Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Технологическая карта внеклассного мероприятия
Тема: «Песни Великой Отечественной войны» (к 70-летию Победы)
Класс: 2 класс
Учитель: Сипилина Е.Ю.
Цель: воспитание у учащихся любви к Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его подвигам, воспитание патриотических чувств
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;
– воспитание гражданственности личности, любви к Родине, уважение к истории России.
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие патриотических чувств, уважения и эмоционально – нравственной отзывчивости;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией
- формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей;
- формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
- формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками,
- освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
Ключевые вопросы: Нужны ли песни на войне? Какие песни поют на войне?
Формы организации деятельности детей: фронтальная, парная, групповая
Оборудование занятия: мультимедийное оборудование, музыкальные композиции, музейная экспозиция, посвящённая ВОВ.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№ |
Этап занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1 |
Организационный |
Вступительное слово учителя |
Регулятивные (настрой на деятельность) |
|
2 |
Актуализация знаний |
Задает вопросы. - Почему мы сегодня именно на этой экспозиции? - О чём мы можем говорить, что обсуждать? |
Отвечают на вопросы. Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками |
Коммуникативные (формулировка собственного мнения), регулятивные |
3 |
Постановка учебной задачи |
Сообщает тему занятия -Мы будем говорить о песнях. Чему вы удивились? |
Формулируют проблемные вопросы Как связаны песни и война? Зачем на войне нужны песни? Высказывают гипотезы. |
Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), коммуникативные (оформлять свои мысли в устной форме) |
4 |
Решение учебной задачи оо |
Организует побуждающий диалог. Знакомит с историей песни «Вставай, страна огромная». Приложение 1 - Какие вы знаете военные песни? Почему «Катюша» в кавычках? Приложение 2 Какая роль была у этих песен на войне? Какие мелодии должны быть у этих песен? - Подойдите к той экспозиции, где могла звучать эта песня. Приложение 3 Какая роль была у этих песен на войне? Какие мелодии должны быть у этих песен? Приложение 4 - Какие песни могли звучать в госпитале? Кто пел в госпиталях? Приложение 5,6 -Что мог сделать раненый лейтенант первым делом, когда пришёл в себя? Читает фрагмент солдатского письма из госпиталя. Приложение 7 - Попробуйте представить жизнь людей в тылу. Чем они занимаются? Сообщает сведения из истории г.Буя в годы войны (по материалам музейной экспозиции) -Какие песни поют люди в тылу? -Почему поют частушки? О чём могут они быть? -Не всем солдатам повезло, как этому. Посмотрите на письмо, лежащее на столе. Что это? Приложение 8 |
(фронтальная работа) Прослушивают запись звуков раннего утра, потом голос Левитана об объявлении войны предполагают, какая песня может прозвучать, определяют её роль в истории войны. Прослушивают фрагмент песни «Катюша» (парная работа) Изучают куплет песни «Катюша», отвечают на вопрос: Почему «Катюша» в кавычках? Прослушивают фрагмент песни «Три танкиста», определяют роль этих песен в истории войны. (Групповая работа) Изучают куплет песни «В землянке», «Тёмная ночь», определяют место в экспозиции музея. Прослушивают фрагменты песен «В землянке», «Тёмная ночь», «Синий платочек», делают выводы о роли этих песен в истории войны. Прослушивают песню «По полю танки грохотали», определяют следующую экспозицию. Высказывают свое мнение Высказывают свое мнение Ученик относит письмо-треугольник в экспозицию «Дом». Высказывают свое мнение Прослушивают фрагмент мелодии частушек, предполагают их содержание. Прослушивают 2-3 частушки. Похоронка. (Звук метронома) Минута молчания |
Познавательные (анализ, синтез, группировка различных фактов, сведений), коммуникативные, (умение слушать и слышать, учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой) Личностные (нравственно-этическое оценивание, умение выделять нравственный аспект поведения) регулятивные (оценка своей деятельности) |
5 |
Рефлексия деятельности |
- Какие вопросы вы задавали в начале урока? Нужны ли песни на войне? Зачем? Зачем мы говорим о войне, которая закончилась 70 лет назад? - Какая песня должна прозвучать сейчас? |
Подводят итог. Высказывают предположения. Прослушивают фрагмент песни «Поклонимся великим тем годам» |
Коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации), регулятивные (оценка своей деятельности), личностные (нравственно-этическое оценивание, умение выделять нравственный аспект поведения) |
Приложения
Приложение 1
«Вставай страна огромная»
Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года , одновременно в газетах « Известия » и « Красная звезда » были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию.
26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд. В мае 2005 года, в память об этом событии, на здании вокзала установлена мемориальная доска.
Приложение 2
Автор музыки «Катюши» — Матвей Блантер , автор слов — Михаил Исаковский . Впервые исполнена 27 ноября 1938 года . Есть версия, что именно из-за этой песни советские солдаты во время Второй мировой войны дали прозвище «Катюша» боевым машинам реактивной артиллерии серии «БМ» . В 1943 — 1945 популярен был такой куплет:
Пусть фриц помнит русскую «катюшу»,
Пусть услышит, как она поёт:
Из врагов вытряхивает души,
А своим отвагу придаёт!
Песня «Три танкиста» была написана братьями Покрасс на слова Бориса Ласкина и впервые прозвучала в заставке фильма « Трактористы » в 1939 году.
Приложение 3
Блинда́ж ( фр. — «покрывать заслонами») — постоянное или временное подземное сооружение для защиты от пулемётного, артиллерийского, миномётного огня, от напалма и оружия массового поражения и для отдыха личного состава . По своей конструкции напоминает сруб , полностью заглубленный под землю. Поскольку эти строения строились в основном в военное время для размещения штабов , полевых больниц и т. п., то их старались делать как можно более скрытыми от глаз противника.
Приложение 4
Стихотворение «В землянке» написано Алексеем Сурковым, тогда фронтовым корреспондентом, 27 ноября 1941 года на Западном фронте. В феврале 1942 года Сурков передал текст композитору Константину Листову, который сразу же написал музыку.
В начале войны песню пытались запретить за строки "до тебя мне дойти нелегко, а до смерти 4 шага" посчитав их упадническими. Но песня быстро получила признание в частях красной армии разносясь из уст в уста по всем фронтам. Сурков стал делать наброски для репортажа, но получились стихи.
Текст стихотворения Сурков поместил в письме своей жене Софье Антоновне, написав на обороте листка слова «Тебе, солнышко моё!»«Тёмная ночь» — лирическая песня , написанная композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым в 1943 году для фильма «Два бойца»
Приложение 5
Песня «Синий платочек» стала символом Великой Отечественной, даже через много лет после войны Клавдия Шульженко не снимала её с репертуара, а образ самой певицы с синеньким платочком в руках стал хрестоматийным. В 1976 году во время своего юбилейного концерта, открывая его, семидесятилетняя певица вышла на сцену Колонного зала Дома Союзов, держа в руке синий шелковый платок. Зал встал и стоя аплодировал. Эти аплодисменты предназначались не только самой певице, но и песне, прошедшей тяжелейшую войну вместе с солдатами.
Приложение 6
Во время войны в городе Буе было 3 госпиталя. Причём 2 из них находились в школах. Приезжали в госпитали артисты, дети устраивали концерты. В Буйском р-не были детские дома, куда привозили эвакуированных из Ленинграда детей.
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости