Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
20 августа 1931 года по решению Хвалынских районных организаций (райкома, райисполкома, районо) школа крестьянской молодёжи (сокращённо ШКМ) из села Алексеевка была переведена в Апалиху. Вся ШКМ была расположена в 13 зданиях, в том числе в земской школе, столовой, продуктовом складе, мастерской, домах раскулаченных крестьян.
Задача ШКМ состояла в том, чтобы дать учащимся такие знания и практические умения, которые необходимы для улучшения сельского хозяйства. В процессе учёбной и практической деятельности она должна была активно воздействовать на местные крестьянские хозяйства, доказывать преимущество коллективных, колхозных форм ведения хозяйства перед единоличными Для решения поставленных задач из Алексеевки в Апалиху было переведено и привезено: лошади, коровы, свиньи, куры сельскохозяйственные машины, столярный и слесарный инструмент, оборудование для кабинетов, музыкальные инструменты Со школой в Апалиху переехали учителя и обслуживающий персонал, всего 12 человек.
Апалихинский колхоз выделил школе земельный участок размером 52 гектара, на котором сеяли зерновые, бахчевые и огородные культуры, однолетние кормовые травы. Выделено четыре сада. При школе имелось парниковое хозяйство. В парниках выращивалось до 30 000 штук рассады. Значительная часть этой рассады отдавалась в колхоз и населению села. Всю работу по хозяйству выполняли учащиеся под руководством учителей, главным образом Шагина П.И. Каждый ученик старших классов был прикреплён к определённому виду хозяйства. Из учащихся были свои трактористы, жнецы, доярки, птичницы и т.д. С работой по хозяйству ученики справлялись хорошо. Выполнение контролировалось дежурными учениками и учителями. Все продукты от полеводства, животноводства и садоводства шли на питание учащимся, а излишки продавались. На вырученные деньги приобретали учебные пособия и мягкий инвентарь для интерната. Труд в школе являлся общественно-полезной работой. Она была показательным примером для населения.
Школа за свою образцовую работу с учащимися в 1934-1935 учебном году была отмечена Широко-Буеракским районо переходящим Красным Знаменем, которое школа держала несколько лет.
Школьники, кроме работы на выделенной им земле, много помогали колхозу: брали шефство над колхозным молодняком (телятами, ягнятами, поросятами), помогали колхозу в полевых работах (пололи, мотыжили, вели борьбу с вредителем полей –жуком-черепашкой).
Особенно много своим трудом школьники помогли колхозу в годы Великой Отечественной войны. Во время сева или уборки урожая ученики старших классов выходили на поля после уроков и работали по 8-9 часов. Девочки вязали носки, варежки, шарфы и посылками отправляли на фронт. За выполнение и перевыполнение трудовых норм применялись поощрения отличившихся учеников. В коридоре школы на Доске Почёта вывешивали фотографии отличников труда.
Как вспоминает бывшая ученица школы Кудряшова Александра (годы учёбы – 1941-1946), это было самое трудное время для страны. Учебников не хватало, одна книга на 3-5 человек. Занимались часто по конспектам. Тетрадей тоже было мало, писали на старых книгах или на полях газет. Только на контрольные работы выдавали по тетрадному листу. Одежды тоже не хватало, донашивали платья и пальто старших братьев или сестёр. Особенно трудно было с обувью. Зимой ходили в валенках, а вот осенью и весной в грязь и сырость обуть было совсем нечего. В многодетных семьях обувь носили по очереди, иногда даже в школу ходили по очереди: сегодня в сапогах в школу идёт брат, а завтра в этих же сапогах шагает сестра.
Вот ещё одно воспоминание о годах учебы во время войны – бывшей ученицы Козловой Тамары (годы учёбы – 1936-1946): «Мы понимали, что фронт без тыла воевать не может. Ученики тех лет казались взрослее, серьёзнее, сознательнее. И мы помогали: дома выполняли все виды домашней работы; в школе работали на пришкольном участке, заготавливали дрова для отопления в зимнее время; в колхозе в летнее время помогали убирать хлеб с полей, овощи с огородов, зимой подвозили к фермам корм для скота, чистили от навоза коровники и телятники. Делали всё с большой охотой и старанием. И думали лишь об одном – скорее бы закончилась война!»
Несмотря на военное время, в школе в свободное от учёбы время работали следующие кружки: драмкружок, хоровой и танцевальные кружки, радиотехнический, столярно-плотницкий, юных натуралистов, литературный.
Кроме учёбы и внеклассной работы в школе учителя и старшеклассники-комсомольцы проводили следующую культурно-массовую работу на селе: участвовали в ликвидации неграмотности, в переписи населения, в распространении займов, в выборах. На десятидворках и в поле проводили беседы, читки газет, в клубе на собраниях выступали с докладами и лекциями.
По предложению Райкома партии была создана агитбригада, которая выезжала с выступлениями на территории семи колхозов в села Самодуровка, Куликовка, Юловая Маза, Широкий Буерак, Посёлки, Дёмкино. Выступала агитбригада на колхозных полях во время обеденного перерыва и вечерами в сельских клубах. Начиналось выступление с политинформации: главная тема – последние вести о событиях на фронте. Члены агитбригады пели русские народные песни, сочиняли частушки на злобу дня, выступали с маленькими инсценировками, декламацией. Сопровождал выступление небольшой струнный оркестр, в котором были скрипка, балалайка и две гитары. Заканчивала агитбригада свою работу в октябре месяце.
Хозяйство в школе было ликвидировано в 1946-1947 учебном году по указу Министерства просвещения. Сельскохозяйственные машины и скот были переданы в колхоз. ШКМ была преобразована в Апалихинскую среднюю школу, в которой продолжили работу многие педагоги, поэтому лучшие традиции ШКМ сохранялись.
А.И.Евсеев, учитель истории, с.Апалиха
(см.фото ниже)
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости