И музы не молчали

МБОУ "СОШ № 52 ст. Карамыш", поселок железнодорожной станции Карамыш, Саратовская область, ст. Карамыш
2017  г.
КонкурсВсероссийская акция "Уроки памяти"
НоминацияКонкурс для учителей

Урок памяти ко дню победы в Великой Отечественной войне. Мероприятие для учащихся 7-11 класса.

И музы не молчали.

Война! Жесточе нету слова! Война! Страшнее нету слова! И на устах у всех иного Уже не может быть и нет! 1941 год «Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены каземата. С потолка сыпалась штукатурка. И сквозь оглушительный вой и рев все яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов. Рвануло где-то совсем рядом. — Война! — крикнул кто-то. — Война это, товарищи, война! …Наружную дверь смело взрывной волной, и сквозь нее видны были оранжевые сполохи пожаров. Тяжко вздрагивал каземат. Все вокруг выло и стонало. И было это 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут по московскому времени».

На защиту Родины встал весь народ. Взрослые сильные мужчины добровольцами уходили на фронт. Женщины записывались на ускоренные курсы медсестер и шли в бой вместе с воинами. Дети и старики вставали к станкам, продолжали сеять хлеб. Тыл был поддержкой для фронта. Чем могли помочь в борьбе с фашизмом художники, музыканты, артисты театров, писатели, поэты? Казалось бы во время войны – не до искусства. Когда говорят пушки, Музы молчат. Но музы не молчали. Творческие люди своими творениями поддерживали боевой дух наших воинов.

Плакат Великой Отечественной войны — одно из самых запоминающихся и ярких художественных событий культуры ХХ века. Его убедительность и высокий патриотический пафос во многом объясняются профессионализмом советских художников-плакатистов, их большим жизненным опытом и умением ясно говорить средствами плакатной графики.

Большая часть советских агитационных плакатов времён Великой Отечественной войны были созданы группой художников в рамках проекта «Окна ТАСС». Такие изображения тиражировались с помощью трафаретов и, как правило, вывешивались на специальных стендах в Москве и других городах.

Плакаты «Окон ТАСС» вошли в историю Великой Отечественной войны героической страницей как один из грозных видов идеологического оружия. Плакаты делались, как правило, мастерски и обладали большим воздействием на зрителя, их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии.

В создании плакатов участвовали многие талантливые художники: А. Дейнека, Б. Пророков, А. Бубнов, Ю. Пименов, Кукрыниксы - всего 125 художников-профессионалов высокого класса. Над текстами работали 83 писателя и поэта, в их числе П. Антокольский, Н. Асеев, В. Лебедев-Кумач, А. Жаров, С. Михалков, К. Симонов, И. Эренбург и другие. В 1942 году труд девяти авторов «Окон ТАСС» - С. Маршака, Кукрыниксов, П. Соколова-Скаля, Г. Савицкого, Н. Радлова, П. Шухмина, М. Черемных - был отмечен Государственной премией СССР.

Особое место в плакатном искусстве эпохи Великой Отечественной войны занимает творческое объединение Ленинградских художников «Боевой карандаш». Родилось оно во время советско-финской войны, и снова возродилось в Великую Отечественную.

Биография коллектива Кукрыниксы

ПсевдонимКукрыниксы составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР. Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина.

Первым плакатом, расклеенным на стенах домов 23 июня 1941 года, был лист художников Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», изображавший Гитлера, вероломно нарушившего Пакт о ненападении между СССР и Германией, и красноармейца, вонзившего штык в его голову.

Женщина со строгим лицом смотрит прямо в глаза, она держит в руке текст Военной присяги, священный долг перед Отчизной. Эта простая русская женщина олицетворяла для всех высокое и святое понятие – Родина.

Плакаты призывали народ грудью встать на защиту Отчизны, громить ненавистного врага.

Женщины, старики, дети заменили ушедших на фронт мужчин во всех отраслях народного хозяйства. К ним с призывными лозунгами обращались с плакатов такие же женщины, дети, труженики тыла.

Призывы к бдительности и плакаты с темой «Не болтай!» существовали не только в СССР, но и на Западе.

Плакаты такого типа часто призывали солдат к конкретным действиям, вызывая чувства гнева и желания отомстить врагу.

Плакат оказался одним из самых эффективных средств для выражения чувств всего населения, для призыва к действию, к защите Родины.

Суровые испытания выпали на долю защитников Москвы осенью 1941 года, когда враг вплотную приблизился к столице. В эти дни был создан графический лист, ставший бесспорным шедевром: плакат Н.Жукова и В.Климашина «Отстоим Москву!».

На плакате М. Соловьева «Слава защитникам Москвы» крупным планом изображен столичный рабочий, вступивший в народное ополчение, а также показаны фигуры идущих по улице красноармейцев и медаль «За оборону Москвы».

Распространяемые в глубоком тылу немцев плакаты - это весточка великой Родины, напоминание о том, что друзья близко. Население, лишенное советского радио, советской печати, сплошь и рядом узнает правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся плакатов...

Бесстрашие, героизм и фронтовое братство советских воинов воспели плакаты Н.Жукова «Немецкий танк здесь не пройдет!», А.Кокорекина «Когда бронебойщик стоит на пути...»

Среди многих искренних работ тех дней — лист В.Корецкого «Наши силы неисчислимы». Плакат нес идею создания единого народного ополчения для борьбы с врагом. Художник обратился к символу русского национального патриотизма — скульптуре Мартоса «Минин и Пожарский», которая на плакате олицетворяла Москву и весь многонациональный советский народ

Художники показали трагедию войны; героями их листов были женщины и дети. Плакат В.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», впервые напечатанный в газете «Правда» 5 августа 1942 года, вызывал у бойцов ненависть к врагу.

Одни плакаты раскрывали идею протеста и борьбы, другие показывали беду и страдание так, как она есть, призывая тем самым советских людей к отмщению и помощи тем, кот не в силах сам себе помочь.

На подмогу разведчикам приходят местные жители. Тихо, крадучись во мгле по деревенским улицам и проулкам, осторожно обходя немецкие караулы и патрули, бесстрашные патриоты расклеивают, а в том случае, когда это не удается, раскладывают на земле цветные полотнища советских плакатов

Ни днем, ни ночью врагу не будет покоя.

Победа под Сталинградом продемонстрировала всему миру несгибаемую силу бойцов и мощь Красной Армии, сумевшей противостоять многотысячной немецко-фашистской армаде и отбросить врага от Волги

По своему духу, по способности мобильного отклика на события сегодняшнего дня, плакат оказался одним из самых эффективных средств.

Все сюжеты, объединенные в один плакат, оставляют яркое впечатление. А в годы войны они были еще, несомненно, и умелой агитацией, потому что вдохновили людей на подвиги и труд, рассказывали о силе народа, внушали веру в победу.

Художникам нередко приходили письма. В одном из них были такие слова: «Смотришь на ваши плакаты, и становится легче дышать. Верим, наш народ непобедим!»

Плакаты приобрели необычайную популярность. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становилось народной молвой.

Чем ты помог фронту?

Этот плакат можно было видеть повсюду: на домах, ограждениях, у входа на предприятия .

В 1944 году художнику Л.Голованову в плакате «Дойдем до Берлина!» удалось создать запоминающийся образ воина. Прототипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный герой — снайпер Голосов, фронтовые портреты которого легли в основу знаменитого листа.

Торжество духа и силы народа, одолевшего фашизм - главная идея, объединяющая плакаты, третьего, победного этапа войны. Частым стал мотив радостной встречи бойца-красноармейца освобожденными от фашистского плена жителями.

«Сынок родимый мой! Словами не сказать...» и счастье женщины, обнимающей воина, на плакате В.Иванова «Ты вернул нам жизнь!», явились выражением народной любви и гордости за своих героев.

Победа! И звезды по-новому светят!

Победа! И солнце светлее горит!

Весенний, победный, стремительный ветер

Летит над Отчизной и дух веселит.

Образ советского солдата олицетворяет нашу несокрушимую армию-победительницу, потому что все, от рядового до маршала, с гордостью называли себя этим высоким званием – солдат.

Известие о победе и окончании войны стало самым знаменательным событием 1945 года. В мае Москва украсилась многочисленными красочными плакатами, выполненными В.Ивановым, В.Корецким, А.Кокорекиным, В.Климашиным, Л.Головановым. Художники прославляли советский народ и его героических воинов. Плакат Великой Отечественной войны под залпы салютующих орудий и радостное ликование победителей торжественно ушел в историю.

Во время войны художники совершили самый настоящий подвиг.

Поднимаясь с помощью веревок на высотные здания Москвы и Ленинграда, они разрисовывали крыши так, что сверху пролетающие немецкие самолеты не могли узнать очертания Кремля, соборов и вообще не понимали, где находятся. У них создавалось впечатление, что под ними расположена какая-то деревня: стога сена, неказистые избенки, домашний скот. В недоумении фашисты разворачивались назад. Ведь приказом для них было сбросить бомбы на Москву и Ленинград. В Петергофе архитекторы, не имея возможности вывезти многотонные скульптуры, закапывали их в землю. Фашисты, прорвавшись в пригороды Ленинграда, буквально ходили по бесценным произведениям искусства. Они не могли понять, как и куда их могли вывезти.

Ленинградцы продемонстрировали всему миру пример стойкости и мужества. Во время блокады в погибающем от голода городе продолжал работать театр.

Именно в этом театре состоялось первое исполнение Седьмой Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича.

Шостакович родился, учился, жил, работал в Ленинграде и начал писать симфонию впечатленный тем, как героически защищают свой город его жители.

Во время блокады в Ленинграде Шостакович вместе со студентами выезжал за город на рытьё окопов, дежурил на крыше консерватории, а когда стихал грохот бомб, снова приступал к сочинению симфонии.

Дежурить шёл, надев комбинезон И то и дело каску поправляя. С консерваторской крыши видел он Весь Ленинград, до заводских окраин. Затишье страшно стиснуло виски, Достал, спеша, огрызок карандашный И чистые эскизные листки И - на бумагу замысел вчерашний. На этот, в нотных контурах листок, Как будто знак иного звукоряда, Внезапно пепел неостывший лёг Сгоревшего Бадаевского склада. Такое чувство брезжило в душе, Как будто в самом воздухе Седьмая Жила неслышно до него уже, А он лишь ловит звуки, ей внимая.

Фашисты изображали его на своих листовках в пожарной каске. Они видели в нем врага. Исполнение симфонии в осажденном городе – было сродни подвигу. В то время из всего состава оркестра осталось всего 15 человек. Остальные умерли от голода. Музыкантов искали и собирали на фронтах. По радио было объявлено о регистрации оставшихся в живых музыкантов филармонии – их набралось всего 28 человек. Один приковылял в филармонию самостоятельно, других вели под руки. Флейтиста привезли на санках – у него не двигались ноги. Дирижер Элиасберг, шатающийся от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов. Разыскали и созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом, хотя на передовой каждый человек был на вес золота. Первая репетиция симфонии это самая удивительная репетиция в истории мировой музыки. Восемьдесят измождённых людей смотрели друг на друга полными слёз глазами и гордились, что не только выжили в эту страшную блокадную зиму, но и играли. Всего пятнадцать минут длилась первая репетиция, на большее не хватило сил, но всем стало ясно – оркестру быть. Музыканты стали получать дополнительно горячие обеды.

Премьера состоялась. В зале не было свободных мест. Был нарушен режим светомаскировки. В зале были зажжены все люстры, а во время исполнения в городе не разорвалась ни одна бомба. Зенитчикам был дан приказ непрерывно подавлять позиции противника, чтобы обеспечить концертное исполнение великого произведения.

Сейчас мы прослушаем тему «Нашествие» из седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича.

Ролик.

В самое тяжелое время, когда фашисты почти вплотную подошли к Москве, для поддержки боевого духа солдат на фронт выезжали концертные бригады. Особенно бойцы любили выступления великой русской певицы Лидии Андреевны Руслановой.

Послушайте в её исполнении любимую песню фронтовиков «Очаровательные глазки».

Ролик.

Поэты и писатели в литературной форме сохранили для нас память о событиях, происходивших на войне. Эта память нужна молодым поколениям, чтобы не допустить возрождения фашистских националистических идей.

Ролик.

Чевствуем погибших и живых, Тех, кто пал, Отчизну защищая, Имена навек запомним их, Жизнь они свою за нас отдали.

С каждым годом все короче ряд Очевидцев тех боев кровавых, Пусть же взрывы больше не гремят, Не тревожат засторелой раны.

Ваш геройский подвиг не забыть, Пусть года бегут неумолимо, Но сирени бархатная кисть В вашу честь цветет неопалима!!!

На этом наше мероприятие закончено. Спасибо всем за внимание.

Напоминаем, что завтра состоится конкурс патриотической песни к празднику Великой Победы. Приглашаем всех принять в нем участие.

Список использованной литературы

  1. Агитация за счастье. Советское искусство сталинской эпохи. - Дюссельдорф-Бремен, 1994.
  2. Аннинский Л. «Рус, сдавайся!» //Родина.- Весна.- 1996.-№5.-С.65.
  3. Великая Отечественная война 1941-1945. Иллюстрированная энциклопедия. Военная печать, листовки, плакаты. - М.: «Олма – ПРЕСС Образование», 2005, С. 118-123.
  4. Великая Отечественная война 1941-1945.Энциклопедия. Плакат. - М., «Советская энциклопедия»,1985, С.562-563.
  5. Демосфенова Г.Л. Советские плакатисты – фронту. М.: «Искусство», 1985.
  6. Денисовский Н.Ф. Окна ТАСС. М.: Плакат, 1977.
  7. Иванов В.С. Как создается плакат. М.: Плакат, 1980.
  8. Иванов Н. Да скроется тьма! //Юный художник. - 2004.-№6.- С.3-5.
  9. История советского искусства. Живопись,скульптура,графика.-т.2.- М.,1968
  10. Карикатура: БСЭ: В 11т.- М.: «Советская энциклопедия», 1973, С.426-427.
  11. Кирхнер К. Военные листовки. //Родина.- 1996.-№5.-С.62-64.
  12. Корецкий В.Б. Заметки плакатиста. М.: Советский художник», 1958.
  13. Корецкий В.Б. Товарищ плакат. Опыт, размышления. М.: Плакат, 1981.
  14. Ленинградские «Окна ТАСС» 1941-1945 гг. Каталог. Составители Селиванова И.В., Школьный Н.Н. Спб., 1998
  15. Москва в плакате. Книга 2. М.: «Контакат-Культура», 2002.
  16. Никифоровская И.В. Художники осаждённого города. - Л.,1985.
  17. Плакаты – фронту и тылу. 1941-1945. Составитель Сырцова Ю.Б. Каталог. – 1990.
  18. Плакаты войны и победы. 1941-1945. М.: «Контакт-Культура», 2005.
  19. Савостюк О. Плакат приближал Победу // Юный художник. - 2005.-№4.- С.26-27.
  20. Суздалев П.К. Советское искусство в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы.- М.,1963
  21. Ткачёв А.П., Ткачёв С.П. Они сражались за Родину // Юный художник. - 2005.-№4.- С.1-5.
  22. Художники города - фронта. Воспоминания и дневники ленинградских художников.- Л. «Художник РСФСР», 1973.
  23. Энциклопедический словарь юного художника.- М.,1983, с.277-278
  24. Энциклопедия для детей. Искусство, т.7.- М., «Аванта», 1999, с.627-628

30.04.2017

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016