Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Несмотря на то, что я училась в физико-математическом классе, вырасти я могла только на уроках литературы. И главной причиной этого являлся тот факт, что моя классная руководительница была учителем русского языка и литературы. Помню, что свободные минуты перемен и до начала занятий я проводила в нашем двести пятнадцатом кабинете, в котором кроме привычных учебных парт, учительского стола и доски стояли шкафы, полки которых были заполнены разными книгами от Древнегреческой мифологии до творчества русских классиков. Не знаю, как другие, но я с удовольствием листала новые и старые учебники, книги, журналы — от них веяло некой мудростью и тайнами.
Уроки литературы в нашем классе никогда не были скучными. Учительница хоть и получила образование в традиционном педагогическом институте, но выработанные ей методы обучения формировали в нас как минимум здоровое любопытство, и как максимум глубокий интерес, - просмотр кинофильмов, посещение театров и музеев, свободное обсуждение проблем прочитанного произведения...
Несомненно каждый рассказ или роман, изучаемый нами в школе, был полезен и поучителен в той или иной мере. Мою душу очень тронуло творчество Николая Васильевича Гоголя. Хочется отметить, что Гоголь является автором многих замечательных прозаических произведений - «Вий», «Мертвые души», «Ревизор» и др. В моей жизни особый след оставила повесть «Тарас Бульба», изучаемая в седьмом классе. Невзирая на то, что эта повесть написана в девятнадцатом веке, и в ней встречаются непривычные обороты речи и незнакомые слова, читалась она на одном дыхании, легко и с удовольствием.
Мне кажется, что именно это произведение открыло во мне некую потребность в размышлениях, в какой-то степени даже философских. Наше восприятие окружающего строится на эмоциях и чувствах. И такое чувство, как любовь — любовь к родителям, Родине, избраннику, ощущается как фундамент нашего мира. Без любви невозможно существовать! В произведении «Тарас Бульба» показаны все эти виды любви. Обсуждение на уроке литературы повести было для меня затруднительным, потому что необходимо было сопоставлять различные виды любви по своему ценностному ориентиру. Выбор между Отечеством и семьей, Отечеством и любимым человеком встал остро. Я понимала светлые чувства Андрия к панночке, насколько я могла их понять в тринадцать лет, но я также наполнялась чувством патриотизма, когда рисовала в своей голове смелость и резвость в боях Остапа и самого Тараса. И как я была шокирована тем, что Андрий с какой-то совершенной легкостью сделал выбор между Родиной и семьей в пользу практически незнакомой девушки. Какие громкие слова он бросал ей! «Что мне отец, товарищи и Отчизна! Нет у меня никого! Ты — моя Отчизна!» В моем детском уме вертелась мысль «А как бы я поступила в этом случае?» Отвернулась от умирающего от голода, кажется, любимого мной человека или от своего народа и Родины? Увы, но я до сих пор не могу найти однозначного ответа на этот вопрос, потому что вероятность необходимости делать такой выбор пугает и страшит меня. Я не хочу осуждать Андрия, как и его отца, убившего родного сына. Как один мог предать Отчизну, а другой предать семью? О поступке Тараса Бульбы я тоже долго размышляла. Тогда мне казалось, что он поставил Отчизну выше всего остального. Насколько сильно нужно любить свою Родину, чтобы пойти на такое! Однако сегодня я думаю, что поступок Тараса был вызван не только глубоким чувством патриотизма, но и столь же сильной любовью к младшему сыну. Своим решительным поступком он не позволил Андрию жить в мучениях совести и позоре, слыв предателем. В конечном счете, выбор Андрия был слишком спешен. Сколько бы времени продлилась его любовь к избраннице? Неизвестно. А любовь к семье и Родине вечна. Вряд ли бы он стал чувствовать себя своим среди поляков.
С моего знакомства с повестью Гоголя прошло более 10 лет, но она до сих пор будоражит мою душу. Благодаря этому произведению я осознала, что жизнь нельзя делить на черное и белое, далеко не все происходящее однозначно и понятно. На примере таких произведений нужно учиться. Учиться понимать себя и других, важность ценностей и незначимость пустяков.
Надеюсь, что мне повезет больше, и в моей жизни мне не придется делать судьбоносный выбор между ценностями моего сердца и души.
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости