Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Вы себе не представляете, как я люблю театр!
Покажется очень странным то, что моя настоящая любовь к театру появилась тогда, когда моя первая учительница в школе —Белла Федоровна Токарева сказала моей маме о моём таланте к рисованию и посоветовала ей отвести меня во Дворец пионеров заниматься рисованием.
Мама так и сделала. Я с удовольствием начала рисовать и это имеет очень хорошие последствия: сейчас я имею высшее художественно-педагогическое образование и уже более тридцати лет преподаю в школе изобразительное искусство.
Но тогда в детстве, после первого занятия рисованием, я из-за любопытства пошла по коридору Дворца пионеров, чтобы посмотреть, чем еще занимаются дети. Меня привлек струнный оркестр и вскоре мама на последние, на тот момент, деньги купила мне домру, и я на ней долго играла в том оркестре.
Но больше всего мне понравился кружок художественного слова. Какое это счастье знать и художественно исполнять стихи!
Я до сих пор знаю их великое множество и с удовольствием сопровождаю ими свои уроки изобразительного искусства. Дети всегда в восторге.
А тогда во Дворце пионеров кроме работы над художественным исполнением стихов, мы ставили спектакли по произведениям русских писателей.
Это свое увлечение я перенесла в школу, где я тогда училась. Мы организовали драматический кружок и ставили пьесы по произведениям классиков: Чехова-«Чайка», «Дядя Ваня», отрывки из произведений Льва Толстого и других авторов, где я была в главных ролях. Почему-то мне особенно запомнилась моя роль в образе Ульяны Громовой в «Молодогвардейцах».
Мой отец подрабатывал в Малом оперном театре, (сейчас это Михайловский театр)- осветителем и я с раннего детства посещала все спектакли театра, сидя в партере. А с мамой мы посещали все детские спектакли театров Ленинграда.
Вот тогда зародилась моя любовь к театру.
В шестидесятых годах в школах давали учащимся 9-11классов специальность и это было здорово, поскольку в случае необходимости, вчерашний школьник мог спокойно устроиться по специальности на работу и продолжать вечернее обучение бесплатно.
Между 10 и 11классом была возможность поехать на практику и я, получая специальность воспитателя детского сада, устроилась в детский сад и уехала с детьми на дачу под Ленинградом.
И тут я впервые «оторвалась» по полной своей творческой программе: я разрисовала детские игровые домики по сказке «Три Поросенка», с моим папой мы вырыли перед дачей маленькое озеро, папа подвел воду и сделал фонтан с музыкальным сопровождением и разноцветным освещением.
Я, под музыку фонтана, поставила с детьми оперу по сказке «Маша и медведь». Детский концерт удался на славу! Родители детей писали мне и на детский сад благодарственные письма.
После школы я поступила в вечерний институт и продолжила свою работу в том же детском саду.
В свой первый отпуск, за хорошую работу, меня наградили бесплатной путевкой на базу отдыха. Приняв там участие в художественной самодеятельности, я бала приглашена в эстрадный театр Дворца культуры моряков самим Георгием Ивановичем Мастеровым. Он со своей женой Доротеей Романовной Вальгемут руководили прекрасной эстрадной группой. Ставились отрывки из различных спектаклей и оперетт. Мы ездили на гастроли по различным деревням и селам Ленинградской области.
А однажды нам какой-то Ленинградский писатель (я уже, к сожалению, не помню его фамилию) написал для нас эстрадный спектакль «Море улыбается», где была прекрасная музыка, много танцев, песен, различных сценок из современной жизни. Нам шили прекрасные костюмы.
Себя помню в танце восьми моряков, в кубинской сцене, в сцене праздника русской деревни. Идея всего спектакля была о мире и дружбе всех людей на земле. Помню мои заключительные слова в спектакле: «...Людям, которым довериться можно, людям, чья воля металлу под стать, с ними тебе судьбою положено дружбу и мир на земле утверждать!»
А потом были большие гастроли по Прибалтике, где во всех городах и селах нас очень тепло принимали.
Недавно я случайно проезжала мимо того места, где раньше был Дворец культуры моряков и у меня бурно потекли слезы из глаз. Вместо дворца стоят полуразрушенные стены с зияющими дырами вместо окон и провалившаяся крыша. Чудовищно!
Вскоре, после того спектакля, мне пришлось оставить самодеятельность, поскольку надо было все силы «бросить» на учебу в институте.
После окончания института я обнаружила, что та эстрадная студия распалась и я поступила в театр-клуб «Суббота» на улице Рубинштейна. Оригинальный и очень интересный театр. Руководил им Смирнов-Несвицкий. Хорошо помню уроки актерского мастерства под руководством Ольги Волковой.
К тому времени я уже стала заведующей детского сада и служебные проблемы не оставляли времени для самодеятельности. С театром-клубом «Суббота», к сожалению, пришлось расстаться. Но у моего детского сада были самые богатые шефы. Я смогла за их счет и деньги организовать для детей дополнительное образование рисованием и художественным словом. Создавала детские спектакли с участием воспитанников и выставки детских художественных работ, был организован мною и мини театр из воспитателей.
В 60-70годы было трудно достать билеты в театры, и я устроилась в одну билетную кассу распространителем билетов, и распространяла билеты между дошкольными работниками своего центрального района. БДТ, Пушкинский, Кировский, Малый оперный, театр Комедии, театр на Литейном, Театр оперетты, ТЮЗ —в этих театрах мы не пропускали ни одного спектакля.
В школу я пошла работать учителем ИЗО и черчения, когда моя дочь начала учиться в школе. Была классным руководителем и создала свой классный театр. Сама писала маленькие пьески так, чтобы было побольше задействовано учеников моего класса. Мы гастролировали по другим школам, вызывая у ребят и взрослых желание создавать свои маленькие театры.
Сейчас моим воспитанникам уже под сорок, но тот классный театр тогда их очень сдружил, и они дружат до сих пор уже семьями. Мои последователи по созданию маленьких театров по-прежнему развивают по школам театральное искусство.
Моей дочери тоже под сорок, мой внук-студент вуза. Я до сих пор работаю в школе учителем ИЗО, черчения, МХК и еще пять лет назад появился у нас в России и у меня в преподавании новый предмет-«Основы религиозной культуры и светской этики»-уникальный предмет. Я о таком предмете мечтала всю свою жизнь. Общая историческая судьба народов России, единое географическое пространство, социально-политическое единство сформировали общую духовную культуру народов России и этот предмет поможет нашим детям и нам всем быть дружными и сплоченными, что особенно важно в современном мире.
А театр всегда снами. Его любит и мое потомство, и мои ученики. Сейчас легко можно попасть в любой театр, что мы дружно и делаем.
Анисимова Инна Константиновна-учитель изобразительного искусства и духовной культуры ГБОУ СОШ № 50
Петроградского р-на Санкт-Петербурга
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости