Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Наша КЛАРА или "Тучки небесные"
Мои школьные годы пришлись на 60-ые прошлого века. Это было время "устоявшегося развитОго социализма" по которому мое поколение ностальгирует в большинстве своем до сих пор. Это время пионерских отрядов и комсомольских дружин, время сборов металлолома и концертов художественной самодеятельности, время школьной дисциплины и семейных ценностей.
Это еще и время, когда наша страна считалась самой читающей в мире.
Литература в школе была моим любимым предметом. С русским были проблемы. Сочинения писала без черновиков и все 45 минут урока мысли опережали письменные способности излагать их на бумаге. Со звонком об окончании урока сочинение дописывалось на зеленой обложке 12 листовой тетради. Таким образом ни о какой проверке речи быть не могло. Соответственно оценка по русскому языку часто оставляла желать лучшего, но по литературе никогда не было ниже пятерки.
Более того мои "правильные " и "неправильные" сочинения наша учительница литературы Клара Васильевна Добровольская читала как пример в других классах.
А наша " КЛАРА" была учителем "от Бога". Я смело могу заявить, что "выросла на уроках литературы"!
Именно эти уроки научили нас не только мыслить, но и излагать свои мысли и устно, и письменно. Не могу сказать была ли " свобода слова " в стране (в то время мы этими вопросами не задавались), но на уроках литературы она у нас была. Эта самая свобода слова. Спасибо нашей КЛАРЕ!
Она и правда учила нас мыслить, рассуждать и главное -доказывать свою правоту, подтверждая цитатами из первоисточника. Она не принимала бездоказательных рассуждений. Таким образом невозможно было обходиться одним учебником литературы, не читая самого произведения.
Я любила все: прозу, поэзию, драматургию. Не любила только учебники литературы, не могла понять, почему жедолжна учить мнение авторов учебника о том или ином литературном произведении, если у меня есть свое собственное.
Меня и сейчас раздражают заголовки постов в соцсетях: " Этот клип взорвал интернет", " Самое великолепное видео" и так далее. Дайте же читателям и пользователям самим судить об увиденном и прочитанном!
Так вот КЛАРА на уроках литературы давала нам такую возможность.
Первоисточники , то есть сами художественные произведения прочитывались что называется " от корочки до корочки", подчеркивались мысли, которые нравились ивыделялись цитаты. Крупные произведения старались читать летом, до того, как их в школе разбирали "по косточкам". Именно поэтому полюбила " Войну и мир" Толстого, " Отцы и дети" Тургенева и даже "Что делать"Чернышевского прочла просто как роман.
Сочинения иногда писала "неправильные", то есть не совпадающие с критическими статьями учебника. Быть может в других школах это бы и не прошло, но наша КЛАРА брала ответственность на себя. Вот, к примеру, из двух братьев Кирсановых ( Отцы и дети") положительно характеризовать следовало Павла Петровича , согласно учебнику литературы. " Добрейшей души человек, помещик сожительствующий с одной из своих крестьянок, любящий отец и т д и т п." Божья коровка", короче.
А вот его брат Николай Петрович, "растративший всего себя в погоне по свету за любимой женщиной " считался отрицательным героем, но мне он был, как личность, куда интереснее Павла Петровича, хоть и "нюхал одеколон, общаясь с крестьянами". Не выносил, видите ли, запах пота.
И рассуждать таким образом на наших уроках дозволялось и не считалось крамолой.
Сама КЛАРА просто жила литературой, наслаждалась творениями классиков и нам привила любовь к " великому и могучему". Понятие " художественного слова" для меня до сих пор важно в литературе.
Этот рассказ я посвящаю теперь уже памяти моей дорогой и любимой учительницы. Она, будучи увлеченной, умела увлечь и нас. Изыскивала любую возможность удивить, убедить, заинтересовать.
И чтобы разбавить становящийся скучноватым рассказ о моей любимой учительнице расскажу один случай, произошедший на уроке литература.
Однажды, придя на урок, мы обнаружили на учительском столе огромный проигрыватель. (Да-да тот самый, для виниловых пластинок с бегающей по ним иглой). Нынешнее поколение учеников вряд ли знает про такие.
Клара Васильевна принесла слушать пластинку, на которой кто-то из артистов МХАТА, кажется Качалов, читал стихотворение Лермонтова " Тучи". Предварительно Его было задано дома выучить наизусть.
КЛАРА поставила пластинку и села за учительский стол, подтерев подбородок подушечкой ладони. Прикрыв глаза, она приготовилась получать удовольствие.
" Ту- у - учки небе- е- есные..." Низким, хрипловатым голосом, почти нараспев, начал исполнитель.... Затем последовала огромная пауза. Артист, как бы вспоминал что-то из далекого своего прошлого...
" ве- е- ечные стра- а - анники " в том же темпе продолжал он, по-прежнему, думая о чем-то своем.
" Степью лазу- урною... цепью жемчу- ужною..." Паузы длинные, напряжение в голосе нарастало, и ощущался какой-то душевный подъем " мчи- итесь вы, будто как я-а же, изгна-анники"
Звук голоса резко упал до пианиссимо - " С милого севера в сторону южную"
В классе стояла тишина. Ее не нарушали даже те, кому все это было неинтересно. Качалов дочитал стихотворение до конца. КЛАРА выключила проигрыватель
" Так"... Она открыла журнал... Класс замер в напряженном ожидании.
" Ну, давай, Ирочка, начни ты"
Клара вызвала меня первую. Она знала, что я обожаю Лермонтова и вообще люблю поэзию. А она любила слушать, как я читаю стихи. Отвечать можно было "с места", не выходя к доске.
Я медленно встала из-за парты и все еще находясь под впечатлением только что услышанного начала, почти завывая, почти голосом Качалова, точно также, нараспев растягивая слова....
" Ту-у-учки небе-е-есные.... (большая пауза), ве-е-ечные стра-а-анницы..."
Дружный взрыв хохота моих одноклассников вернул меня с вершин Парнаса на землю....
Этот случай вспоминали еще много лет.
А потом , получив технический диплом и работая на машиностроительном предприятии я с удовольствием занималась организацией вечеров поэзии и была и сценаристом , и ведущей , и исполнителем стихов.
Когда пришлось работать в туризме и сопровождать участников туров Клуба 50 + мы обязательно включали в программу поездок литературный вечер.
И , в конце- концов, была издана книга " Юлиана - мама из Будущего" , написанная мной в соавторстве с моей подругой, такой же любительницей литературы, как и я.
Так что смело могу повторить, что Я ВЫРОСЛА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости