Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Предложение поучаствовать в конкурсе настигло меня к завершению летних каникул. Как и полагается, всякая интересная история начинается совершенно неожиданно, вот и этот опыт стал для меня неожиданным, и, как оказалось, весьма интересным.
Я долго размышлял: стоит ли вообще участвовать? В итоге, не то чтобы я принял какое-то твёрдое и волевое решение об участии, сколько поддался на уговоры окружающих. Но тут встал другой вопрос: а о чём собственно рассказывать?
Тема для меня довольно интересная: «С чего началась Ваша Любовь к театру?». Ведь театр я определённо люблю, но ответить с чего началась эта самая Любовь, вот так вот, как говорится, с кавалерийского наскока, я затрудняюсь… И даже, наверное, не затрудняюсь, а практически впадаю в ступор.
Почти неделю, когда среди текущих дел находилась свободная минутка, я всё время пытался вспомнить, с чего начались мои тёплые отношения с театром? И каждый раз в памяти всплывал какой-нибудь отрывок моей Жизни, так или иначе связанный с театральным искусством.
Так, например, я помню первое, действительно магическое впечатление, оставленное в моей памяти нашим городским театром кукол.
В тот день Мама ничего не сказала о том, куда мы собираемся. Я понял, что место, куда мы отправимся, необычное, и событие, которое там состоится - важное, потому что меня одели в изящный классический костюм и галстук бабочку, так что я выглядел как юный джентльмен, и для полноты образа мне не хватало лишь цилиндра и трости. Должен заметить, что мне было около четырёх с половиной лет. Мама сделала себе красивую прическу и надела очень красивое платье. Через какое-то время за нами приехали наши семейные друзья со своей дочерью Настей, и мы отправились на встречу к неизвестному (неизвестному, по крайней мере, для нас с Настей).
Когда мы добрались, помню, что выйдя из машины, я застыл в изумлении. Меня поразили высокие колонны, сказочного вида светильники, каменная кладка, украшавшая фасад, огромные резные двери, которые я увидел среди обыденных домов. Театр (хотя для меня это ещё не театр, а нечто совсем из ряда вон выходящее, ведь то, что это кукольный театр я узнаю несколько позже) всем своим видом напоминал сказочный замок, совсем как на картинках в моих книжках, которые Мама и Папа читали мне на ночь. А кругом всё было как обычно: обычные здания, обычные люди и машины, которые всё время куда-то спешат, обычная Жизнь… И посреди всего этого какой-то маленький сказочный островок со сказочным замком.
Напрягая свой пытливый детский ум, я пытался понять, что происходит, и где мы находимся, что не мешало мне параллельно с этим рассматривать всё, мимо чего мы проходим, в мельчайших деталях. И вот я не заметил, как мы уже располагались на своих местах.
Когда начался спектакль, я окончательно убедился, что мы в каком-то волшебном месте, потому что на сцене были куклы, то есть игрушки, которые жили своей Жизнью. Они двигались и разговаривали друг с другом, но не так как это происходило, когда мы с друзьями в детском саду играли со своими игрушками. Куклы делали всё это без посторонней помощи (так мне тогда казалось), все их движения были лёгкими, плавными и такими естественными. Эти куклы были Живыми. В моей памяти они до сих пор остаются живыми и самостоятельными, и я уверен, что останутся такими навсегда.
В общем, впечатлений от того дня мне хватило надолго. Но сказать, что после этого у меня проснулась какая-то Любовь к театру, я не могу.
Помню, как в третьем классе, во время то ли осенних, то ли весенних каникул, наша учительница Вера Ивановна и несколько родителей учеников нашего класса, повезли нас в соседний город на экскурсию.
Рано утром, мы на большом экскурсионном автобусе отъехали от здания родной школы и уже через несколько часов гуляли по улицам чужого, до сей поры невиданного города.
За весь день мы много чего успели посмотреть и посетить. Были в зоопарке, в парке аттракционов, катались на метро (в нашем городе нет такого вида транспорта, поэтому для нас это было в диковинку) и много чего ещё, но это не важно. Апогеем нашей поездки было посещение театра оперы и балета, где мы должны были увидеть постановку спектакля «Щелкунчик».
Не знаю, что именно пошло не так, но меня не заинтересовало то, что происходило на сцене, никоим образом. Сейчас, вспоминая тот вечер, я понимаю, что и игра актёров, и костюмы, и декорации, и как играл оркестр, всё было просто великолепно! И что сейчас я бы с удовольствием посмотрел эту постановку, и возможно не один раз, но тогда, в третьем классе… В общем и целом, я тогда скомпрометировал наш поход в театр, хоть и неумышленно.
Когда мы вошли в зал и стали искать свои места, выяснилось, что мы всей своей экскурсионной группой занимаем целый ряд от начала и до конца. И вот так случилось, что девочки сели рядом друг с другом и заняли первую половину ряда, а мальчики, соответственно, заняли вторую половину ряда. Я на что-то отвлёкся, и пребывал в своих раздумьях, а когда расквитался с навязчивыми мыслями, то увидел, что все уже расселись, и мне досталось место у самого края. Делать нечего, всё равно кому-то нужно будет сесть здесь, ну а раз промешкал, то и сиди уже, думаю. Ну, я и сел на самое крайнее место.
В ожидании начала, мы разглядывали театр, делились впечатлениями и дурачились, что очень не нравилось нашей учительнице, она делала нам замечания, мы успокаивались, но ненадолго. Спустя какое-то время начался спектакль.
То ли от обилия событий я просто напросто устал, то ли мне совсем было неинтересно… Короче говоря, когда миновали первые десять или пятнадцать минут представления, я аккуратно разулся, подобрал под себя ноги и поудобней устроившись в кресле (а кресло, надо сказать, было весьма и весьма удобным) уснул. Мой сосед справа, заметив как я «здорово продумал и организовал свой досуг», пораскинул, чем мог, и незамедлительно проделал тоже самое. А за ним его сосед справа восхитился уже его находчивостью и быстренько сам повторил нехитрые манипуляции. И так далее по цепочке вся мужская половина класса, от приключений в «Царстве мышиного короля» отправилась на приключения в «царство Морфея».
Спектакль длился около трёх часов. Как правило, в середине таких длинных представлений всегда есть антракт. Этот спектакль исключением не стал.
Когда антракт был объявлен, в зале зажёгся свет, и взору ценителей искусства, посетивших этим вечером театр, предстали мы, тихонько посапывающие в своих креслах. Забыл сказать, что ряд, который мы занимали, был то ли пятым, то ли седьмым, то есть находились мы практически в середине партера. Вера Ивановна (наша учительница) чуть от стыда не сгорела, и не знаю каким образом, но было принято решение нас не будить. Весть о спящих зрителях мигом облетела театр и стала обсуждаемой чуть ли не больше, чем сам спектакль. Мы так до конца представления и проспали, разбудили нас только после того, как артисты вышли на поклон, приняли цветы и удалились за кулисы.
Не знаю, как это выглядит со сцены, когда половина ряда в партере мирно спит, а может и не видно вовсе, но мне очень стыдно за наше поведение. Если кто-нибудь из артистов, игравших в том спектакле, или зрителей, присутствовавших тогда на этой постановке, сейчас читает это, знайте, мне очень стыдно, прошу нас простить, хоть и спустя двадцать с лишним лет…
Но и эта история не раскрывает вопроса о Любви к театру. Было бы странно, если бы это так работало: уснул в филармонии – влюбился в симфоническую музыку, в кинотеатре – проснулась безграничная Любовь к кинематографу, на стадионе – жить не можешь без футбола. Очевидно, что причина кроется в чём-то другом.
В старших классах я вместе с одноклассниками попал в школьную команду КВН, и уже сам в некоторой степени стал заниматься лицедейством. И как выяснилось, у нас с ребятами имелся к этому определённый талант – в первый же сезон наша команда дошла до финала школьной лиги КВН, но уступила более находчивым соперникам.
Из нашего класса в команду нас попало четверо, остальные были из параллельных классов. Играли мы несколько сезонов, и отдавались этому делу самозабвенно. Зачастую, наше жгучее желание продемонстрировать своё мастерство на высшем уровне, шло в ущерб всему остальному: домашним делам, учёбе и вообще всему, что оставалось за рамками игры.
Шли годы, и когда пришла пора решать, куда пойти учиться дальше, мы решили, что будем поступать на театральный факультет в институт культуры. Решили – значит так и сделаем. Ну, так и сделали. Все, кроме меня… И вот почему: дома у меня состоялся серьёзный разговор с Отцом и Мамой, которые, как оказалось, были категорически против того, чтобы я шёл учиться актёрскому ремеслу. Главным доводом было то, что профессия не является востребованной и рентабельной, а значит, содержать себя и свою будущую семью я буду не способен. Так мне был выставлен ультиматум, условия которого мне не нравились, но пришлось с ними согласиться. В итоге я был вынужден пойти учиться туда, где хотели меня видеть мои родители, а именно на инженерно-технический факультет аграрного университета.
Учиться было совсем не интересно, потому что я твёрдо знал, что Жизнь свою с этой профессией никогда не свяжу. И в один прекрасный день, в интернете на глаза мне попалось объявление, в котором говорилось, что молодая группа ищет тромбониста. Случилось так, что я окончил музыкальную школу по классу саксофона, и что-то дёрнуло меня написать ребятам и спросить, мол, а саксофонист Вам не нужен?
Логика моя была проста: ищут тромбониста, тромбон – духовой инструмент. Саксофон тоже духовой инструмент, а значит, гипотетически может пригодиться и саксофонист. Парни ответили, что саксофонист им в составе не помешает, и что нужно встретиться и порепетировать. В очень короткое время мы с ребятами сделали программу, с которой выступали, и постепенно пополняли её новыми творениями. У нас появились свои поклонники, мы даже несколько раз выступали на одной сцене с очень именитыми артистами. Его Величество Случай распорядился таким образом, что меня понесло по музыкальной стезе.
Когда окончил ВУЗ, меня призвали в армию. Пока служил, очень скучал по выступлениям на сцене. Мечтал, что мы с ребятами ещё своё главное выступление не сыграли. И к концу службы я решил, что раз намерен заниматься музыкой серьёзно, то нужно пройти и серьёзное обучение. А раз так, то после того как демобилизовался, я все-таки поступил туда, куда хотел изначально. Но только не на театральное отделение, а уже на инструментальное. И вот тут-то всё и завертелось.
Люди, чья Жизнь связана с искусством, как правило, очень интересные и дружелюбные. Конечно же мы все перезнакомились между отделениями и всегда друг другу помогали: музыканты всегда были рады организовать музыкальное сопровождение для театралов и хореографов, хореографы и театралы всегда рады организовать какой-нибудь показ для всех, кто того попросит, фотографы и операторы в любой момент готовы всё запечатлеть на плёнку, а после дать этому Жизнь в виде шикарных фотографий или великолепного фильма. В общем, жили дружно.
Как-то раз одна девочка с театрального отделения попросила меня выручить её: ей нужно было показывать преподавателю постановку, которую она режиссировала. Постановка небольшая, точнее говоря - маленький рассказ. Парень из её группы, который должен был играть, то ли заболел, то ли прогуливал занятия, не знаю… Ясно лишь одно – его не было, а без него показывать нечего.
Я невнятно пытался объяснить ей, что никогда ничего серьёзного на сцене не играл, и ещё какие-то вещи по поводу того, что вряд ли я смогу ей помочь. Но она сказала, что всё будет нормально, времени нет, скоро показ, куратор уже пришёл, и некогда тут разглагольствовать.
Мы пришли в аудиторию, мне выдали костюм, и стали вкратце объяснять, чего от меня хотят. И вот исходные данные, которые я получил: нужно выйти на сцену с чемоданом в руке и виновато смотреть на девушку, которая играет мою Жену. Просто реагируй на то, что делает Лина (так звали девушку), она знает что делать, сказали мне, и затолкали за кулисы. Всё.
Согласитесь, что это очень скромная информация о том, что будет происходить. То, что в этюде нет ни единого слова, ни с моей стороны, ни со стороны моей «Жены», что это весьма серьёзная зарисовка, а не анекдот, как мне подумалось, мол, муж возвращается из командировки и всё такое, ничего такого мне не сказали. Видимо, не посчитали нужным, а может забыли, а может специально, чтоб ещё до выхода на сцену не разволновался. Обо всех этих нюансах я узнал, когда уже находился на сцене.
Зажёгся свет, я вышел на сцену, там, в декорациях маленькой кухоньки, в таком тусклом освещении, сидела моя Жена. Виновато смотрю в пол, она не обращает на меня внимания. Я застыл в понимании, что повисла очень серьёзная пауза, что нужно что-то делать, а что делать - не знаю. Тут Лина встала, подошла ко мне, и ТАК посмотрела мне в глаза, что я реально почувствовал, что я действительно её Муж, мы очень любим друг друга, но не сейчас, а когда-то давно любили, и сейчас тот роковой момент, когда всё кончится. Точнее всё уже кончилось, нужно только признаться в этом и себе, и друг другу.
У меня от этого взгляда мурашки по коже пошли. Я к этому морально готов не был. Стою, ноги начинают становиться ватными, в голове проносится целый ворох различных мыслей, пытаюсь ухватиться хоть за одну, но они все куда-то разбегаются, оставив меня с совершенно пустой головой, один на один со сложившейся ситуацией. Продолжаю стоять как вкопанный.
Вдруг, моя «Жена» резко выхватывает у меня чемодан, он расстёгивается, из него вываливаются какие-то вещи, разлетаются по полу. Всё так же стремительно Лина набрасывается на меня и маленькими кулачками бьёт меня по груди. Мои руки инстинктивно дёрнулись, чтобы закрыться, но каким-то чудом я умудрился не сделать этого, а просто продолжил стоять, получая всё новые и новые удары.
Здесь события снова получают новый неожиданный для меня оборот – Лина начинает плакать. Так тяжело, навзрыд, с последним ударом уткнулась мне в плечо и потихоньку скатилась на пол, села, подобрав ноги под себя, и закрыв лицо руками, продолжила плакать. А я стою как дурак. Не знаю что делать!!!
Мне хотелось сесть рядом с ней, успокоить её, стать для неё защитой от всего, что может представлять для неё опасность, такой беззащитной и хрупкой она тогда показалась мне. Но меня не инструктировали на этот счёт, соответственно решаю, что импровизация здесь будет неуместна, продолжаю стоять.
Лина перестаёт плакать, берёт с пола какую-то «мою» рубашку, чтобы вытереть слёзы, начинает подносить её к лицу и замирает. В её глазах проносятся какие-то воспоминания, она начинает улыбаться… Сначала печально, потом обнимает эту рубашку, какое-то время сидит с этой рубашкой в обнимку, потом поднимает голову, смотрит на меня и начинает улыбаться уже не печально. На её лице какая-то смесь печали и радости, она робко откладывает рубашку в сторону, аккуратно встает, подходит ко мне и сначала неуверенно, а потом очень крепко обнимает меня. Не помню, что я сделал тогда, обнял её в ответ или продолжил стоять как бездушный шкаф, но вдруг погасли софиты и сцена погрузилась во мрак. Этюд был закончен.
У меня как камень с Души свалился. Мне казалось, что я не выдержу и вот-вот закричу. Как-то очень лично я всё воспринял и глубоко погрузился в эту короткую историю…
Не знаю что это было, но мне понравилось. Помню, я подумал тогда, что если бы изначально знал о том, что будет происходить, те обстоятельства, в каких мне нужно будет существовать на сцене, то у меня наверняка получилось бы передать те чувства и эмоции, которые были необходимы.
После показа куратор группы давал комментарии по поводу того, что он увидел. Лина, конечно же, бесспорно была на высоте. Мне он вообще ничего не сказал. А сказал девочке, режиссировавшей этюд, что раз пригласила человека в работу, так хоть объяснила бы, что от него требуется, а то видно, что он и рад бы помочь, да не знает, как и чем он может помочь, и каждая минута на сцене для него самого оказывается сюрпризом. В общем, всё он увидел и всё понял.
Он тогда много чего сказал. Не знаю почему, но я в каждое слово вслушивался. Мне так интересно всё это стало. Ведь за годы самодеятельности никто и никогда не разбирал наши действия на профессиональном уровне. Мы всё время действовали по наитию, и почему-то никогда не возникало мысли копнуть глубже и исследовать вопрос как следует.
Весь оставшийся отрезок дня я ничего делать не мог, потому что пытался разобраться в новом для меня опыте пребывания на сцене. Мне стало очень интересно, как проходит работа над ролью. Я стал анализировать то, как я существовал в роли, и представлять, как я мог бы сыграть эту роль, если бы изначально знал исходные обстоятельства.
В таких вот размышлениях я отправился в гости к Другу, который учился со мной на потоке, как раз на театральном отделении. Я стал расспрашивать его о всяких тонкостях, которым их как актёров учат. Он сначала стал в запой рассказывать, а потом как-то замолчал, вопросительно так на меня посмотрел и спросил, мол, а чего меня так всё это заинтересовало. И я ему рассказал историю, которая со мной приключилась в этот день. Он посмеялся надо мной и сказал, что это ещё цветочки.
На следующий день мой Друг поговорил с куратором своей группы и договорился, чтобы меня пускали к ним на тренинги. Не вдаваясь в подробности, скажу, что эти тренинги серьёзно изменили моё представление о профессии актёра как таковой, и это было великолепно!!! Ни с чем не сравнимый опыт.
Если я прав, то именно тогда, из-за случайности (как я сейчас считаю счастливой), в моей Душе было посеяно зерно, той самой Любви к театру, которое позже дало ростки. Но эти ростки не смогли бы превратиться в чудесный цветок, если бы не один человек.
Несмотря на моё увлечение театром, учился я по другой специальности, и моя основная деятельность была сосредоточена вокруг музыки. И деятельность эта, уже не ограничивалась одной группой. Я играл в нескольких группах, двух оркестрах и регулярно подыгрывал разным коллективам на различных площадках города. Однажды меня пригласили в коллектив, который до моего появления существовал уже несколько лет. И если я был музыкантом, который увлекается театром, то ребята в этой группе были театралами, которые увлекаются музыкой.
Они все были немного старше меня и уже окончили учёбу. Все как один выпускники театрального отделения. Но по специальности никто из них карьеру строить не стал. Кто-то работал ведущим на радио, кто-то открыл свою фирму и занялся бизнесом, а кто-то даже ушёл работать в банк. И вот как-то после одного из наших выступлений, ребята познакомили меня с девушкой, которая училась вместе с ними в одной группе, и после окончания учёбы была принята в труппу городского театра драмы. Я уже говорил, что люди искусства очень необычные и весьма открытые, поэтому через каких-то четверть часа, мы с ней нашли много общего и подружились.
Это всё к чему? А к тому, что спустя некоторое время, по совершенно неизвестным мне причинам, эта самая чудесная девушка, позвонила мне и сказала, что сегодня я иду в театр. Именно с такой формулировкой. Ни «не хотел бы я сегодня сходить в театр?» или что-нибудь вроде: «есть возможность сходить сегодня в театр», а вот таким вот безапелляционным образом: «сегодня ты идёшь в театр». Я, не раздумывая ни секунды, отменил все дела на вечер, и в назначенный час уже был в холле нашего драматического театра.
Думаю, что нужно уточнить, это не было свиданием или чем-то вроде того. В том смысле, что она не пригласила меня составить ей компанию для похода в театр. Она в тот вечер играла на сцене, этот спектакль недавно получил премию «Золотая Маска», и она почему-то решила, что я обязательно должен этот спектакль увидеть. И как оказалось – она не ошиблась.
Я был потрясён от увиденного. На протяжении всего спектакля, не только я один, весь зрительный зал постоянно был в напряжении. Не было ни единого зрителя, который не переживал бы весь ужас сложившихся обстоятельств вместе с героями, проживавшими свои Жизни на сцене. Когда спектакль достиг высшей точки накала, я понял, что плачу… Потому что не было сил эти слёзы сдерживать… Я был не в силах сделать хоть что-нибудь, и никто в зале был не в силах сделать что-либо, чтобы спасти главных героев от чудовищной несправедливости, которая привела к их неминуемой гибели…
Я человек очень впечатлительный и всё пропускаю через себя, всё воспринимаю Сердцем. Но чтобы эмоции, полученные через художественный посыл, захлестнули и заставили меня плакать… За всю Жизнь со мной случалось такое четыре раза. Каждый такой опыт я помню, как будто пережил его несколько минут назад. Этот спектакль стал моим четвёртым художественным потрясением, вызвавшим шквал эмоций.
На протяжении долгого времени эта замечательная девушка «врывалась» в мою и без того ненормированную Жизнь, и сообщала, что сегодня я иду в театр. Не было ни единого раза, чтобы я пожалел, или остался разочарован таким походом. Я бесконечно благодарен ей за все те чудесные мгновения, и те чувства, которые я никогда не испытал бы, если бы ни её старания…
Оглядываясь назад, я всё-таки не могу точно сказать, с чего же началась моя Любовь к театру… Мне думается, что это Чувство воспитывалось и взращивалось постепенно: от спектакля к спектаклю, от одних переживаний к другим, с накоплением знаний и опыта. Каждая, пускай малейшая, но всё же деталь, которая нашла отклик в Душе, бесспорно, повлияла на становление эстетического вкуса и чувства прекрасного. Огромное спасибо всем режиссёрам, актёрам, писателям, музыкантам, художникам, поэтам и всем-всем-всем кто своим искусством старается сделать Мир чуточку лучше.
На главный вопрос, поставленный в начале этого размышления, ответить однозначно, на мой взгляд, у меня не получилось. Ведь ничего конкретного так и не случилось. Но пока я пытался найти этот самый ответ, кое-что понял для себя совершенно отчётливо: откуда взялась эта Любовь я не знаю, но знаю, что она в моей Жизни присутствует и, судя по всему, это Чувство останется со мной навсегда.
Внештатный сотрудник краевого государственного казённого общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» барнаульский филиал №2 Выставкин Илья
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости