Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Анна Ивановна Васильева
библиотекарь ГБОУ № 621
Колпинского района Санкт-Петербурга.
«От озорных непосед до воплощения мечты»
Как давно это было. В детстве время двигается не спеша, летние каникулы нам казались бесконечными. И погода в детстве была другая. Летом было лето с тёплыми дождями, даже после грозы мы выбегали на улицу и носились по лужам, тогда они не покрывались жёлтым налётом. Жила я в маленьком посёлке, где не было детских садов, а только соседские бабушки. У меня была замечательная бабушка. Она сама когда-то выучилась читать и писать (без точек и запятых, а заглавные буквы только у имён детей и внуков). Но зато она умела всё, о чём думала складывать в рифмы. Да, сейчас я очень жалею, что умея писать, не записала ни одного её стихотворения.
Так как бабушка была у меня, то и детей в основном приводили соседи к нам. Когда собирается кампания озорных непосед, можно многое придумать и воплотить в жизнь. Мы устраивали концерты для жителей нашего посёлка. Писали объявления, делали билеты. Нашим родителям нравилось, и они нам старались помочь с костюмами, оформлением лужайки-сцены. Когда я окончила третий класс, появилась идея поставить спектакль. С классом мы уже ходили смотреть спектакли в нашем Доме Культуры. Это было замечательно. И так решили, делаем! Мы замахнулись на сказку Ш. Перро «Золушка». Уже не помню, но в каком-то журнале она была почему-то в стихах. 1 июня в день защиты детей, мы собрались у моей подружки в саду и распределили роли. Мне досталась роль мачехи. Многие уезжали на июнь месяц к родственникам, но роли брали с собой. А тем, кто уехал чуть раньше, мы отправили письма по почте. Толстые получались конверты. А потом, когда в середине июля стали возвращаться участники, мы приступили к репетициям. На нашей лужайке взрослые сделали для нас сцену. Два столба, а между ними натянута верёвка для занавеса. Костюмы из маминых нарядов. В общем, всё ,по настоящему. Было здорово!
Все мы, кто участвовал, учились в одной школе, поэтому в сентябре нам разрешили показать наше представление. Мы приходили в класс и без всяких декораций показывали то, что у нас получилось.
Детство, детство! Так много времени впереди. До 20 лет время движется размеренно, до 45 ускоряя шаг, а вот когда за плечами 60 с хвостиком, оно просто проносится.
Работаю в школе, библиотекарем. Когда работаешь с детьми, состариться невозможно.
Сейчас в библиотеке не так многолюдно, как лет 10 назад. А мне очень хочется, чтобы они прибегали, задавали кучу вопросов, чтобы им хотелось творить.
Интересно подбираются дети в классах, есть такие классы, не знаешь, что ждать от них в следующую минуту. Вот и у нас в школе такой образовался. И с учёбой и с поведением просто беда. «Трудный» класс. Приняла я их в читатели в 1 классе и стали мы с ними раз в неделю встречаться в читальном зале. Читала им сказки, театр одного актёра, разными голосами за разных героев. А они мне рисовали свои ощущения. Героев этих сказок, всё что понравилось или не понравилось. Дальше конечно выставки рисунков и их рассказ по рисунку. Во 2-ом классе мы уже разыгрывали сценки , читали по ролям, смотрели мультфильмы и рисовали, рисовали. А в третьем классе решили мы с ними поставить « 12 месяцев» С.Я. Маршака. Ну, они же совсем маленькие. Да и нужны там только 12 месяцев, а роли со словами у 5 мальчишек. А девочки? Работала у нас в то время экономистом девушка, выпускница «Аничкова Дворца» класс хореографии. Пошла к ней с поклоном., поставить танцы с девочками снежинок и подснежников. Билась она с ними каждый день после уроков и добилась. Чудо, какие танцы получились.
Конечно, саму сказку переделала. Нет в ней ни королевы, ни придворных, а были Декабрь и Январь, ученики 8 класса, мачеха, падчерица и сестрица, ученицы 5 класса. Интересные были репетиции. С каждой группой отдельно. А вот когда совместные начались, то мои мальчики третьеклассники влюбились в моих пятиклассниц. Не репетиции, а сплошные хихоньки-хаханьки. Опять разделила. Костюмы и декорации делали с моей подругой, тоже работницей нашей школы, по вечерам. А уж костюмы Декабря и Января для старших попросили в костюмерной нашего Дома Культуры. Всё как полагается. Составили письмо с просьбой от администрации школы. С этим письмом пошла я к директору Дома Культуры. Объяснила, что, зачем и что наши учащиеся во многих кружках у них занимаются. Посмотрел на меня директор и дал добро. Да ещё сказал, что и впредь можем к ним обращаться. Так и дружим теперь с костюмерной Дома Культуры. Пришло время декорации устанавливать. На сцене искусственные ёлки, санки (со своей дачи привезла), на тёмно-синих шторах ёлки из зелёного полиэтилена, звёзды из фольги, а месяц настоящий – жёлтое бра в форме месяца. Красота получилась сказочная. Ставили мы сказку 25 декабря. В зале темно, только шар зеркальный снежинки по потолку, стенам, сцене крутит и музыка, и звуки метели.
Боялась очень, что шумно будет в зале, а актёры мои без микрофонов. Но так вероятно всё совпало, и декорации, и музыка и освещение, тишина стояла такая, что и в конце актового зала было хорошо слышно моих актёров. Правда, перед началом я постаралась погрузить гостей в сказку, спросила у них, какие месяцы они знают. Отвечали хором . под этот хор на сцене появлялись месяцы и рассаживались у костра. Вообще наш актовый зал превратился в маленький театр.
Всем понравилось и зрителям и актёрам. А рядом с актовым залом появилась фотовыставка сцен из нашего спектакля. Стали приходить ко мне дети из других классов, просили дать им роль в следующем спектакле. А мои третьеклашки и девчонки и мальчишки стали просить роли со словами. А пятиклассницам захотелось что-нибудь современное. Как всем угодить, да чтобы не разбежались. Приближалось время Масленицы. Взяла книгу Островского «Снегурочка», дай думаю, попробую поставить. А сказка такая мудрёная. В общем, после всех изысканий получился сценарий под названием «Масленица в царстве Берендея». И пришлось в короткий срок всем учить слова, и частушки петь, и русский танец танцевать. Начало сказки взяла из «Снегурочки» встреча Мороза с Весной. Пошла за Декабрём из «12 месяцев». Благо, не отказался. Ну, всё как в первый раз. Попросила поставить танцы, учителя музыки попросила разучить с девчатами частушки.
Новые декорации, костюмы по вечерам в кабинете труда делали, а сарафаны русские дома по ночам шила. Времени уж очень мало было до постановки. Учитель у моих третьеклассников замечательный, заинтересованный. Ведь её хулиганы так уроки не учили, как роли. Один ученик был такой, дня не проходило, опять маму в школу вызывают. Ну, вот такой. И на репетициях всё какие-то потасовки, но никого не прогоняла и от ролей не отстраняла. Репетировали отдельно группами. Только на последней неделе стала собирать всех вместе. Наступил день показа. В классы мы раздали пригласительные билеты. На первом этаже в вестибюле повесили объявление. На наш спектакль пришли не только дети, но и родители участников. Полный зал. Артисты без микрофонов. «Погружаю» гостей в сказку. На сцене весна. Светлые декорации и солнышко, и первые цветы. Мороз с Весной решают оставить Снегурочку у людей. Поручают Лешему охранять её. Снегурочка на сцене перед неизвестностью, и тут начинается… Космическая цветомузыка, и в зале появляются Инопланетянки. После споров с Лешим, отогревают Снегурочку . Рассказывает она Инопланетянкам, почему народ пляшет и поёт, что за праздник Масленица. Гулянье начинается, с русским танцем и частушками. А частушки поют девочки под аккордеон. У нас учитель географии, замечательная активная, творческая. Порепетировала несколько раз, а на постановку прибежала с урока, подыграла и опять на урок. Когда спектакль закончился, зрители долго аплодировали. Когда все разошлись, подошла ко мне социальный педагог и сказала, что мама нашего драчуна впервые улыбалась. Потому что родители, уходя из зала, говорили ей добрые слова о сыне, наверное, впервые за три года. А мальчишка этот действительно артистичный. Быстро умеет перевоплощаться.
До конца учебного года мы продолжали встречаться . Продолжали читать, смотреть, рисовать, а ещё не раз возвращались к нашим спектаклям, вспоминали как репетировали, как волновались, что получилось, а что нет. Учебный год закончился на позитиве.
Каникулы и мой отпуск пролетели. Ничего не планировала ставить. Просто не думала.
У школьного библиотекаря самые сложные месяцы в году сентябрь и май. В сентябре обеспечить всех учебниками, а в конце мая собрать их без потерь. Начался учебный год, начались наши встречи уже с четвероклассниками. Они, конечно повзрослели, но остались шумными и озорными. Дни шли за днями, недели за неделями, вот и 1 четверть закончилась. А в начале второй четверти заглянула ко мне директор школы и, улыбаясь, поинтересовалась, будет ли новогоднее представление. Ух ты. На дворе ноябрь. До нового года 1,5 месяца. Что выбрать? На глаза попалась книга Эрнста Теодора Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Вот оно! Рождественская сказка. Перечитала книгу, сложная сказка, как написано в рекомендации для среднего школьного возраста. Стала подбирать участников. Мои озорные четвероклашки - мальчики (мышата), девочки (танцы); шестиклассники (основные герои), да, на роль короля подошёл четвероклассник.
И завертелось всё. Постановка танца кукол, декорации.
Из старой шторы сделали чудесную ёлку, а игрушки для этой ёлки раскрашивали все желающие. Не ёлка, а загляденье просто. Нет возможности во время представления менять декорации - маскируем, прячем одно за другое. По сценарию король приглашает всех на бал. Значит должен быть бальный танец. Хорошо, что в нашей школе есть студия бальных танцев «Данцлайф». Попросила руководителя помочь. Так что в нашей постановке на балу исполнялся настоящий бальный вальс. Дальше костюмы. Много героев, разные костюмы. Что-то пригодилось из прошлых постановок, а что- то пришлось шить и мастерить заново. Конечно, обратилась в костюмерную Дома Культуры и костюмер мне подсказала, как сделать маски мышатам. Оказалось очень просто. Рисуем маски (мышата раскрашивали их сами, как постарались, так и выглядели), а хвосты из флиса серого цвета вырезали. Спектакль прошёл просто на ура. Несколько раз показывали. А дальше, ещё интереснее. Приходит по электронной почте приглашение всем желающим принять участие в районном фестивале «Театр+ Я» на весенних каникулах. И так мне захотелось, чтобы попробовали ребята выступить не там, где все тебя знают, где стены помогают, а на фестивале. Спросила у них, все за. Собралась с духом и пошла к директору. Показала распечатку письма-приглашения, сказала, что ребята согласны и время до весенних каникул на репетиции достаточно. Свершилось. Директор не только дала нам согласие, но и заказала автобус для поездки. У нас участников 32 человека, да и декорации своим ходом не довезёшь. Репетировали мы усердно. Вдруг выясняется, что у мышей и короля чемпионат города по футболу. Заменить не возможно. Три дня отведено на фестиваль. Время нашего выступления позволяло всё успеть, если мышата и король прямо со сцены отправятся на чемпионат.. Для этого за нашим автобусом следовали папы на машинах. Вообще четвероклашкам повезло с родителями и мне с ними тоже. Родители помогли с декорациями. Закрепили, подсветку подключили, а после выступления всё быстро разобрали и в автобус погрузили. На ходу перед выходом на сцену объяснила, как переместиться по сцене, чтобы не заметили, что король с мышатами исчезли. Всё получилось, всё удалось. Домой возвращались усталые, но очень довольные. Да, ещё забыла. Для афиши нужно было название коллектива. Завуч по воспитательной работе посоветовала назвать «Талисман». На том и, порешили. Так мы стали студией «Талисман». Получили кубок участников фестиваля «Театр+ Я», но не загордились.
Время бежит быстро. Выросли четвероклашки. Всё меньше свободного времени, больше уроков задают, а после уроков кружки, секции. Они же платные и пропускать занятия из-за репетиций, ну не дело. Да и с уроков не очень-то отпускают. Учителей можно понять. Что делать? Поставили ещё одну постановку для семинара школьных библиотекарей района «Мир подарила мне и тебе». Интересно получилась. В интернете, на сайте «Страна мам» прочитала сказку, которую сочинила мама для своего ребёнка. Вот по ней и поставила. Сказка хорошая, но нужно было переход придумать к понятию «Мама». По воле случая нашлась притча, сложно объяснить, ну вот эта притча:
«Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?»
«Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе».
«Здесь, на Небесах, я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья».
«Твой ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив».
«Но как же я буду понимать людей, ведь я не знаю их языка?»
«Твой ангел будет говорить тебе самые прекрасные и сладкие слова, которые ты когда- либо услышишь, и спокойно и терпеливо он научит тебя разговаривать“
– А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе?»
: «Твой ангел сложит твои руки вместе и научит тебя молиться».
«Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?»
- Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.
- Мне будет очень грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…
- Твой ангел расскажет тебе обо мне всё и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда буду рядом с тобой.
- Прежде чем я отправлюсь на Землю, скажи же мне, как зовут моего ангела?
- Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его Мама“.
Кто автор не знаю. Так зацепили эти слова. Где взять малыша? Первоклассник не подойдёт. Нужен совсем маленький ребёнок. Пошла к завучу по воспитательной работе, она ещё и учитель русского языка и литературы. Сыну 5 лет, то, что надо. Вот этот малыш и участвовал в постановке. Диалог малыша записали на диск. Малыш задавал вопросы, а папа отвечал.
А во время постановки малыш изображал самого себя на сцене. Так было трогательно, некоторые гости даже прослезились.
Повзрослели артисты. Участие в постановках пошло им на пользу. Думаю, не раз в жизни их выручит умение держаться перед большим количеством людей.
Студии «Талисман» не существует, а постановки продолжаются.
Была мечта, которую очень хотелось воплотить. Ко дню Победы поставить спектакль,
чтобы тронуло за душу. Теперь такие возможности. Не сложно сделать декорацию. Есть проектор и экран. Нужны только те, кто поможет осуществить эту мечту. Четыре мальчика и четыре девочки из 10 класса. Такие ребята нашлись. Точнее их нашла классный руководитель 10-а класса. Пришли они без особого желания. Прослушали сценарий. Назывался он «У войны не женское лицо», но ничего общего с книгой не имеет это название. О матерях проводивших своих сыновей на войну, которых они так больше и не увидели. О девушках, участницах Великой Отечественной войны. О первых днях и о Победе. Слушали серьёзно. Взяли домой. На каждого был распечатан экземпляр. Они сами распределили роли, они почти всё делали сами. Они ещё дети и уже такие взрослые.
Зрительно представляла как должна выглядеть каждая сцена в постановке. Просто говорила об этом ребятам, ещё о том какой видеоряд будет на экране. Начало войны 22 июня 1941 год, выпускной. На экране выпускники и на сцене. Встречаются, смеются, что-то обсуждают, о чём-то мечтают и танцуют вальс. Представьте. Наши современные мальчишки и девчонки и вальс. Хорошо, что среди них были две девочки, занимающиеся хореографией. Девчонки терпеливо учили мальчишек. « Раз, два, три. Раз, два, три. А те слушались. Просили ещё и ещё раз всё показать. Правда был один, который собирался поступать в театральное, у него получилось сразу и хорошо. Из телефона звучала мелодия довоенного вальса « Все ещё живы…». Снова и снова запускали мелодию. По сценарию в конце тоже вальс. Победный вальс «Весна 45 года». Девочки поставили два совершенно разных танца. И вот при постановке победного вальса случился казус. Одна из девочек, высокая, стройная, тихая отказалась. Проблема была в том, что по ходу танца партнёр должен приподнять партнёршу от пола и переставить справа налево. Приподнять… Пришлось усадить её на скамеечку и рассказать случай из своего детства.
В школе был предмет ритмика. Мы очень любили этот урок, нас учили танцевать. Входили в актовый зал, исполняя полонез, мальчики провожали нас до кресел, которые стояли вдоль стен и начинался урок. Учитель показывал то или иное движение, мы пытались повторить, а потом в центр круга приглашали тех, у кого лучше всех получается это движение. Это было самым страшным. Учитель вызывал меня на середину круга, говоря остальным, чтобы смотрели, как нужно делать, а я не выходила. Ну просто не могла сделать шаг. Было страшно, вдруг не получится. И вот после очередного моего отказа учитель попросил задержаться, усадил меня на стул. « Существует такое понятие ложный стыд, это когда что-то умеешь делать хорошо, но боишься оказаться в неловком положении, проще говоря, что над тобой будут смеяться. В жизни будет очень сложно». Эти слова запомнились на всю жизнь. Учитель был прав. А когда «ложный стыд» вдруг пытался помешать в каком-то деле, в памяти всплывал этот разговор. Совсем побороть «ложный стыд» нельзя, но всегда есть шанс попробовать это сделать.
Не знаю, помог этот рассказ девочке или нет, но вальс он станцевала.
Показывали эту постановку три раза. Эмоции переполняли не только участников , но и зрителей. В перерыве между показами учителя говорили спасибо. Удивлялись, что те из кого слово сложно вытянуть на уроке, заучили такие тексты, да ещё так проникновенно сыграли. А участники тоже были удивлены, увидав слёзы на глазах у самых строгих учителей. Кто-то из учителей посмотрел постановку все три раза, и каждый раз слёзы были на глазах. Спасибо этим мальчишкам и девчонкам, что помогли осуществить мечту!
Вот и ещё один учебный год пролетел. Летом прочитала книгу Людмилы Пожедаевой «Война, блокада, я и другие» мемуары ребёнка войны. Как мог семилетний ребёнок пережить этот ужас? Сохранить всё в памяти и в 16 лет сделать записи в своём дневнике, как? Так мало осталось в живых блокадников. В дни полного снятия блокады в гости к школьникам всё больше приходят дети блокадного города. В нашей школе 27 января в 19-00 традиционно проводится «Свеча памяти». Замечательная акция. Спасибо, тем, кто придумал это. Это история нашего города, нашей страны, и надо чтобы не терялась связь поколений, чтобы сегодняшние подростки знали и помнили. Чтобы пронесли эту память для следующих поколений. Зацепило! Загорелась идеей – постановка «Война, блокада, я и другие», да-да, вот что надо сделать к 27 января! И завертелось . Написала сценарий. Постаралась брать не самые жуткие воспоминания ребёнка. А кто сыграет? Конечно, есть мои бывшие участники, правда они уже совсем взрослые кто в 8 классе, а кто-то уже в 10. Хорошо это на взрослые роли. А девочка? Маленькая, худенькая. Первоклассница вряд ли справится, вот в 5 классе есть одна такая. Маленькая, худенькая и очень скромная. Все к кому обратилась, были согласны. Но ещё нужна была подружка и ещё один мальчик, который смог бы сыграть и плохого, и хорошего героя. Подружка нашлась случайно. Иду как-то по коридору и вижу будущую героиню рядом с девочкой. Стоят о чём-то болтают. Звонок прозвенел, разбежались по классам. На репетиции узнала, что они подружки. Попросила пригласить к нам в компанию, рассказать о постановке. Согласилась подружка. А мальчишка, который смог бы сыграть и плохого, и хорошего героя нашёлся на конкурсе чтецов. Спортсмен, на репетиции иногда после тренировок папа привозил. Началась подготовка. Пересказать содержание книги сложно. Три поколения на сцене: семилетняя девочка, 16 летняя девушка и взрослая женщина, написавшая книгу. Реквизиты приносили из дома. Кто-то ватник, кто-то валенки и санитарную сумку. Для декораций всё, что под рукой. Чёрные окна с белыми крестами прикреплены к ширмам из медицинского кабинета. Фляжка и котелок взяты из школьного музея. Недостающие костюмы шила в кабинете труда. Главное, чтобы дети не разболелись. На дворе зима. Настал день показа. Правда в этом году попросили , провести «Свечу Памяти» 26 января. Долго возмущались, зачем менять дату, если она должна быть определённого числа, не зависимо от дня недели, ну если надо, значит надо. В актовом зале были дети блокадного Ленинграда, учителя и учащиеся не только нашей школы, но и из других школ посёлка, а ещё представители местной администрации. В общем, полный зал зрителей. Теперь уже у исполнителей были микрофоны. Всем всё было хорошо слышно. Да, перед началом постановки попросила всех присутствующих отключить звук на мобильниках и быть готовыми к тому, что нужно включить на них фонарики. И вот, когда, в конце представление в зале появились ангелы (девочки в белых накидках) со свечами в руках, и стали медленно проходить между рядами к сцене, зрители вставали и включали фонарики на своих мобильниках. Все и участники постановки, и зрители минуту молчания освещали «Свечой Памяти». Никто не знал, что в зале находился представитель местной газеты и, что трансляция постановки велась Onlain. Хочется верить, что уходя все кто был в зале унесли малую крупицу воспоминаний девочки блокадного Ленинграда, и когда-нибудь она понадобится им , чтобы передать следующему поколению. Очень хочется в это верить.
А ещё почти все постановки были представлены на суд педагогическому коллективу. Чтобы они увидели детей с другой стороны. И, может быть, кто-то изменил своё мнение и своё отношение к ним.
Вот закончился отпуск. Пришла на работу в свою любимую школу. Открыла электронную почту, а там «Конкурс историй». Дай думаю, попробую изложить свои мысли, вдруг кому-нибудь будет интересно. Нахлынули воспоминания. Опять появилась мечта, новая постановка. Какой она будет, не знаю, но задумки есть и книга выбрана. Поживём, увидим.
09.08.2018
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости