Главный принцип обучения

МБОУ "Яблоновская СОШ Корочанского района Белгородской области", Улица не указана, Белгородская область, с. Яблоново
2010  г.
Зубкова Мария Николаевна
26 октября 2016 года
КонкурсШкола моей семьи
Главный принцип обучения

Сегодня в памяти почему-то всплыла моя первая школьная учительница Романенко Джамилия Михайловна. Интересно, почему из всего громадного количества учителей, с которыми сталкивалась за многие годы учебы в школе, память выделила именно ее? Что это, случайность? А может быть, это воспоминание оказалось Уроком, оставшимся в памяти на всю жизнь?

Нас, третьеклассников, Джамилия Михайловна, как нам казалось тогда, замучила своей правдивостью. Уроки она обычно начинала с вопроса: «Кто сегодня не выучил заданное?» Признавшимся делала пометки в журнале. Но если в ходе опроса выясняла, что кто-то не подготовился, в его дневнике обязательно вырастал жирный кол.

— Это не столько за знания, — поясняла при этом учительница, расписываясь в дневнике,— сколько за обман. Можешь так и объяснить родителям.

Она снимала очки. Мы видели какую-то беспомощную голубизну ее глаз, так не соответствующую чертам уже немолодого лица. Обращаясь ко всему классу, она добавляла:

— Запомните, дети, в жизни нет ничего ужаснее лжи!

В том, что это ее предупреждение не пролетело мимо детских ушей, убеждалась неоднократно. Стоило собраться в старших классах нескольким нашим одноклассникам и начать спорить о чем-то, слышалось веселое:

— Запомните, дети...

Мы не раз убеждались, как нелегко было самой Джамилии Михайловне не отступать от своего принципа безусловной честности, сталкиваясь с противоречиями школьной жизни. Эта близкая детским душам бескомпромиссность нашей учительницы, наверное, и была причиной того, что, несмотря на свою суховатость и строгость, она оставила след в сердцах многих.

Помнится, как-то в конце четверти Джамилия Михайловна предупредила, что завтра будет спрашивать только тех, кто может попасть в число неуспевающих.

— Дадим нашим уважаемым двоечникам последний шанс, — пошутила она.

Но на следующий день вместе с ней на урок к нам пожаловала какая-то важная комиссия. Несколько незнакомых женщин и семенящий за ними директор школы вошли в класс вместе со звонком. Разместились на задних партах. Зашелестели тетрадями для записей.

— Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует? — начала с традиционных вопросов свой урок Джамилия Михайловна.

В голосе ее проступила незнакомая нам напряженность. Стало понятно, что и для нее этот визит начальственной делегации оказался неожиданным.

Уже умудренные детским опытом, мы знали, что в подобных случаях учителя вызывают к доске только тех, кто не уронит честь школы. Класс притих, как охотник, подстерегая, что будет делать в сложившейся ситуации Джамилия Михайловна.

Та пробежала глазами по фамилиям в журнале и объявила:

— Как и договорились с вами вчера, к доске пойдет...

После небольшой паузы назвала фамилию самого безнадежного двоечника нашего класса. За него на этот раз болели мы все. Не торопились, как обычно, вскидывать руки, когда видели в его решениях ошибки. Давали ему возможность найти и исправить их самому. Но наши маленькие уловки не помогли.

Вздохнув, Джамилия Михайловна грустно улыбнулась:

— К сожалению, и последний шанс упущен...

На этом уроке отличники у доски так и не появились. И мы заметили, как на перемене посмотрел на нашу учительницу директор, выходя из класса в хвосте комиссии.

Мы так и не узнали, как оценили неожиданные визитеры проведенные занятия. Но для нас эти сорок пять минут стали настоящим Уроком. И, наверное, не только я после этого обещала себе быть всегда такой же честной и искренней.

Позднее, в старших классах, задумываясь об учительской профессии, я осознавала, что обязательность и правдивость в отношениях между педагогами и учениками во всем, даже в мелочах, является важнейшим воспитательным законом.

26.10.2016

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016