Магия момента

2200, 11-я Парковая улица, 50, Москва
2018  г.
Еремина Мария Дмитриевна
Еремина Мария Дмитриевна
5 августа 2018 года
КонкурсТеатр в моей жизни
Магия момента

Широкие мраморные лестницы, уходящие далеко вверх; величественные колонны, будто сошедшие с картин эпохи Возрождения; тяжелые портьеры, за которыми, кажется, скрывается какая-то загадка; огромные хрустальные люстры, свисающие с расписного потолка, элегантные и немного броские из-за отражающихся в каждой грани хрусталика луча света. «Что это?», - спросите вы. Быть может дворец? Королевский замок Старого света? Резиденция знаменитого дожа или герцога? Отнюдь. Вы попали  в место, где творятся чудеса, в место, где живет магия – в театр.

Моя история знакомства с театром стара как мир и не отличается оригинальностью и неожиданными поворотами сюжета. В новый мир театра меня, пятилетнего рыжеволосого бесёнка привела мама. Пять лет. Пожалуй¸  самый замечательный возраст, когда смотришь на весь окружающий мир через яркую призму восторга и фантазии. Если спросите меня, о чем был спектакль «Приключения Чипполино», возможно услышите пересказ знаменитой истории Джанни Родари, ведь я учитель, и мне немного стыдно признать, что я не знаю ответ на поставленный вопрос. Правда же заключается в том, что, кроме сцены наказания противного инспектора Моркоу в виде подвешивания его за ногу над сценой перед сотней изумленный малышей к их общему восторгу, о спектакле я ничего не помню.

Увы, иногда память играет с нами злую шутку, оставляя пробелы там, где самое место быть ярким эмоциям и впечатлениям. Хотя подождите, о чем это я, ведь именно эмоции и впечатления сохранились, запечатлелись на невидимой фотопленке детского сознания, ведь в следующий раз я шагала на спектакль с видом знатока театрального искусства, рассказывая всем взрослым, как устроен театр, с чего он начинается. Кстати, те, кто считает, что театр начинается с вешалки, получили бы от курносой пятилетки осуждающий взгляд, ведь начинается театр не с гардероба, а с двери (!), «это же всем известно».

Так с первого похода в Театр Советской Армии начался мой путь театрала. С этого момента не проходило и месяца, чтобы я вновь не оказывалась в темном зале в окружении детей и взрослых, чтобы вновь погрузиться в мир сцены, заглянуть в чужую историю, сделать ее своей собственной. В мой репертуар входили разные спектакли, начиная с «Аленького цветочка» и «Тома Сойера» и заканчивая  постановкой пьесы Кальдерона «Молчание –золото», компанию которой составили «Отравленная туника» Гумилева, «Вишневый сад» Чехова и моя первая опера «Любовный напиток». «Это же не детские спектакли!»- прозвучит чье-то возмущение или даже осуждение. Да, недетские, но такова судьба ребенка учителя литературы и мировой художественной культуры, любящего свой предмет и желающего поделиться всем, что для него важно. И это самая лучшая судьба.

В то время как мои сверстники могли похвалиться лишним часом просмотра телевизора или игрой на компьютере, я постигали тайны кулис. Что происходит за этими шторами, когда стихает гул аплодисментов? Как актеры могут запоминать такие длинные тексты? Почему сцена всегда выглядит по-разному? Как на ней может помещаться целый город? Все это не давало мне покоя, поэтому я бомбардировала вопросами родных и близких (и как им хватало терпения с этой почемучкой?!).

А затем наступило время сесть за школьную парту. Казалось бы, как уроки в классе могут соперничать с театральным искусством, ведь это так скучно и неинтересно, не то, что приключения Тильтиля и Митиль в спектакле «Синяя птица» по пьесе Метерлинка или скитания Синдбада-морехода в одноименном мюзикле. Но как же я ошибалась. 22 апреля 2002 года. Эта дата стала особенной для меня и нашей с театром истории. Нашему 1 «А» классу дали ответственное поручение подготовить постановку мини-спектакля «Господин-учитель Жук». Небольшое стихотворение, ставшее основой спектакля, только сейчас кажется таковым. А тогда его объем вызывал ужас и потоки слез, ведь мне, цитирую моего первого учителя, «как самому опытному юному театралу», досталась самая главная роль. А с большой ролью приходит и большая ответственность. Заучивание бесконечных строк, репетиции перед зеркалом, подготовка костюма – это занимало все мои мысли. С видом режиссера картины, которую ждет номинация на «Оскар», не меньше, я прохаживалась каждую перемену по импровизированной сцене перед доской, обращаясь к своим одноклассникам, ведь надо же было помочь «новичкам». День выступления сопровождался традиционной дрожью в коленках меня-актера, бесполезных попытках прокрутить в голове весь текст раз этак 100 или лучше 200 и, конечно же, аплодисментами и улыбками на лицах зрителей, в которых читалась гордость и искреннее одобрение. И тогда я поняла, что самое главное в мире театра – это поймать магию момента, едва уловимую искорку зрительского восторга, недоступную толстокожим обывателям.

Так мы с театром стали еще роднее, а передо мной открылась другая сторона магии театрального искусства. Примерив на себя роль актера, избалованный театральный искусством ребенок понял, что такое настоящий труд, как важен талант и усердия, которые необходимо приложить для достижения поставленной цели.

За двадцать лет с момента моего первого робкого шага в мир искусства сцены произошло много встреч с театральными помостами, пролилось много слез радости и горя за судьбы героев, прочитано еще больше книг, сюжет которых положен в основу театрального действия. Были и летящие с потолка деньги на спектакле «Мастер и Маргарита», и представления без актеров в Театре Теней, и три безуспешные попытки не уснуть  на балете «Лебединое озеро» (признаюсь, уснула, стыдно, но, увы, ничего не могла с собой поделать, балет – это не мое) и даже экспрессионизм «Барабанов в ночи» Бертольда Брехта.

Все это лишь впечатления, обрывочные воспоминания ребенка и не очень, которые помогли мне найти мою главную роль - меня сегодняшнего дня, учителя литературы, классного руководителя и просто человека, который не может пройти мимо тех самых мраморных лестниц, ведущих к дверям (ведь именно с них начинается театр) в новый мир магии театра.

Теперь мое место не на сцене (хотя иногда приходится собственным примером показать, что нет предела нашим возможностям, если есть тот самый ЖУК (желание, усердие и креативность), с которого началась моя маленькая, но все же театральная карьера. Сегодня я стою за кулисами школьной сцены с уверенным взглядом и прямой спиной даю последние наставления своим ученикам, вселяю в них уверенность в том, что у них все получится, ведь я искренне верю в них – это мое призвание, а дрожащие колени не в счет, ведь это неотъемлемый атрибут  нас, театралов. Я прохожу в зал, выключается свет и одинокий луч света скользит по сцене, на которой появляется мой первый маленький актер. В повисшем сумраке он ловит в зале мой взгляд, всегда на крайнем месте второго ряда, и легкий кивок головы запускает экспресс в невероятным мир, который творится на глазах зрителей. Кажется, что достаточно протянуть руку и ты окажешься в вихре происходящих событий, станешь частью истории. Звучит финальная мелодия, занавес опускается, я считаю до трех, мне не надо заглядывать за кулисы или обладать рентгеновским зрением, чтобы знать, что там происходит. Запускается обратный отсчет до самого волшебного момента, когда актер, режиссер и зритель становятся единым целым, их эмоции переплетаются крепче спиралей молекулы ДНК, ведь их объединяет общий ген любви к театру. Три, два, один… Аплодисменты. Выход актеров на поклон. В голове новостной лентой прокручиваются недели репетиций после уроков, вычитки текста, подборки музыки и монтирование видеороликов, полуночное шитье костюмов и рисование декораций. Но отложим эти воспоминания на потом, ведь сейчас будет самое интересное.

Мой взгляд скользит по лицам моих актеров, а по совместительству помощников режиссера, декораторов, гримеров, хореографов и вокалистов. В их глазах горит нечто, что смогло объединить нас, таких разных, непохожих, то, что подарило нам это чудесное чувство гордости друг за друга, уважение и восторг. С трудом сдерживая слезы, я отдаюсь самому прекрасному, что дарит нам театр, я отдаюсь магии момента.

 

 

05.08.2018

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016