Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Вечером было решено играть в нашу игру.. Игра заключалась в том, что один из нас рассказывает какую-нибудь историю, а остальные дают ей оценку.
Когда жена, дочь и я расселись в креслах, выяснилось, что подошла моя очередь.
Я покопался в темных чуланах памяти и извлек случай, который произошел в далеком детстве.
- В то время я учился в восьмом классе и, нужно сказать, был далеко не отличник. Я сидел за задней партой со своим другом Женькой. Мы редко слушали учителей, так как наши разговоры были гораздо интересней их объяснений.
В этот день был урок литературы и грозная Надежда Марковна рассказывала биографию писателя Н. В это же время Женька тихим голосом излагал подробности последнего хоккейного матча.
Урок подходил к концу. Внезапно Надежда Марковна закончила свой монотонный рассказ и спросила, не может ли кто-нибудь его повторить. Желающих не нашлось. Тогда, нарочито глядя в сторону, она вызвала меня.
- Вы, конечно, все внимательно слушали, - сказала она притворно-ласковым голосом, - и вам ничего не стоит повторить хотя бы основные моменты из жизни Н.
Я не слышал ни слова из ее объяснений и сказал, что повторить не могу, так как у меня плохая память.
- Расскажите, что запомнили, - настаивала учительница. - Предупреждаю, если сейчас ничего не ответите, ставлю двойку. А это, как сами понимаете, грозит двойкой в четверти.
Положение было безвыходным, и я утвердительно кивнул.
- Слушаю вас, - сказала Надежда Марковна. Она села за стол и начала что-то писать. Класс тихо гудел, не обращая на меня внимания, и лишь отличник, сидевший за первой партой, беззвучно пытался что-то подсказать.
Первым затруднением было то, что я не знал имени и отчества Н. Пауза затягивалась. Надежда Марковна положила ручку, сняла очки и строго посмотрела в мою сторону.
- Павел Петрович Н. родился в 1864 году в деревне Дребенцах Тульской области в крестьянской семье, - неожиданно для себя самого сказал я. Так как все, кроме фамилии писателя, было плодом фантазии, я вобрал голову в плечи и опасливо посмотрел на учительницу.
Она что-то сосредоточенно писала. Отличник поощрительно закивал головой и даже показал мне поднятый вверх большой палец.
"Неужели угадал?" - пришла мне в голову шальная мысль.
- Продолжайте, - сказала Надежда Марковна, не прерывая работу.
- Его отец был батраком, - продолжал я. - Мать - домашней хозяйкой. Кроме того, с ними жила бабушка, которая рассказывала ему сказки и пела народные песни.
Лицо отличника выражало восторг, а лицо учительницы было по-прежнему бесстрастным.
Удивляясь своей безнаказанности, я продолжал:
- Когда Н. исполнилось семь лет, его отдали в церковно-приходскую школу, где он проучился четыре года. Однако из пятого класса исключили, так как он организовал революционный кружок.
Я смотрел на отличника, чье лицо выражало предельную степень восхищения мной. Боковым зрением видел, что Надежда Марковна пишет, не меняя позы. Класс тихо гудел. Звонка все не было.
У меня появилась смутная надежда, что учительница не слушает и все обойдется. Кроме того, уже стало самому интересно, что будет дальше, и я продолжал:
- Тогда Н. решил идти пешком в Москву и там учиться дальше. Отец его сначала не отпускал, а потом дал чистую рубаху, узелок с продуктами и благословил на дорогу. Н. пристал к обозу с рыбой и за два месяца дошел до Москвы. Там он поступил в университет.
- Сколько ему было лет, когда он поступил в университет? - услышал я голос Надежды Марковны и заметил, что она уже не пишет.
- Ему было 13 лет, но он это скрыл и сказал, что ему 18 лет. Н. выглядел старше своих лет, - твердо ответил я, ужасаясь своему нахальству.
Учительница кивнула и опять взялась за работу. Отличник зевнул и сделал какой-то замысловатый знак. Все было спокойно, и я продолжал:
- В университете Н. вначале учился хорошо и даже получал повышенную стипендию. Но потом начал зачитываться произведениями классиков и писать сам. Он пишет стихи и рассказы, и даже написал пьесу про царских чиновников. Цензура запрещала издавать его произведения, но они переписывались его товарищами и быстро расходились по всей Москве и даже по всей России.
Я заметил, что мой голос окреп и звучит громко и твердо. Класс притих и, казалось, внимательно слушает, отличник одобрительно улыбается, а учительница продолжает писать.
Как ни странно, я уже не ждал конца урока, а, наоборот, спешил изложить все подробности жизни Н. до звонка.
- После того как царь ознакомился с пьесой Н., его исключают из университета и забирают в армию. Он едет на Кавказ и участвует в боях против черкесов. В одном из боев попадает в плен. В плену пишет свои лучшие стихи. Черкесы требуют за него выкуп, но отец не может собрать нужную сумму. Тогда Н. решается бежать. Ему помогает черкешенка, которой он читал свои стихи. Он с трудом добирается до своих. Его награждают орденом. Н. решает выйти в отставку и посвятить себя литературе. Он выходит в отставку и впадает в мистицизм.
Мой вдохновенный рассказ прервал звонок.
- Надежда Марковна, - попросил я, - можно закончить? Уже совсем мало осталось!
- Не надо, - сухо ответила учительница. - Двойка. Какая наглость, просто неслыханно! Все видела, но такое... Пусть мать зайдет в школу.
К моему удивлению, она двойку в четверти не поставила. А на выпускных экзаменах я написал сочинение на "отлично".
Вот и весь рассказ. Какие будут мнения?
Жена и дочь несколько минут размышляли.
- По-моему, - сказала жена, - ты просто трус и нахал. Не хватило смелости сказать, что ничего не знаешь. Наплел, что попало, тоже мне, фантазер! Ну, и чего ты добился? Только опозорился!
- Не согласна, - возразила моя дочь-десятиклассница. - Ты - молодец! Сделал все что мог и боролся до конца.
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости