Наша школа во время Великой Отечественной войны

№1, поселок при станции Шентала, Самарская область, Шентала
1941  — 1945 г.
КонкурсВсероссийская акция "Уроки памяти"
НоминацияКонкурс для всех желающих
Наша школа во время Великой Отечественной войны

Условия работы школы во время Великой Отечественной войны

В военных условиях советской школе предстояло продолжить работу по охвату всех детей школьного возраста всеобщим обучением; придать преподаванию основ наук большую идейно-политическую направленность, обеспечить необходимую физическую подготовку учащихся, организовать агротехническую подготовку молодежи для широкого ее участия в общественно полезном труде; развернуть массовую оборонную и политико-просветительную работу среди населения; наладить труд школьников для оборонных нужд на предприятиях и в сельском хозяйстве. Со всеми этими сложными задачами советские учителя успешно справились.

«В 1942 году Наркомпрос РСФСР довел до сведения школ и учителей новый учебный план неполных средних и средних школ на 1942-1943 учебный год. Изменения в программах были незначительными, их отличала определенная патриотическая направленность. Исправленные программы курсов предметов гуманитарного цикла средней школы: истории, русского языка и литературы, географии и других - ориентировали на воспитательную работу со школьниками в духе национальной гордости за Россию и русский народ. Так, в программу по литературному чтению 5-7 классов вводились произведения, рисующие борьбу русского народа с внешними врагами: в 5 классе - былина "Илья и Калин-царь", в 6 классе - былина "Застава богатырская" и "М.И. Кутузов" - отрывок из романа Л.Н. Толстого "Война и мир", в 7 классе - "Оборона Царицына" - отрывок из повести Л.Н. Толстого "Хлеб". Из программы по литературе 8 класса исключался ряд произведений, другие предлагалось изучить в обзорном плане в связи с анализом творческого пути тех или иных писателей и поэтов. В программе по биологии указывалось, что изучение ботаники должно содействовать привитию у учащихся сельскохозяйственных знаний и навыков.

Преподавание всех школьных предметов организовали в соответствии с требованиями военного времени - учебный материал каждого урока связывался с конкретными событиями Великой Отечественной войны. При изучении физики учащихся знакомили с работой двигателей в танках, самолетах, автомобилях, с применением электричества в военном деле. Основное внимание в программе по химии уделялось развитию необходимых навыков в противовоздушной химической обороне. В учебный план по географии входили темы как: "Ориентирование и работа с компасом во дворе и на поле", "Топографическая карта и ее чтение", "Глазомерная съемка во дворе и на поле".

На уроках русского языка увеличился удельный вес самостоятельных работ. Изложения и сочинения выполнялись учащимися всех классов. Сочинения писались как на литературные, так и на общественно-политические темы, например: "Кем я хочу быть", "Чем я помог фронту" и другие. При проведении диктантов использовался газетный материал, отражающий подвиги бойцов, комсомольцев и пионеров, который подбирался с учетом возрастных особенностей учащихся.

Особое значение в годы войны придавалось преподаванию истории. Курс истории СССР, введенный в программу средней школы в 1943 году, рекомендовал учителю подробно ознакомить школьников с успехами русского военного оружия, талантливыми полководцами России, битвами, определявшими судьбу страны на долгие годы. Учащиеся рассматривали стратегию побед Александра Невского и Дмитрия Донского, битвы А.В. Суворова и М.И. Кутузова, изучали историю международных отношений с Золотой Ордой, со странами Скандинавии и Западной Европы.

Особое внимание в системе образования обращалось на военное обучение школьников. В общеобразовательных школах вводилась военная подготовка учащихся. В учебный план данной дисциплины внесли проведение строевых занятий, изучение средств и правил противовоздушной и противохимической защиты, санитарное дело.

В ноябре 1941 года Наркомпрос РСФСР издал приказ "Об организации военно-допризывной подготовки учащихся 8-10 классов средних школ". В соответствии с программой старшеклассники обучались по 110-часовой программе. Кроме того, ученикам 9-10 классов на физическую подготовку отводилось дополнительно 15 (в 9 классе) и 35 (в 10 классе) часов.

Особое внимание в данной программе уделялось физической подготовке учащихся. Упражнения носили преимущественно военно-прикладной характер: ходьба на значительные расстояния, походы, марши, бег на выносливость, прыжки, строевая, лыжная подготовка, военно-физкультурные игры.

Программа содержала и теоретическую часть. Во всех школах вводились оборонные дни (1-2 дня в неделю), в рамках которых проводилась политико-массовая работа, связанная с изучением темы "Красная Армия и Военно-морской флот в Отечественной войне с фашизмом", а также кружковая военно-оборонная работа.

С 1942-1943 учебного года во всех школах страны был введен и специальный новый предмет - военное дело: начальная и допризывная подготовка в 5-10-х классах и военно-физическая подготовка в 1-4-х классах. На изучение данной дисциплины отводилось 850 часов. Обучение по этой программе было направлено на подготовку дисциплинированных, физически крепких и выносливых юношей, овладевших военным делом, способных действовать в составе отделения и взвода, а также на подготовку девушек к выполнению обязанностей санитарных дружинниц, радисток, телеграфисток и телефонисток. В соответствии с программой в 7-10-х классах по военному делу вводились переводные и выпускные испытания для юношей и девушек раздельно. Кроме того, учащиеся знакомились с уставами и организационной структурой Советской Армии, с отдельными родами войск, с боевой техникой и тактикой современной войны. Для преподавания этого предмета назначались военные руководители из числа среднего и младшего командного состава запаса, получившие подготовку для занятий со школьниками, а также из числа учителей, прошедших военное обучение для проведения занятий с учащимися».

Как же все эти мероприятия отразились на жизни нашей школы. Изучив сохранившиеся журналы Шенталинской поселковой средней школы Денискинского района Куйбышевской области, мы составили следующие таблицы

Мы исследовали содержание журналов 4-го, 7-го, 8-го и 9-го классов. При этом выяснили, что количество изучаемых предметов составляло в 4 –ом классе – 10, часть из которых не изучается в современной школе – арифметика, грамматика, естествознание, военное дело.

В 7-9 классах появляются такие предметы как тригонометрия, основы дарвинизма, конституция.

Интересно то, что в старших классах уже не изучаются такие предметы как пение, рисование.

Мы показали таблицы учителям предметникам и узнали, соответствуют ли темы, изучаемые по предметам в современной школе, с теми, что школьники изучали в 40 –е годы. И вот какие результаты мы получили:

  1. В четвертом классе темы по арифметике не совпадают с теми, что изучаются в настоящее время, зато темы по грамматике (русский язык) практически полностью совпадают. По чтению совпала только одна тема «Гаврош» В.Гюго. В настоящее время в 4 классе не изучаются предметы история, география, естествознание, темы, которые проходили на этих предметах в современной школе изучают на уроках «Окружающего мира». Кроме тех, в которых упоминается имя Ленина и Сталина.
  2. В седьмом классе большинство тем по русскому языку, литературе, химии, физике, географии, геометрии в современной школе изучается в 8-9 классах. Практически полностью совпадают темы для изучения по истории и алгебре. В настоящее время в 7 классе не изучаются предметы Конституция и Военное дело. Темы по естествознанию изучаются в курсе биологии.
  3. В восьмом и девятом классе совпали темы для изучения по алгебре и геометрии, химии, многие темы по физике изучаются в 7 классе. По литературе темы «Евгений Онегин», «Герой нашего времени» в настоящее время изучают в 9 классе, а темы по истории «новгородская республика», «Французская революция» изучаются в 7 классе, современные школьники не изучают теорию Маркса и Энгельса. В настоящее время в 8-9 классах не изучают такой предмет как «Основы дарвинизма»
  4. Мы узнали, что из себя представляли, некоторые неизвестные для нас сегодня предметы.

Тригонометрия - (от греч. τρίγονο (треугольник) и греч. μετρειν (измерять), то есть измерение треугольников) — раздел математики, в котором изучаются тригонометрические функции и их приложения к геометрии. Данный термин впервые появился в 1595 г. как название книги немецкого математика Бартоломеуса Питискуса (1561—1613), а сама наука ещё в глубокой древности использовалась для расчётов в астрономии, геодезии и архитектуре.

Тригонометрические вычисления применяются практически во всех областях геометрии, физики и инженерного дела. Большое значение имеет техника триангуляции, позволяющая измерять расстояния до недалёких звёзд в астрономии, между ориентирами в географии, контролировать системы навигации спутников. В школе СССР имела статус учебного предмета.

Основы дарвинизма - В 1939 курс эволюционного учения, входивший в предмет биология, был переработан и получил название "Основы дарвинизма". В его содержание были включены теория Ч. Дарвина, учение И. В. Мичурина о преобразовании растений, учение М. Ф. Иванова о преобразовании животных, теория А. И. Опарина о возникновении жизни на Земле, теория Ф. Энгельса о происхождении человека. Новый курс стал называться основами дарвинизма. Этот завершающий курс обобщал знания уч-ся о живой природе, знакомил с законами развития органического мира.

Военное дело – предмет включал в себя физическую и военную подготовку. В связи с введением данного предмета, который насчитывал 140 часов, было сокращено количество часов естественно – научных и социально гуманитарных предметов.

«Шло постепенное совершенствование и учебно-воспитательного процесса. В октябре 1943 г. вышло указание Наркомпроса РСФСР «Об улучшении контроля за работой школ и учителей и постановке учёта знаний учащихся», а в январе 1944 г. было опубликовано постановление СНК РСФСР «О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы». 21 июня 1944 г. вышло постановление СНК СССР «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе», которое устанавливало обязательную сдачу выпускных экзаменов учащимися, оканчивающим начальную и семилетнюю школу и экзамены на аттестат зрелости оканчивающими среднюю школу; награждение золотой и серебряной медалями учащихся отличников, оканчивающих среднюю школу. Введение в жизнь этих документов сыграло положительную роль в борьбе за повышение качества учебно-воспитательной работы школ».[3 с. 3-4] Несмотря на данные постановления из изученных журналов можно сделать вывод о том, что качество знаний учащихся 7,8, 9 классов было не очень высокое.

2.3. 2 Содержание книги приказов за 1941 – 1945 гг.

Также мы изучили книгу приказов поселковой Шенталинской школы за 1941- 1945 годы и узнали много интересного.

Например, из приказа № 39 от 6 марта 1943 года мы узнали, что « на основе постановления НКО по школе устанавливается караульная служба. На караул назначаются учащиеся 7-10 классов, согласно устава по очереди, а по нарядам вне очереди. Ответственным за несение караульной службы назначался военрук школы». Это значит, что школа, как и другие учреждения, находилась на военном положении, а ученики наравне со взрослыми должны были нести караульную службу.

И ещё один интересный факт военруком школы в 1941- 1943 году была женщина, об этом свидетельствует приказ № 26 от 6 октября 1942 года &3 «Оборудовать военно-физкультурный уголок в 10 классе. За сохранность военно- физкультурного имущества возложить ответственность на военрука школы Кабакову С.В.»

Еще одно свидетельство из истории школы, которое нас очень удивило, это то, что учащиеся 8-10 классов должны были платить за свое обучение. Плата составляла 75 рублей в полгода, то есть оплата за год составляла 150 рублей ( для сравнения зарплата уборщицы в школе в месяц составляла от 50 до 70 рублей) В соответствии с приказом №28 от 28 октября 1942 года от платы освобождались дети рядового, младшего и начальствующего состава по предъявлению справок директору школы. Если учащийся не вносил плату за обучение, то его исключали из школы. Так в приказе № 43 от 9 декабря 1941 года записано, что « За неуплату за обучение за первое полугодие учащихся поселковой Шенталинской средней школы отчислить из школы следующих учащихся: 9-й класс Герасимову, Давыдову, Карлову, Лизунову, Поликарпову, Санникова,10-й класс Богданову, Кшен П., Кшен В., Федина, Французова». И таких приказов несколько в основном каждые полгода за неуплату из школы исключались от 10 до 15 учащихся. Несмотря на тяжелое военное время в школе функционировал драмкружок, и его участники давали в госпитале концерты. Приказ № 37 от 17 февраля 1943 года « В дни Великой Отечественной войны большую роль играет культмассовая работа среди учащихся на селе. Драмкружок нашей школы под руководством учительницы Тумановской В.И. провел немалую работу. Силами драматического и хорового кружков в РДК и госпитале проведено более 10 – ти художественных постановок собрано в фонд обороны 2000 рублей. Качество выступлений хорошее.»

Во время войны в школе была установлена очень строгая трудовая и учебная дисциплина. Так, например, в приказе № 42 от 29 ноября 1941 года было написано: «На основании указа президиума Верховного Совета СССР о прогулах. Уборщицу Бострикову Феклу Николаевну, совершившую опоздание на работу 29 ноября 1941 на 30 минут во время своего дежурства передать дело в народный суд.»

Приказ № 30 от 11 ноября 1942 года

«& 1. В грозные годы отечественной войны позорно нарушить трудовую дисциплину и правила внутреннего распорядка школы. В настоящее время каждый работник тыла проверяется на его отношение к труду и его качественное выполнение. Работать не покладая рук, блюсти дисциплину труда – святой долг учителя в учебной и воспитательной работе школы.

& 2. Учительница истории Френкель Э.Б. за последнее время систематически нарушала внутренний распорядок школы. В 7б классе 6 и 13 октября 1942 года не проводила политинформации. 9 ноября 1942 года не присутствовала на политинформации учителей. Своевременно не оформила классный журнал для 7кл.б, не провела классное собрание. На основании выше изложенного учительнице Френкель Э.Б. объявляю выговор с занесением в личное дело.

& 3. Учительница математики Хяккинен Е.А. 10 ноября 1942 года нарушила правила внутреннего распорядка школы. За опоздание на работу без уважительной причины Хяккинен Е.А. объявляю выговор.

& 4. Учительница химии и биологии Штехер Н.Г. 11 ноября 1942 года нарушила указ о трудовой дисциплине за прогул на 35 минут без уважительной причины Штехер Н.Г. предается суду в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года»

Приказ № 31 от 12 ноября 1942 года

«& 1. На ряд устных предупреждений директора школы и завуча о нарушении внутреннего распорядка школы учительница истории Френкель Э.Б. продолжала нарушать внутренний распорядок школы. 11 ноября был объявлен выговор, но эти меры взыскания оказались недостаточными. 12 ноября явилась на работу с опозданием на 25 минут. Грубо нарушив трудовую дисциплину в военное время.

& 2. Исходя из этого уч-це истории Френкель Э.Б. объявляю строгий выговор с занесением в личное дело и предупреждаю в случае дальнейшего нарушения она будет предана суду и будет осуждена по законам военного времени»

Приказ № 43 от 26 апреля 1943 года

«& 1. Учительница истории Френкель Эсфир Борисовна нарушила указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.40 г. 26.04.43 г раньше на 15 минут ушла с урока из 8 кл. «Б». 28.04.43 г. Опоздала на занятия на 30 минут, что является срывом урока.

& 2. На основании вышеуказанных фактов дело о прогуле Э.Б. Френкель передать в народный суд Шенталинского р-на» Притом жесткая дисциплина распространялась не только на преподавателей, но и также на учащихся школы, самым жестким наказанием было исключение из школы, причем исключали на разные сроки от нескольких дней до двух лет.

Приказ № 32 от 6 ноября 1942 года.

«& 1. За хищение социалистической собственности в школе ученика 5 «в» класса Дулова Александра и ученика 7 «в» класса Манушкина Александра из школы исключить сроком на 2 года и дело передать в нарсуд.

& 2. Ученик 7 «в» класса Китов Александр систематически нарушает правила поведения уч-ка, по поведению имеет плохую оценку за 1 четверть. 24.11.42 г. в классе разбил оконное стекло. За проявленные поступки Китову Александру объявляю строгий выговор. Одновременно предупреждаю, что если он не улучшит свое поведение, то подлежит исключению из школы»

Приказ № 57 от 9 ноября 1943 года.

«& 1. За систематическое невыполнение правил поведения уч-ся, за грубость с учителями и за неуспеваемость исключить из школы ученика 4 кл «в» Хисмудинова сроком на один год. Постановление педсовета прилагается.

& 2. За нарушение правила поведения уч-ся объявить выговор уч-ся: Шалтганову В. (3 «а»), Суфьянову (3 «а»), Кузнецову (3 «а»), Галееву (3 «а»), Петрову (3 «а»), Хисмудинову (4 «в»), Черыгивцеву (5 «в»)

& 3. Настоящий приказ зачитать на школьных собраниях» Условия военного времени наложили существенный отпечаток на учебно-воспитательный процесс в школе. Занятия проходили при остром дефиците учебников, учебных пособий, письменных принадлежностей. Из-за недостатка бумаги использовали поля старых книг и газет, обои, ненужные документы. Ученические ручки заменялись самодельными палочками с приделанными к ним стальными перьями. Чернила изготавливали из сажи и красной свеклы, вместо мела использовали белую глину. Карандаши, если они были, резали на части, чтобы обеспечить всех учеников. Занятия зачастую проводили при керосиновых лампах и свечах.

Отопление школы проводилось дровами, классы освещались керосиновыми лампами. Занятия продолжались до 7 часов вечера. Об этом свидетельствует следующий приказ. Заготовкой дров занимались учащиеся и учителя школы.

Из приказа № 34 от 9 декабря 1942 года

«& 1. Настоящим приказом довожу до сведения истопников, уборщиц и завхоза школы о том, что отопление печей производится по всем правилам:

  1. Завхозу школы Епанешникову Е.С. проверить все печи, дымоходы и трубы и доложить мне к 11 .12 -42.
  2. Систематически производить чистку золы.
  3. Отопление производить пилеными и колотыми дровами длиной 50 см.
  4. Истопники приступают отопить печей и голанок с 1 часа ночи и заканчивают топку к 4 часам утра.
  5. Истопники тщательно следят во время отопления галанки и после отопления плотно закрывают все трубы и задвижки печей.

& 2. Выдачу керосина производит завхоз школы. После всех занятий к 7 часам все лампы собираются и сдаются завхозу школы до следующего дня.»

Нужно отметить, что в здании нашей школы в 1943- 1946 годах функционировал эвакогоспиталь № 4440, и ученики школы часто бывали в нем, выступали с концертами, помогали ухаживать за ранеными.

2.3.3 Школа и госпиталь.

В 1943 году в здании школы был открыт эвакуационный госпиталь № 4440. Госпиталь был рассчитан на 265 коек. В нем было два отделения: первое располагалось в школе (на 200 коек), второе – в здании больницы (на 65 коек). Начальником госпиталя был Солдатченков Иван Алексеевич, позже его сменил Долинский.

В коллектив госпиталя входили хирурги Строганова Е.В. и Инчина А.И., Врач- терапевт Нейман, Медицинские сестры - Науменко, Лейкина, Молебнова, Богданова, Грачева.

В Шенталу приходили эшелоны с ранеными до 200 человек. Сначала врачи и медсестры участвовали в разгрузке эшелонов, а затем по несколько суток не выходили из операционной.

Население с пониманием отнеслось к созданию госпиталя. Люди приносили постельные принадлежности, одежду, продукты питания и т.д. Школьники выступали с концертами, раненые очень ждали их.

За время существования госпиталя умерло всего два человека. Один, его звали Байсары Исмангулов, попал под поезд, другой был смертельно болен. В свое время ученики нашей школы встречались с родственниками Байсары Исмангулова, по настоящее время мы ухаживаем за его могилой на христианском кладбище.

Нелегким был труд сотрудников госпиталя. Им приходилось принимать на себя боль и страдания воинов. В госпитале работали лучшие врачи и медсестры, среди них Инчина Анна Ивановна и Молебнова Валентина Ивановна о них пойдет речь далее.

Инчина Анна Ивановна родилась 26 июля 1912 года в селе Старое Борискино Оренбургской области. Ее отец был фельдшером (окончил школу фельдшеров в Киеве.) Окончив в селе четыре класса, уехала в мордовскую школу №15 в Самару. После её окончания один год училась на учителя, затем работала, но вскоре поняла, что это не для неё.

В начале 30-х годов поступает в Самарский мединститут, который заканчивает в 1936 году. По направлению она приехала работать в Шенталу главным врачом. Фактически Анна Ивановна стала организатором и создателем больницы в Шентале.

В 1941 году, когда началась война, А.И. Инчина мобилизуется в ряды РККА. Она направляется на работу в Самару, где занимает должность старшего ординатора в госпитале № 1616.

В 1942 году в Челно - Вершинах открывается госпиталь. Анна Ивановна просит направить её туда на работу. Чтобы быть поближе к детям (Дочери было 5 лет, сыну -2 года.) В 1943 году она переведена в Шенталу, в открывшейся госпиталь № 4440.

Анна Ивановна становится начальником отделения госпиталя. Совсем недавно нами была обнаружена справка, выданная Инчиной А.И. , где говорится, Что, находясь на службе в госпитале она получала « …Оклад- жалованье ежемесячно 1237р.50к …….с удержанием подоходного налога 83р., в/ налога 85 р. за малодетность-4-12 р., заем 160р. И выдавалось на руки- 514р88 коп».

Кроме денежного довольствия выдавался продовольственный паек.

Несмотря на то, что труд врача так невысоко оплачивался, Анна Ивановна работала, не покладая рук. Порой по несколько суток не приходила домой, где ждали её маленькие дети. Может быть, поэтому в госпитале почти все раненые получали полное выздоровление. После войны её назначают главным врачом Шенталинской больницы, под началом этого врача удается ликвидировать полыхающие в те времена в районе инфекции трахомы, брюшного тифа, дифтерии.

С 1951 по 1979 год Анна Ивановна заведует акушерско-гинекологическим отделением, работает акушер - гинекологом в районной больнице. За годы работы тысячам женщинам она спасла жизни, вернула здоровье, помогла стать матерями. Тысячи новорожденных прошли через её руки. Она была прекрасным хирургом, акушером, выполнившим тысячи операций и вынесшим все трудности военного и послевоенного периодов.

Кроме того, она была прекрасным психологом, очень обаятельным и жизнелюбивым человеком. Анна Ивановна воспитала вместе со своим мужем Чувашевым Михаилом Ивановичем двух замечательных детей. Генриетта Михайловна Чувашева, заменила мать, став высококлассным акушером - гинекологом, проработала в Шенталинской районной больнице более 30 лет.

За долголетний, добросовестный труд по охране здоровья населения района А.И. Инчиной присвоено в 1959 году высокое звание « Заслуженный врач РСФСР», в 1966году она была награждена орденом Ленина. Но лучшая награда за её труд - её доброе имя, которое будет передаваться шенталинцами из поколения в поколение.

Медицинской сестрой госпиталя работала жительница Шенталы Валентина Ивановна Молебнова.

Молебнова Валентина Ивановна родилась 28 сентября 1924года.

В 1943 году закончила 10 классов в Шенталинской средней школе. Ей предложили пройти курсы медсестер в течение шести месяцев. Преподавали Инчина Анна Ивановна, Мордвинцова Мария Александровна и другие врачи и медсестры. После окончания курсов, в 19 лет пошла, работать в госпиталь. Из 12 выпускниц в госпитале осталось работать трое: Валя Молебнова, Паша Курбатова и Аня Грачева.

Валентина Ивановна вспоминает: « Раненных часто привозили с фронта даже не перевязанных, клали на пол, на солому, так как не было места. Больные были разные, к каждому нужен был особый подход. В очень тяжелом состоянии был Звягин. Он был весь загипсован: от грудной клетки до ног. Только через 6 месяцев сняли гипс, потом долго лечили гнойные раны. Ухаживали за ним как за маленьким ребенком. Он был очень доволен, писал благодарности». Также благодаря воспоминаниям Молебновой удалось узнать, что в госпитале было свое подсобное хозяйство на Черной Речке, где работал медперсонал и выздоравливающие раненые. На том месте, где сегодня находится пришкольный участок, во время войны был клуб и раненые ходили туда смотреть фильмы, а неходячих приносили на носилках.

Валентина Ивановна награждена медалью « За победу над Германией»

В 2001 году учащимися нашей школы на месте, где находилось здание Поселковой Шенталинской средней школы был, поставлен памятник работникам госпиталя №4440.Открытие памятника произошло в торжественной обстановке 1 сентября 2002 года. На открытии присутствовали бывшие работники госпиталя, в том числе Инчина Анна Ивановна.

24.04.2017

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016