Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Мои члены семьи – выпускники Базковской школы. Интересуясь судьбой выпускников Базковской школы 60-х годов ХХ века, я выяснила, что мальчики поступали в технические высшие учебные заведения. Оказалось, что интерес к технике, глубокие знания ученики получили на уроках Попова Владимира Андриановича. Наверное, его необычная судьба стала примером несгибаемой воли, целеустремленности, желания добиться в жизни цели.
О работе в школе мой земляк и не думал. Хуторской паренек, родившийся в 1915 году, в 1932 году поступил учиться в Ростовский-на-Дону морской техникум на судомеханическое отделение, так как было мечта быть мореходом. После окончания учебного заведения с отличием в 1936 году начал свою трудовую деятельность в качестве конструктора на оборонном заводе № 352 в г.Новочеркасске. Одновременно с трудоустройством в том же году поступил учиться на первый курс филиала Ленинградского заочного индустриального института при Новочеркасском политехническом институте.
У молодого человека было огромное желание совершенствоваться в области судостроения и им был получен в начале 1939г. перевод через наркомат машиностроения на Николаевский кораблестроительный завод № 198 на должность конструктора и одновременно перевод на вечернее отделение Николаевского кораблестроительного института.
Мечта, казалось бы, свершилась - окончен механический факультет института, дипломированный инженер, а за окном июнь 1941год, год, круто изменивший судьбу, да и жизнь этого человека.
В ходе обороны города был тяжело ранен – осколком оторвало правую руку и взрывной волной контузило. До мая 1942 года находился на излечении в эвакогоспиталях». Его комиссовали с чистой отставкой от несения воинской службы.
Так Великая Отечественная война изменила жизнь Владимира Андриановича, как и тысячи других жизней. После изгнания немцев из нашей станицы Владимира Андриановича вступил на трудовую передовую – ведь он имел высшее образование, хорошо знал физику и математику. В 1943 году его пригласили на должность учителя математики и физики в Грачевскую среднюю школу. Уже со своей семьей в конце 1943 года был переведен Ростовским ОблОНО в Федоровский район (под Таганрогом) директором в В-Вознесенскую среднюю школу. По семейным обстоятельствам в 1945 году ОблОНО переведен в родную Базковскую уже среднюю школу. Так уж получилось, что всю свою жизнь Владимир Андрианович учился сам – с 1949 по 1956 год обучался теперь на физико-математическом факультете РГУ, а потом учил и учился вместе с детьми в школе. Не став судостроителем, Владимир Андрианович стал строителем знаний у детей. И как, впоследствии оказалось принятое решение «УЧИТЬ» осталось на всю жизнь.
Ученик 60-х гг., Алексей Тихонович Мельников помнит своего учителя таким: «Невысокий, сухонький, энергичный человек, обладавший звучным приятным голосом. Слегка вытянутое худощавое лицо с живыми зоркими, чаще веселыми глазами, даже тогда, когда их хозяин «устраивал жесточайший разнос». Весь его облик, действия, слова были естественными, а потому убедительными. Был прост в общении, как с коллегами, так и с детьми. Сомнений в его доброжелательности не возникало.
Владимир Андрианович был для своих учеников «Андрианычем», Жизнь вокруг него бурлила. Урок начинался с распахнутой двери и с порога: «Тема такая–то» и вызов к доске сразу нескольких человек, так как школьные доски располагались на двух стенах. Лабораторный стол всегда уставлен нужными приборами, а стеллажи с приборами - до самого потолка. Кабинет физики был его гордостью – выписывалось много приборов, привозили их и бывшие выпускники.
занятиях кружка за 1958-59 учебный год изготовлены разнообразные приборы – приспособления для работы мотора трехфазного тока от однофазной сети, фотореле, установка для снятия характеристики электронной лампы, электрифицированная доска вопросов и ответов, и др.. Названное последнее изобретение собирало много учащихся, так как можно было проверить свои знания по физике. Когда вопрос совпадал с правильным ответом, то загоралась индикаторная лампочка.
А программирующее устройство для автоматических включений» Бюро по делам рационализаторства и изобретательства (БРИЗ) при Министерстве просвещения РСФСР признало пригодным для нужд промышленности». Так было получено подтверждение рационализаторского изобретения.
Ему и школы было мало: его приглашали читать лекции в Институт усовершенствования учителей в г.Ростов–на–Дону, в пединституте читал разработанную им систему дифференцированного обучения, делился опытом, набирался новых знаний.
Владимир Андрианович заботился и об учениках, и о выпускниках школы. Так как часто бывал в Ростове-на-Дону по работе, то всегда посещал ВУЗы, где учились бывшие ученики. Ведь строительство дороги в областной город было начато только в 1963 году. Беседовал с преподавателями, навещал студентов: журил и хвалил. Таким внимательным и заботливым был Владимир Андрианович.
Из выпуска БСШ 1966 года связали жизнь с техникой такие ученики, как 1)Багрецов Николай Петрович - военный связист, подполковник запаса, 2) Кащенко Владислав Леонидович -инженер-железнодорожник,3)Кочетов Виктор Иванович -инженер связист,4) Рассказов Михаил Семенович - инженер-механик,5) Абакумов Владимир Павлович -инженер-электрик сельского хозяйства,6)Доманов Стефан Александрович-инженер-электрик сельского хозяйства, 7) Калинин Александр Васильевич - авиаконструктор… На пенсии Владимир Андрианович находил время и для внуков, и на посещение родной школы, как ветеран войны, и на встречу с любимыми выпускниками, и на благоустройство родной станицы….
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости