Театр в моей жизни

4, улица Мира, 21, Республика Башкортостан, Чишмы
1997  — 2018 г.
Шибитова Нина
13 сентября 2018 года
КонкурсТеатр в моей жизни
Театр в моей жизни

Театр — моя любовь с детских лет. Во времена моего детства и отрочества на телеэкране часто можно было увидеть постановки различных спектаклей. Мне очень нравилось смотреть балет. Я даже мечтала стать балериной или актрисой. Конечно, моя детская мечта осталась мечтой, но, все же, я себя реализовала в качестве руководителя «Школьного театра». «Школьный театр» — творческое объединение в рамках дополнительного образования школьников. Как доказывает большое количество имеющегося в педагогике опыта художественный досуг — неисчерпаемый источник ощущения полноты жизни. А если художественные действия производятся коллективно, облечены в форму игры и сопровождаются захватывающей предварительной подготовкой, можно быть уверенным — участников итогового события ожидает высокая самоотдача и эмоциональное удовлетворение.

Что такое школьный театр? Двадцать лет назад, немного спонтанно родилась идея организовать свой «Школьный театр», который объединил ребят, желающих попробовать свои силы на сцене, любящих театр.

Театр ― волшебное слово. В нем каждый вечер совершается волшебство. Зал медленно погружается в полумрак, замирает, открывается сцена, и вот зритель вместе с героями спектакля идет по лабиринтам их судеб, вместе с ними радуется и грустит, вместе побеждает и терпит поражение. И, поскольку мне самой интересно все, что связано с театром, то при организации работы творческого объединения «Школьный театр», я планировала не только проводить репетиции; работать над текстом; над искусством звучащего слова, которое несет в себе эмоциональный заряд каждого персонажа; готовить реквизит и костюмы; но и знакомить ребят с азбукой театра, его многовековой историей.

Особая причина создания «Школьного театра» состоит в том, что любое искусство и театр тоже не открывает зрителю своей красоты, своих глубин, своих увлекательных тайн, если человек не готов к знакомству с ними. Человек, мало знакомый с законами искусства, приходя в театр, не приобретает, а теряет, т.к. главное ― мысль, идея создателей спектакля от него ускользает.

Каждый год мой «Школьный театр» ставит спектакль. Это огромный труд, который по большей части не виден, т.к. видна лишь его вершина ― сам спектакль. Постановка спектакля требует усилий каждого участника творческого объединения. Не раз складывались ситуации, когда у участника объединения не было роли в спектакле, но он приходил на репетиции, помогал устанавливать декорации, производить смену декораций, готовить костюмы, маски, реквизит, помогал поменять костюм во время спектакля; или брал на себя другую вспомогательную работу: освещение, музыкальное сопровождение, занавес и т.д. На занятиях кружка всегда присутствует доброжелательное, дружеское общение, просьба сделать так, а не иначе, т.к. от этого зависит весь спектакль. Психологически свободная деятельность воспринимается как удовольствие

Ежегодно я вожу ребят в театр, так как мне хочется, чтобы они сумели сделать первые шаги в пленительный мир сценического искусства, сумели понять его язык. Как знать, возможно, кому-то захочется остаться в нем надолго, на всю жизнь.

А пока они учат роли, вникают в каждый звук, произнесенного их персонажем слова. Результат был бы невозможен без взаимовыручки, поддержки, сопереживания, дружеских отношений, совместного творчества и общения. Для современных детей это очень важно, так как живого человеческого общения им не хватает. Они окружены телевизорами, компьютерами, телефонами, родители заняты на работе. Дети часто предоставлены сами себе. В моем кружке многие восполняют этот дефицит общения.

У нас накоплен достаточно богатый запас декораций и костюмов. Конечно, я сама выполняю порой несколько функций: завлит, режиссер, костюмер, декоратор. Иногда приходится петь, сочинять слова и мелодии, быть хореографом. Музыкальное оформление спектакля важно, так как оно создает определенный настрой, готовит зрителя к появлению персонажа на сцене, передавая его характер.

Порой приходится потратить много времени, обдумать несколько вариантов, чтобы решить техническую проблему какого-либо незначительного на первый взгляд эпизода. Например, в спектакле «Русалка», по одноименному произведению А.С. Пушкина. Первый эпизод — это свадьба князя, который, оставив возлюбленную из другого сословия (дочь мельника), женится на княжне. Здесь пришлось решить сразу три задачи:

• мелодии для трех музыкальных моментов,

• динамика в момент пения,

• подготовка сцены для следующего действия.

Продолжительность эпизода 3 минуты.

Второй эпизод длится менее минуты — это появление маленьких русалочек. Эпизодическая роль, вроде бы не имеет большого значения для всего спектакля. Но сухо вывести русалочек на сцену, чтобы они произнесли свой текст ― не интересно! Поэтому я решила: нужна музыка. И вот русалочки появляются на сцене, музыка, свет, незамысловатые движения, костюмы и... это уже не шестиклассницы, это русалочки!

Во все времена драматурги привлекали внимание к самым важным, актуальным проблемам своего века. В сущности, они вели речь о нравственности людей, о духовных ценностях ― в этом великая воспитательная сила театра. Таким образом, театр становится школой жизни, школой прекрасного и доброго в человеке, «школой величия души», как прекрасно сказал Вольтер.

Театр не может жить и развиваться без актеров.

Искусство актера ― это искусство создания на сцене образа человека, положительного или отрицательного действующего лица пьесы. Артист превращается в своего героя, «перевоплощается» ― так говорят в театре. Искусство перевоплощения дело очень сложное, но оно необходимо. На наших занятиях мы тоже пытаемся перевоплотиться в того героя, роль которого играем в спектакле. В своей работе актер пользуется инструментами: телом, голосом, жестом, мимикой. Ему помогают память, наблюдательность, воображение, эмоциональность.

Верным средством актерской профессии навсегда останется слово. Артист должен уметь говорить правильно, грамотно, хорошо, громко. Сценическая речь особое искусство.

В своем творческом объединении я не стремлюсь вырастить великих актеров, а лишь пытаюсь помочь ребятам удовлетворить свое любопытство и попробовать на сцене свои силы.

Ради чего существует театр? Ради того чтобы зритель, покидая зрительный зал, становился честнее, благороднее, умнее, добрее. Воспитанный театром человек вырастает душевно более тонким, чутким к искусству, природе, переживаниям других людей. Но еще сильнее влияние театра на того, кому в раннем возрасте представилась возможность познать театр изнутри. Кем бы он потом не стал, театр останется для него моделью трудной, но увлекательной деятельности тесно спаянных друг с другом людей, моделью жизни. Ребята узнают, что такое репетиция в истинном, профессиональном значении этого слова и что есть для артиста сцена! Театр ― это не только блеск рампы и аплодисменты; но постоянное самосовершенствование и жертвы. Но, несмотря на это, нельзя лишать театр ореола необъяснимой красоты. Пройдя первые уроки любви к театру, ребята смогут определить: насколько серьезен их интерес к этому искусству.

 

13.09.2018

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016