Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Я хочу предложить вашему вниманию эссе, которое написала для урока истории будучи еще школьницей. Признаться, темы, посвященные культуре, я не любила. И это несмотря на то, что учитель истории у меня был замечательный и даже про экономику России в XVII веке мог рассказать так, что дух захватывало. Но вот "культура" у нас не шла. И теперь, проработав в школе 13 лет, я понимаю почему. Эти темы требуют особого настроя и настроенности, личного опыта (от экскурсии в галерею до вдумчивого рассматривания картины), эмоциональной включенности как учителя, так и учеников. Как этого добиться на уроке, я не знаю до сих пор. Став учителем, я бросила себе вызов: «Получится ли у меня превратить унылые уроки по культуре России в увлекательное действо?» Этот "бой" я то проигрываю, то выигрываю. А изменил мое отношение к этой теме личный опыт. Когда на уроке мне выпала очередь делать доклад по теме "Русский театр II половины XIX века", я решила сделать его максимально интересно, хотя бы для себя самой. Это было время, когда мы ничего не знали об интернете и доклады делали, перекопав не одну книгу в библиотеке. Так возникло это эссе, которое до сих пор хранится моей мамой. Перечитывая его, я улыбаюсь собственной наивности и одновременно категоричности. Но я решила ничего в нем не исправлять. Итак,
Три музы русского театра: Пелагея, Мария, Вера
Что представлял собой театр II половины XIX века? Неясное освещение сцены, особый запах портьер. Билеты раскуплен, зал заполнен до отказа. Медленно и торжественно открываются кулисы. Что увидели бы мы, оказавшись тогда в ложе русского театра? Блестящий успех пьес А. Островского от "Грозы" до "Бесприданницы" и "Доходного места". Первые бенефисы Ф. Достоевского-драматурга. Острая сатира М. Салтыкова-Щедрина. Историческая правда А. Толстого. В 1863 году русская сцена прощалась с великим Щепкиным, и с ним уходил в закулисье театр Гоголя. Дальше от Москвы и Санкт-Петербурга - провинция. Но слава театров Воронежа, Астрахани, Саратова, Казани и Нижнего Новгорода достигла двух столиц.
Именно на берегах Волги родилась Пелагея Стрепетова. Сирота, воспитанная в семье театрального парикмахера, Пелагея с раннего детства влюбилась в таинственный мир театра. Первые роли, опереточные, комедийные, не принесли ей ни славы, ни творческого удовлетворения. Угловая, сутулая, с неправильными чертами лица девушка была совсем не похожа на водевильных актрис своего времени. На ней плохо сидели платья с множеством рюшей и бантов. Вынужденная носить свой артистический образ, Стрепетова переезжала из города в город до тех пор, пока в Казани ей не предложили сыграть Катерину в "Грозе" Островского. Это была ее роль. Это стало легендой. Пелагея играла так, что у зрителей "дух захватывало": она страдала и маялась на сцене, а вместе с ней плакал весь зал. По признанию современников, П. Стрепетова была великой актрисой Островского. В 1881 г. ее пригласили в Александрийский театр в Санкт-Петербурге. И столица увидела одну из самых величайших трагических актрис своего времени. Говорят, ее неуживчивый характер, а главное прямолинейность часто вызывали раздражение в среде драматургов и режиссеров. Но публика ее обожала, буквально носила на руках. Уже находясь на смертном одре, Пелагея скажет: "Я служила своему народу!"
Как и Пелагея, Мария Ермолова родилась в околотеатральной семье: ее отец был суфлером Малого театра. В детстве она мечтала о славе балерины и даже училась балетному искусству, но особого таланта на этом поприще не проявила: танцевала в массовке. Лишь позже при поддержке отца Мария окончила театральное училище и стала служить в родном для нее Малом театре. Ее первые роли - водевильные барышни - как и Пелагее не приносили ни удовольствия, ни успеха. И вот он шанс проявить свое дарование - роль Катерины в "Грозе". Но если у Срепетовой Катерина - несчастная женщина, изнемогающая от душевной боли, вынужденная переживать выпавшие на ее долю переживания, то Катерина Ермоловой - женщина с истинно русским характером, внутренне сильная, готовая к самопожертвованию. Может, именно поэтому знаковой ролью для Марии стала Лауренсия - героиня пьесы Лопы да Веги "Овечий источник". В конце XIX века Ермолова стала олицетворение нового, прогрессивного театра. Она играла Ибсена и Горького. Но и тогда осталась верна образу сильной мудрой женщины.
Со своей страной Мария Ермолова пережила нелегкие времена: три революции, Первую мировую и Гражданскую войны и до последних дней осталась верной дочерью своего Отечества.
Судьба Веры Комиссаржевской, казалось, была предрешена еще в детстве. Ее отец был артистом оперы. В их доме собирались известные актеры, певцы и композиторы. Актерскому мастерству ее тоже учил отец. А свои первые взрослые шаги на сцене она сделала под руководством К.С. Станиславского. Как Пелагея и Мария, Вера начинала с водевилей. Но играла в них с удовольствием: весело, живо, с юмором. Однако настоящая известность пришла к ней с ролью Ларисы Огудаловой в "Бесприданнице" Островского.
Обладая собственным видением развития театра, а также немалыми организаторскими способностями, Вера решает создать собственный театр. Трудно представить: первым режиссером в Драматическом театре Комиссаржевской был сам В. Мейерхольд! Правда, сотрудничество двух гениев было не совсем удачным.
Газеты писали, что "игру Комиссаржевской нельзя назвать искусством - это сама жизнь". Ее земная жизнь закончилась на гастролях, в городе Ташкенте.
Пелагея Стрепетова, Мария Ермолова, Вера Комиссаржевская. Три имени, три образа и целая эпоха. Трудно сказать, перевоплощались ли они в своих героинь или это Иоанна д Арк со словами "Опять с народом я моим, и я любима" появлялась на сцене Малого театра. Катерина шептала: "Опять жить? Нет... нехорошо". А бесприданница Лариса, по-комиссаржевски улыбаясь только глазами, заклинала: "Живите, живите все. Я... всех люблю".
Женщины...
Или мы еще мало вас знаем? И вы как планеты,
Которые кружатся в космосе, кажутся рядом,
И которых мы видим, летим к ним все время на встречу,
Но которые так далеки и так иногда одиноки,
Что приблизится к ним нам дано не всегда.
И не всем.
А Бетховен — велик. Только что бы он значил без вас…
(С. Островой)
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости