Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Сегодня в памяти почему-то всплыла моя первая школьная учительница Романенко Джамилия Михайловна. Интересно, почему из всего громадного количества учителей, с которыми сталкивалась за многие годы учебы в школе, память выделила именно ее? Что это, случайность? А может быть, это воспоминание оказалось Уроком, оставшимся в памяти на всю жизнь?
Нас, третьеклассников, Джамилия Михайловна, как нам казалось тогда, замучила своей правдивостью. Уроки она обычно начинала с вопроса: «Кто сегодня не выучил заданное?» Признавшимся делала пометки в журнале. Но если в ходе опроса выясняла, что кто-то не подготовился, в его дневнике обязательно вырастал жирный кол.
— Это не столько за знания, — поясняла при этом учительница, расписываясь в дневнике,— сколько за обман. Можешь так и объяснить родителям.
Она снимала очки. Мы видели какую-то беспомощную голубизну ее глаз, так не соответствующую чертам уже немолодого лица. Обращаясь ко всему классу, она добавляла:
— Запомните, дети, в жизни нет ничего ужаснее лжи!
В том, что это ее предупреждение не пролетело мимо детских ушей, убеждалась неоднократно. Стоило собраться в старших классах нескольким нашим одноклассникам и начать спорить о чем-то, слышалось веселое:
— Запомните, дети...
Мы не раз убеждались, как нелегко было самой Джамилии Михайловне не отступать от своего принципа безусловной честности, сталкиваясь с противоречиями школьной жизни. Эта близкая детским душам бескомпромиссность нашей учительницы, наверное, и была причиной того, что, несмотря на свою суховатость и строгость, она оставила след в сердцах многих.
Помнится, как-то в конце четверти Джамилия Михайловна предупредила, что завтра будет спрашивать только тех, кто может попасть в число неуспевающих.
— Дадим нашим уважаемым двоечникам последний шанс, — пошутила она.
Но на следующий день вместе с ней на урок к нам пожаловала какая-то важная комиссия. Несколько незнакомых женщин и семенящий за ними директор школы вошли в класс вместе со звонком. Разместились на задних партах. Зашелестели тетрадями для записей.
— Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует? — начала с традиционных вопросов свой урок Джамилия Михайловна.
В голосе ее проступила незнакомая нам напряженность. Стало понятно, что и для нее этот визит начальственной делегации оказался неожиданным.
Уже умудренные детским опытом, мы знали, что в подобных случаях учителя вызывают к доске только тех, кто не уронит честь школы. Класс притих, как охотник, подстерегая, что будет делать в сложившейся ситуации Джамилия Михайловна.
Та пробежала глазами по фамилиям в журнале и объявила:
— Как и договорились с вами вчера, к доске пойдет...
После небольшой паузы назвала фамилию самого безнадежного двоечника нашего класса. За него на этот раз болели мы все. Не торопились, как обычно, вскидывать руки, когда видели в его решениях ошибки. Давали ему возможность найти и исправить их самому. Но наши маленькие уловки не помогли.
Вздохнув, Джамилия Михайловна грустно улыбнулась:
— К сожалению, и последний шанс упущен...
На этом уроке отличники у доски так и не появились. И мы заметили, как на перемене посмотрел на нашу учительницу директор, выходя из класса в хвосте комиссии.
Мы так и не узнали, как оценили неожиданные визитеры проведенные занятия. Но для нас эти сорок пять минут стали настоящим Уроком. И, наверное, не только я после этого обещала себе быть всегда такой же честной и искренней.
Позднее, в старших классах, задумываясь об учительской профессии, я осознавала, что обязательность и правдивость в отношениях между педагогами и учениками во всем, даже в мелочах, является важнейшим воспитательным законом.
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости