Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
В статье "Мой театр" автор рассказывает о роли театра в своей жизни - как творческой и профессиональной. Автор: Калинина Нина Алексеевна, педагог дополнительного образования
Мой театр
Желание стать актрисой овладело мной еще до того, как я узнала значение слова театр. Не могу даже сказать, сколько мне было лет, когда все мои родные и знакомые с умилением смотрели на мое исполнение роли Бабы –Яги, которую я в точности копировала со знаменитой Бабы Яги Милляра в любимой сказке (голос, пластика, ужимки). «Артистка!», говорили мне.
Уже тогда я понимала, что я буду человеком творческой профессии. С каждым годом интерес к исполнительскому искусству возрастал. Я с большим удовольствием смотрела телеспектакли и телепередачи про известных и любимых мною актеров, слушала радиоспектакли. Учась в средних и старших классах школы, я с удовольствием посещала драматическую студию при местном Доме культуры, которой руководила очень талантливая и успешная режиссер-постановщик праздников, Фадеенко Любовь Геннадьевна. Я участвовала в постановке спектакля по сказке Л. Филатова «Про Федота стрельца, удалого молодца», в спектакле-фактомонтаже «Пятна на солнце» какого-то современного драматурга о девочках-подростках, испортивших себе жизнь курением, пьянством, воровством и пр.
Конечно, как всякая нормальная девочка я втайне мечтала сыграть какую-нибудь романтическую роль прелестной красавицы, однако в школьные годы мне это не удалось – репертуар и контингент нашей студии этого не предполагал. Несмотря на все это, я безумно благодарна судьбе за то, что она свела меня с Любовь Геннадьевной, которая пришла в нашу школу, чтобы набрать себе группу для театральной студии. Я благодарна ей за школу жизни, которую я с подругами прожила за три года последних школьных года, за тот бесценный опыт, который я обрела благодаря ей (помощь в подготовке к поступлению в театральное училище – ведь я решила стать актрисой!).
Отчетливо помню навсегда запомнившиеся строки из заученных для поступления произведений: басня А. Крылова «Свинья», отрывок из трагедии Софокла, стихотворение И.Северянина «Любовница». Помню как до умопомрачения и до самоистязания твердила строки этих произведений, пытаясь понять, КАК нужно их прочесть на конкурсе.
Далее была поездка, вернее, полет в Свердловск для поступления в театральное училище, где я провалилась на первом же туре. Вернувшись домой, вместе с мамой я поехала в город Кемерово для поступления в областное училище культуры на обучение по специальности «Режиссура театра». Сюда меня взяли без проблем.
Сначала не было никакого настроя учиться, ведь мечта не сбылась. Но скоро я взяла себя в руки и решила по окончании первого курса ехать в Новосибирск для поступления в театральное училище, чтобы еще раз испытать судьбу.
А в училище культуры я встретила очень сильных и хороших преподавателей, мастеров своего дела, отличных сокурсников, с которыми поддерживаю отношения и поныне. И сегодня, спустя многие годы, понимаю, что настоящую школу жизни и дружбы я прошла именно с ними, все, чем я владею в профессиональном плане, я обязана только своим преподавателям из училища, некоторых из них уже, к сожалению, нет в живых. После первого курса, как и планировала, я отправилась в Новосибирск, но далее второго этапа конкурсных испытаний снова не прошла. Пришлось вернуться и ждать очередного лета для последующего поступления.
Однако жизнь распорядилась иначе. Пришел из армии мой друг, быстро превратившийся в жениха, и я забеременела. Это было лето после второго курса. Осенью была свадьба, далее рождение сына, экзамены за последний курс и прощание с любимыми преподавателями и друзьями-сокурсниками.
В 1995 году, когда ребенку пошел десятый месяц и свекровь согласилась с ним оставаться, я устроилась на неполный рабочий день в родной Дом культуры, в котором училась в студии.
Я набрала группу ребят из своей родной школы, ставила с ними театральные миниатюры, спектакль - речевой хор, также участвовала в проведении различных праздников, новогодних театрализованных представлений. Однако душа моя снова затосковала по сцене, мне самой хотелось выходить на зрителя, а не учить этому ребят.
К моему счастью, я узнала, что в соседнем городе Прокопьевске существует театральная студия «Школа», созданная на базе филиала Новосибирского театрального училища, которой руководил режиссер Бессчастнов Тимофей Андреевич. Актерами здесь работали некоторые бывшие студенты, а также другие профессиональные актеры. Здесь меня приняли вместо актрисы, недавно ушедшей в декрет.
Я не верила своему счастью! Счастливее меня, казалось, не было человека на свете! Я благоговела над каждой минутой, каждый часом и днем, проведенным на любимой работе, за которую еще и платили деньги! Я играла в следующих спектаклях: «Осенняя скука» Н. Островского, «За закрытыми дверями» Ж.-П. Сартра, «Урок» Ионеско.
Однако беда пришла. Наш театр администрация города посчитала ненужной единицей и его закрыли, предложив актерам перевестись в педагоги дополнительного образования и работать с детьми, поскольку наше учреждение преобразовали в учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств». Мои предчувствия относительно того, что мое счастье будет недолгим чудовищным образом оправдались. На каком-то подсознательном уровне я всегда знала, что долго ЭТО просто не может продолжаться! Так долго человек не может пребывать в состоянии эйфории и летать в облаках.
Я осталась (ведь ребенку было только 5 лет!), несмотря на то, что многие из актеров ушли в другие театры. Обливала слезами стены, которые теперь пустовали и перекрашивались заново, с огромным трудом вникала в суть своей новой, нуждой и ненавистной тогда мне работы и плакала, плакала, плакала…
Однако, как говориться, ко всему привыкаешь. Набрав себе две группы детей начальной школы, стала понемногу приходить в себя, пробовать свои силы как режиссер, на которого, собственно, и училась. По словам других, получалось неплохо, хотя еще долго мне претила вся эта работа.
Но жизнь шла вперед, я собралась в очередной декрет, из которого, честно говоря, не очень хотела возвращаться. Благополучно родив долгожданную дочь, я неожиданным (а, может быть, и нет) для себя образом снова вернулась в Детскую школу искусств. Все эти годы со мной бок о бок работала моя бывшая коллега по театральной студии, а теперь тоже педагог дополнительного образования, Таргаева Людмила Викторовна. Благодаря ее дружбе, ее постоянной поддержке, я постепенно влилась в работу с детьми.
Парадоксально, но с этого времени год от года крепла моя уверенность в своих силах как профессионала, появился интерес к работе, я обрела какую- то внутреннюю силу и свободу. У меня появилось желание творить, я писала сценарии, вместе с детьми принимала участие в сочиненных и поставленных мной различных театрализованных представлениях, театральных постановках.
Мои воспитанники разных лет обучения радовали и сейчас радуют меня своими успехами и достижениями – они участники, призеры и победители театральных конкурсов разного уровня.
Сейчас я с уверенностью могу сказать, что люблю свою работу! Все свои творческие амбиции я пытаюсь реализовать через детей, и мне это очень нравиться! Жаль только, что в настоящее время в системе образования (дополнительного в том числе) вновь возрастает роль различных бумаг, отчетности, которые, честно говоря, очень сильно тормозят творческий процесс. А так хотелось бы отдаваться творчеству до конца, без остатка!
Однако, в целом, конечно, все это мелочи. Я благодарна судьбе за короткий, но яркий актерский опыт, за то, что сумела найти себя в работе с детьми, за то, что имею свою крепкую семью! Чего еще желать?..
В основе моей работы, моего общения с детьми – театральная педагогика, которая предполагает такую систему взаимоотношений, где осознанность каждого действия выстраивается в атмосфере свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и приятия. Ученик здесь – не пассивный потребитель знаний, а полноправный участник творческого образовательного процесса.Каждое учебное занятие это увлекательное исследование «предлагаемых обстоятельств».
Актерские тренинги, тренинги по сценической речи и по сценическому движению, этюды на импровизацию и на органическое молчание помогают детям «войти в образ», освоить понятия «сценической веры» и «сценической свободы», овладеть искусством перевоплощения. Для накопления теоретических знаний и практических умений по актерскому мастерству практикую совместные обсуждения и анализ просмотренных спектаклей как профессионального театра, так и спектаклей других детских театральных объединений.
Первые помощники и союзники творческого объединения – родители детей, которые проявляют большую заинтересованность достижениями своих детей: оказывают помощь при подготовке костюмов, декораций, принимают участие в просмотрах поставленных детьми работ и коллективно - творческих делах, выездных мероприятиях. Большое значение для творческого роста воспитанников имеет постоянная связь с другими творческими учреждениями и объединениями.
Занятия в творческом объединении положительно сказываются на укреплении благоприятного микроклимата в творческом объединении, успешности обучения детей по гуманитарным дисциплинам в общеобразовательной школе, развитии у детей чувства художественного освоения мира.
Основные методы, используемые в работе – метод действенного анализа роли и метод создания проблемной ситуации. Также использую некоторые элементы и приемы Театра спонтанности Я. Морено, основанного на действии «здесь и сейчас». Морено попробовал помочь взрослым людям выйти из жизненного кризиса тем способом, который он подсмотрел в детских играх. Он основал театр спонтанности, который позже вырос в метод групповой психотерапии, получивший широчайшее распространение и признание во всем мире.
Морено основал психодраму и заложил основу групповой психотерапии.В настоящее время созданная Морено психодрама широко используется в целях личностного развития, психокоррекции, в педагогике и медицине.
Психодрама - это метод групповой психотерапии, который объединяет в себе диагностические возможности, сценические представления (театр спонтанности, групподинамические сеансы и аналитическую работу группы).
С помощью различных технических приемов, таких как смена ролей, дублирование, "пустой стул", зеркало и т.д., конфликты индивида и общества не только и не столько обсуждаются в групповых дискуссиях, но и разыгрываются на сцене с учетом различных ролевых позиций.
На сцену выносится пережитое в прошлом, ожидаемой в будущем, насыщенные конфликтным содержанием фантазии, мечты, сны, идеи (actingout). Эти действия способствуют осознанию и преодолению (пере-живанию) конфликта.
Не только главное действующее лицо (протагонист), но и его партнеры по игре ("вспомогательные Я"), а также другие члены группы приобретают новый личностный опыт, который способствует развитию спонтанности и креативности.
Такое сочетание приемов и методов способствует формированию навыков актерского мастерства, конструктивного общения друг с другом, с людьми, навыков владения собой в различных ситуациях, развитию познавательных и творческих способностей. Обучение детей основам драматургии, сценической речи, сценического движения, режиссуры, истории театра, истории костюма и грима способствуют формированию азов театральных дисциплин в доступной для детей форме, а использование в работе новых разработок и методик, в частности, по сценической речи - постоянной стимуляции интереса детей к занятиям, во время которых они приобщаются к различным театральным профессиям.
Отрадно видеть и сознавать, что в результате занятий по театральному искусству у ребят появляется чувство уверенности в себе. Ощущение и утверждение себя как личности, имеющей собственное мнение, раскованной, взрослой, отвечающей за себя и свои поступки, умеющей рассуждать и отстаивать свои убеждения. Другими словами, формированиетворческой эстетически-развитой личности, способной к самовыражению и самосовершенствованию - главная моя педагогическая и режиссерская сверхзадача.
Моя профессиональная компетентность заключается в том, чтобы быть готовой к встрече с детьми для совместной работы, которая есть – сотрудничество. Это сотрудничество включает в себя поиск и знания, умения и навыки, отчаяние и веру, дисциплину и чувство свободы, сомнения и надежды, самостоятельность и помощь, индивидуальность и толерантность, права и обязанности. Имя этому сотрудничеству – любовь! Любовь к моему воспитаннику. Любовь, включающая архиважные посылы, направленные от меня педагога – к ребенку: я в тебя верю; - я доверяю тебе; - я знаю, что ты сможешь с этим справиться; - я могу тебя выслушать и понять; - я смогу тебе помочь; - я рядом с тобой и главное: ты очень важен для меня!
Вдохновить на успех, подвигнуть ребенка на то, чтобы мечты стали реальностью, дать возможность ребенку быть уверенным! Дать возможность победить страх перед будущим. Только побеждая себя, можно научиться жить!
Я воспринимаю своего воспитанника прежде всего как личность. Суть в том, что ребенку, как личности, важно ощущать себя частью социума.
День за днем я и мои дети формируем ключевые компетенции, которые затем и образуют высшую компетентность – гражданственность. Она включает в себя: исследовательскую компетентность, компетентность социального выбора, компетентность социального действия; коммуникативную компетентность, учебную компетентность. По большому счету, гражданственность – это компетенция жизни. В мире, пригодном для развития детей. А жизнь невозможно понять, жизнь можно просто жить и любить.
Я люблю своих учеников. Люблю. Потом обучаю. Я стремлюсь к тому, чтобы ребенку учиться было не страшно. Это я боюсь быть – учителем. Слишком ответственна каждая моя мысль, каждый мой взгляд, каждое мое слово.
Хочу, чтобы моим ученикам не было одиноко среди людей. Чтобы они смогли жить в мире с собой и другими. Хочу, чтобы было зорко их сердце, чтобы любовь, сотрудничество, сострадание, сопереживание, радость, понимание красоты жизни были всегда рядом с ними. Пусть счастливо живут мои дети. Детей и жизни должно быть много!
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости