Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Со своей лучшей подругой Альбиной я познакомилась в апреле 1975 года, когда наша семья переехала в новую кооперативную квартиру по проспекту Карла Маркса. Был конец учебного года, я заканчивала 4-й класс (я была круглая отличница!), мне пришлось перейти в новую школу, и школа эта - № 7 - мне ужасно не понравилась.
Вспоминается заседание родительского комитета, на котором разбирали поведение отъявленных прогульщиц. Мама моя, к счастью, была занята в своей школе и не попала на мероприятие. Я же на всю жизнь запомнила слова классной руководительницы: «Ира была такая мягкая, такая нежная. Альбина была ребёнок как ребёнок. Но вот появляется Гладкова…». В общем, я стала девочкой, «с которой детям не разрешали водиться», как героиня Ирмгард Койн.
Несмотря на запреты взрослых, Альбина дружила со мной. У нас дома была неплохая библиотека, а подруга моя, так же как и я, больше всего на свете любила читать. А ещё Альбина очень любила Вербу. Мама согласилась взять в нашу новую квартиру щенка, и этот пушистый комочек, озорной и ласковый, рос у нас на глазах. Мы учили Вербочку сидеть, давать лапу, приносить мячик, подавать голос и наряжали в детские платьица.
Альбина пробовала писать. Вот одно из первых её стихотворений (автору 12 лет):
Если б люди были собаками,
я бы кости им все отдал.
Не трепал бы за уши и лапы,
от помоек не отгонял.
Подобрал бы хозяйку бездомную
иль хозяина, мне всё равно.
Разрешал бы им грызть ботинки,
плётку выкинул бы в окно.
Я сказал бы: «Дай лапу, хозяин!»
И спросил бы, её пожав:
«Хочешь спать на моей кровати?
Хочешь?
Правду скажи мне! Гав!»
* * *
У меня тоже были первые литературные опыты, но начала я раньше Альбины. Свою первую «поэму» я написала в третьем классе, в возрасте девяти лет. Предыстория её создания такова: в школе на уроке нам рассказывали о магнитогорской поэтессе Людмиле Татьяничевой и читали её стихи. Одно из них мы учили наизусть, строки из этого стихотворения я помню и сейчас:
Достаётся недёшево
счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
На дом дали задание - написать сочинение по пословице, чтобы оно перекликалось со стихотворением Татьяничевой. Со всей серьёзностью, на какую была способна, я принялась за дело, начав с изречений:
Вспашешь в срок, посеешь в срок — будет урожай высок.
День прозевал — урожай потерял.
Упустишь время — потеряешь урожай.
Вторая из приведённых мною пословиц больше всего, на мой взгляд, соответствовала моему замыслу – садово-огородные работы я себе представляла, тема труда была значимой, своевременность проводимых работ – день прозевал – выходила на первый план. И полились строки:
Кто хоть на день
попозже посеет –
у того
ничего не поспеет.
На себе испытала я это,
лук посеяла я в это лето.
Все посеяли седьмого,
я-ж посеяла восьмого.
Скоро времечко идёт,
урожай-то наш растёт.
Вот сентябрь наступил.
У других лук невредим,
а у меня лук недозрелый –
все сказали – дорастёт!
Но пошла гроза.
Всем грозам – гроза!
Градом весь мой лук
был выбит.
Что поделаешь – гроза…
Кто хоть на день
попозже посеет –
у того
ничего не поспеет.
На себе испытала я это,
лук посеяла я в это лето.
Всё было написано на едином дыхании. Я перечитала своё творение и осталась довольна. Переписала красивым почерком и сделала рисунки к тексту.
Конечно, где-то в глубине души, своим незрелым ещё умишком я чувствовала, что развязка притянута за уши. Но уж больно значительной представлялась мне борьба за урожай, пусть и предполагаемая, читаемая между строк. И кульминационная острота эпизода (всем грозам гроза!) заключала в себе наивысшую степень напряжения сил побеждающей стороны и одновременно подтверждала народную мудрость. Опять же - «достаётся недёшево». Здесь было даже то, что не было обозначено в задании – чувство коллективизма, поддержка друзей (все сказали – дорастёт!).
Собираясь на следующее утро в школу, я представляла, как мою поэму зачитают вслух в классе, а затем одноклассники, сгорая от зависти, будут рассматривать авторские иллюстрации.
Нет, лучше не в классе, а на школьной линейке, в холле, где стоял бюст молодого Володи Ульянова; и мой дедушка – директор ШРМ № 10 (школы рабочей молодёжи), стоя среди приглашённых лиц, будет с гордостью смотреть на внучку.
Оценка «см» (смотрено) - так оценила мой духовный прорыв учительница Софья Михайловна. Возможно, потому что в произведении моём не было исхода.
Тут впору бы вспомнить другую пословицу – дурак думкой богатеет, но тогда я её ещё не знала.
P.S.
1 сентября 1971 года - начало новой эры в моей жизни – я начала учиться в школе. Наша семья жила на Калибровке - Метизной площадке возле Магнитогорского калибровочного завода.
История школы № 10 тесно связана с историй нашего города. 22 февраля 1931 года на 14-м участке на левом берегу Урала приступила к работе фабрично-заводская семилетка № 10. В 1934-35 году школа выросла до девятилетки. В 1941 году школа впервые выпустила десятиклассников.
В 1944 году школа стала мужской и из барачного помещения на 14-м участке переехала в новое здание в районе калибровочного завода, а в 1955 году – вновь стала смешанной.
В эту школу я и пришла первоклашкой.
На Калибровке находилась ещё одна школа – ШРМ № 10 (школа рабочей молодёжи). Мой дедушка Иван Васильевич Прозоров много лет был директором ШРМ № 10, и я старалась учиться только на пятёрки – дедушка мог гордиться мной. Моя мама работала в ШРМ № 10 учителем физики.
В 1975 году мы переехали в новую квартиру, и я перешла в другую школу.
В 1995 году моя 10-я школа была закрыта.
Она открылась вновь. С 1999 года школа № 10 работает в новом здании – в новом микрорайоне города по адресу:ул. Тевосяна д.27 корпус 3.
Первые четыре года, которые я проучилась в школе № 10, были лучшими в моей школьной жизни. Это было время открытий, время обретения настоящих друзей и первых творческих устремлений. Где-то классе в третьем я начала писать. Я хотела стать детским писателем – читать я научилась в 4 года.
Жизнь сложилась не совсем так, как я предполагала в детстве. Однако мой муж был Поэт и мой сын тоже Поэт. И вот наступило и моё время – я начала писать книгу и публиковать её на сайте международного литературного клуба «ИнтерЛит». Рассказ, представленный на конкурс «Я вырос на уроках литературы» - отрывок из 5 главы моей будущей книги.
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости