже на этом мои театральные похождения не закончились! В понедельник 25 июня я спешила в Школу-студию МХАТ. Знакомый приехал в 8, записал меня, и я уже была под номером 47. Можно прийти на прослушивание в одну мастерскую только один раз, но как же люди пытаются схитрить, чтобы попасть еще раз попытать удачи, если не получилось первый раз! В ход идут парики, очки, а там, где есть электронная база абитуриентов, даже исправления в паспорте. Ух, чего только не делают люди, чтобы учиться здесь, чтобы занять себе место под солнцем! Итак, где-то в половину второго мы зашли. Атмосфера на прослушивании во МХАТе мне показалась наиболее дружелюбной: нам предложили воды, сказали не волноваться и быть самими собой. Перед нами сидел педагог по мастерству актера Илья Бочарниковс и одна студентка. Мы читали программу в той аудитории на 7 этаже, где когда-то я смотрела экзамен по мастерству у студентов 1 курса мастерской Золотовицкого и Земцова, а теперь сама поступала в эту мастерскую. Я выступала последняя: рассказала стих Ахматовой и часть прозы, а из песен изначально хотела петь "Не для тебя", но кто-то из десятки уже это спел, поэтому я спела куплет песни "Сережа" Валентины Толкуновой. Тоже акустика очень порадовала и обстановка, в целом, тоже. Потом мы вышли, и нам в скорости объявили результаты: прошел на следующий тур один мальчик и девочка Глафира, которая, кстати, и поступила в Школу-студию МХАТ!
... Вот так три раза исполнилась моя мечта. Было грустно смотреть на тех, у кого разрушились все надежды, кто не смог поступить уже не первый и даже не второй год. Одна моя знакомая девочка прошла все три тура и конкурс в Щепкинском училище, но на одном из этапов конкурса ее не пропустили дальше. В этой девочке я впервые увидела то, что называется актерской заразительностью, - вне зависимости от того, что она говорит, от нее невозможно оторвать глаз! Ее речь, эмоции, интонация - все это приковывает внимание. А еще она умеет даже о самых обычных вещах сказать так, что всем становится очень смешно. На прослушиваниях я сидела и понимала, сколько же вокруг талантливых людей! Как сложно комиссии отобрать самых-самых, с кем они готовы работать дальше и из кого собираются "лепить" профессионального, универсального актера. Я рада, что попробовала пройти по этому пути. Я счастлива, что оказалась по эту сторону прослушиваний и прочувствовала это на себе.
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости