Поёт зима - аукает

Гимназия №1, Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ноябрьск
1978  — 1986 г.
Сагитова Венера Юнировна
22 февраля 2017 года
КонкурсЯ вырос на уроках литературы … Контакт поколений
НоминацияЯ вырос на уроках литературы. Рассказ учителя
Поёт зима - аукает

Мне 47 лет, но я до сих пор под впечатлением от урока литературы из моего детства во 2 классе. Я не могу вспомнить все подробности урока, но что-то очень важное, что очень сильно повлияло на становление моей личности, свершилось тогда, очень давно в селе Дедуровка Оренбургской области. У меня был просто гениальный учитель Лободенкова Лариса Михайловна, которая умела увлечь, казалось бы, обыкновенными вещами.

Сергей Есенин. «Поёт зима-аукает». Сейчас я понимаю, что это стихотворение по-детски наивное, лишенное сюжета, но все же образ зимы, который удалось создать Есенину, получился очень многогранным и запоминающимся, что до сегодняшнего дня не оставляет меня в покое. Обычный снегопад. Метель. Воображение сразу же рисует холодный зимний день, кружащийся снег и природу, уснувшую в ожидании весны. Создается ощущение умиротворения и спокойствия, которым веет от снежных шапок деревьев и седых облаков, которые «плывут в страну далекую». Но вдруг …надвигается снежная буря, уничтожающая всё на своем пути. Предчувствуя ее, «воробышки игривые, как дети сиротливые, прижались у окна», надеясь таким образом пережить непогоду. Но суровую зима, надменная и холодная, чувствующая свою власть над природой, в одно мгновение превращается из нежной и заботливой властительницы полей и лесов в коварную ведьму, которая «с ревом бешеным стучит по ставням свешенным и злится все сильней».

Простые слова, понятные тогда мне, ребенку 7-8 лет, заставили нарисовать образ страшной, суровой зимы, и на её фоне беззащитных воробышек. Они прижимались друг к другу, спасаясь от холода, но лютая метель не отступала. Я помню как я читала стихотворение наизусть. Интонацией показывала спокойный снегопад, белизну снега, спящую природу и милых воробушек. Затем изменив громкость и добавив характер пыталась передать ужас надвигающейся вьюги. Как прочла строки про воробьев, у меня на глазах выступили слёзы. Меня мучил вопрос: «Почему я стою в теплом помещении, а на улице погибают от мороза воробушки, и я ничем не могу им помочь?» Чувство беспомощности усиливалось, я сильно разрыдалась, за мной начали плакать одноклассники. Учитель как мог пытался нас успокоить. Спустя какое-то время страсти утихли. Ещё несколько минут и … класс начал аплодировать.

Нужны ли здесь лишние слова… С этого урока мы всем классом ежедневно ухаживали за птицами, подкармливали их, сооружали из подручных средств кормушки.

С того времени прошло много лет, но в творчестве Есенина я всегда находила глубокие переживания, душевную боль, любовь к природе, Отчизне, близким. И я поняла, не любить русскую литературу нельзя!

22.02.2017

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016