Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Все-таки нет ничего лучше театра!!!!
Прошло уже много лет. Я повзрослел. И сегодня я понимаю, что такое театр иначе – это место, куда люди приходят увидеть любимые произведения на сцене, отдохнуть, подумать, помечтать, словом, каждый приходит в театр со своей целью. А для меня театр, с его на несколько часов застывшим зрительным залом, устремленным мыслями и общим взглядом в одно пространство – на сцену – словно храм, в котором нельзя громко говорить, имеющий ауру, впитавшую в себя энергию тех, кто приходит в театр с добрыми и открытыми сердцами.
Спектакль в театре некоторым образом можно сравнить с кинофильмом. Однако театр – это особый мир, в котором то, что представляется на сцене, часто более условно, чем в жизни, в даже какой-то степени искусственен. Но все же мир театра интересен именно своей необыкновенностью, там видишь как бы условный мир, я бы даже сказал «виртуальный» мир. В этом мире актер проживает не один раз, а точнее сказать, каждый раз по-разному, в чем-то не повторяясь, да и одну и ту же пьесу разные режиссеры могут ставить по-разному, используя свои креативные приемы.
Но, кажется, я немного отвлекся от того, как именно я отношусь к театру. У меня есть особенность – мне интересны театральные постановки на военную тему.
В прошлом учебном году я готовился к выступлению на празднике, посвященном Дню Победы, с презентацией на тему об участии моего прадеда в ВОВ. Собирая материал, я побывал в музее славы в Парке Победы на Поклонной Горе, просмотрел домашний архив, в который раз расспрашивал бабушку и папу о своем прадедушке. Я заинтересовался тем, что он любил театр. Бабушка рассказала, как однажды она взяла отца в театр на Таганке на спектакль «А зори здесь тихие». Сейчас, к сожалению, этого спектакля, поставленного режиссером Юрием Любимовым, в репертуаре театра на Таганке я не смог найти. Во одном интервью Борис Васильев рассказывал, что когда Юрий Любимов брался за постановку «А зори здесь тихие», он сказал писателю: «Мы должны сделать так, чтобы люди у нас не плакали, а молча ушли домой с неким эмоциональным зарядом. Дома пусть рыдают, вспоминая». Бабушка рассказывала о впечатлении своем и своего отца от спектакля, который запомнился ей на многие годы. А ее отец был потрясен и выходил из театра по коридору с потушенным светом, а затем шел по лестнице, вдоль которой горели свечи, со слезами. Все зрители после спектакля шли молча, переживая увиденное. Показанная на сцене трагедия заставила зрителей мучительно сопереживать героям. Декорации на сцене было всего несколько деревянных бортов (от грузовой машины времен войны – «Полуторки»). Этот прием, конечно, очень креативный. Я стал искать спектакль в интернете,раз уж в театре посмотреть его нет возможности, мне удалось найти лишь фрагменты этого спектакля, как с помощью этих дощатых панелей игрался случай, произошедший …. на болоте. Это впечатляюще!!
Очень жаль, что этот спектакль, потрясавший своих зрителей трагизмом показанных событий, поставленный с такой необыкновенно простой декорацией, и замечательной игрой актеров, давно уже снят с репертуара. Моя мечта, что когда-нибудь я смогу все же увидеть его полностью, а не отрывками…
Можно сказать, что именно в этот момент, момент просмотра отрывков из спектакля «А зори здесь тихие…» театр завладел мной целиком и полностью. Я погрузился в этот необыкновенный мир, ставший для меня очень близким и понятным…
Мне захотелось узнать, какие еще спектакли, оперы или другие театральные постановки, посвященные Великой Отечественной Войне можно посмотреть в наших театрах. Оказалось, что совсем немного.
Например, на сцене Большого театра шла когда-то опера «Повесть о настоящем человеке» (по одноименной книге Бориса Полевого). Опера была написана известным Советским композитором Сергеем Прокофьевым. Я слышал, как прикольно рассказывал Михаил Задорнов об этой опере. Я и посмотрел и послушал ее фрагменты в интернете. Похоже, я еще не созрел до такого искусства. Мне эта опера совсем не понравилась. Вообше-то мне как-то было не по себе, когда я слушал шутки юмористов об этом произведении.. Например, певец поет, считая шаги: «1001-й, 1002-й, 1003-1» и так много минут. Или доктор поет, что герою нужно отрезать ноги и др.
Критика, это, конечно, неплохо. Но, если сопоставить описанные в книге события, связанные с суровой военной действительностью, и сценки, в которых выглядят актеры, поющие арии, притом, как-то очень не естественно, то не возникает сильных чувств и сопереживаний. Книга основана на подлинных фактах героической биографии летчика Алексея Маресьева. Может быть с материалом о нашей Войне нужно быть осторожнее и даже щепетильнее, чтобы не было стыдно за постановку по произведению, которое на самом деле очень правдивое, интересное, поучающее.
В 70-е, опять же давно, шел в Малом театре спектакль «Русские люди» по Константину Симонову. Вот как о нем вспоминает актер Юрий Каюров, актер Малого театра: «Невозможно забыть спектакль Малого театра 1975 года «Русские люди» по пьесе Константина Симонова (постановка Бориса Равенских). Я играл главную роль комбата Ивана Сафонова, который оказался заложником страшного положения, поскольку вынужден отправить на опасное боевое задание свою любимую девушку. Из года в год этот спектакль шел у нас 9 Мая. И вот что значит правда войны: перед началом я выглядывал из окошка на Театральную площадь и видел, как в скверике перед Большим театром собираются ветераны – те самые герои, которым мы посвятили спектакль. И эта картина словно выталкивала на сцену ».
Этот спектакль, который я также посмотрел в итернете тоже задел меня за живое. Великолепная игра актеров настолько проникает в тебя, что хочется просматривать спектакль снова и снова. И каждый раз эмоции захлестывают все больше и больше.
На вопрос, почему современные драматурги не ставят сегодня спектакли о войне, по-моему, ответ простой ‒ им кажется, что молодежь памятью о войне в театр не привлечешь. Я с этим бы поспорил. Несмотря на то, что наше время отделяет от времени Отечественной войны больше 70 лет, молодежь серьезно относится к войне, которая унесла десятки миллионов людей, разорила и разрушила дома, заводы и города. К тому же в новостях мы много слышим и видим репортажи о военных действиях в мире и происходящих рядом с нашей границей. Поиском пропавших без вести занимаются военкоматы и другие организации. Благодаря раскопкам поисковых групп, находят останки и становятся известными имена многих людей, родственника которых ждали и ждут, искали и ищут, где похоронены участники войны. И война еще не закончилась. Слова, сказанные Александром Суворовым ‒ «Война не окончена, пока не похоронен последний солдат» ‒ звучат призывом отдать свой долг погибшим воинам, восстановить их имена, сохранять памятники и память о них.
И то, что война еще не закончилась говорит событие, о котором я узнал, роясь в интернете на театральную тему. Я наткнулся на событие, связанное с театром и жизнью, которое в мирное время превратило зрительный зал в ад, подобный тому, который бывает на войне ‒ это был настоящий, не театральный ад, террористический ад. На сцене шел музыкальный спектакль «Норд-Ост» по мотивам романа Вениамина Каверина «Два капитана». Среди зрителей большого зала были по большей части подростки. Это произведение одно из любимых среди подростков. Представление проходило в музыкальном театре на Дубровке. Легко представить, в каком приподнятом настроении люди пришли в театр. Звучала музыка… Надо сказать, что среди артистов в мюзикле участвовали подростки. Трагедия произошла 23-26 октября 2002 года (я еще в то время не родился). 23 октября 2002 года в 21.15 в здание Театрального центра на Дубровке ворвались вооруженные люди в камуфляже, приехавшие на трех микроавтобусах. В здании находились 916 человек — зрители, актеры, сотрудники театра, а также учащиеся школы ирландского танца "Иридан".
Террористы объявили всех людей — зрителей и работников театра — заложниками и начали минировать здание. Три дня без медицинской помощи, санитарных условий, без воды и пищи, связи, люди пребывали в страхе за себя и близких, которым они не могли ничего сообщить. Правда террористы разрешили некоторым заложникам позвонить своим родным и сообщить о захвате и о том, что за каждого убитого или раненного боевика террористы будут расстреливать по 10 человек.
Иначе как чудовищами тех, кто замыслил и выполнил вылазку, направленную на уничтожение людей, детей, пришедших отдохнуть, насладиться спектаклем, музыкой и танцами, назвать нельзя.
Ссылаясь на то, что изменилось время, повторяя, что молодежи интересны развлечения, что театром правит коммерция…, что молодежь памятью о войне в театр не привлечешь, я думаю, режиссеры попросту не хотят рисковать и включать в репертуары пьесы о великой войне. Ведь для того. Что бы спектакль проник в душу и вызвал бурю эмоции, нужно приложить немало режиссерских и актерских сил, эмоций. Выложиться до глубины души…..тогда и спектакль дойдет до глубины души зрителя…. И зритель захочет придти еще раз, и еще раз…и привести с собой родных, друзей, просто знакомых…
Конечно, современная молодежь с претензиями на креативность, интересные выразительные средства, используемые на сцене. И оторвать ее от компьютеров действительно не просто. Как говорится, нужен «драйв», нужны яркие эмоциональные спектакли для молодежи, но не только ей. Мне кажется, что в театрах должны идти спектакли о войне, нужны хорошие спектакли, такие, чтобы, посмотрев их, людям навсегда расхотелось бы воевать.
Мне кажется, я не один, кто влюбился без памяти в театр, открыл его для себя и испытал восторг и невероятные эмоции, при помощи интернета…Я очень внимательно слежу за репертуаром театров и жду, когда же смогу увидеть спектакль на военную тему на настоящей сцене!
Хотя я с большим интересом хожу и на другие театральные постановки.
Все-таки нет ничего лучше театра!!!!
Скачать: 1816_1.docx
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости