Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Выполнил: учитель русского языка и литературы Павлова Ю.М.
Тема: Интегрированный урок русского языка и литературы 8 классе. «Тосно. Район. Ты судьба моя».
( 1, 2 уроки, класс учится не по ФГОС) )
Цели: 1. Дать понятие о цитатах и знаках препинания при них.
2. Познакомить учащихся с биографией и творчеством нашей землячки К. А. Трофимовой.
3. Развивать устную и письменную речь учащихся.
4. Воспитывать любовь к Родине.
Задачи:
1. Ввести понятие «цитаты».
2. Найти сходное и различное между цитатами и прямой речью.
3. Учить расставлять знаки препинания при цитатах.
4. Познакомить с биографией и творчеством Трофимовой К. А.
5. Развивать устную и письменную речь.
6. Воспитывать любовь к родной земле.
Оборудование:
1. Газета, посвящённая современной жизни поэтессы.
2. Видеофильм.
3. Карточки со стихами К. А. Трофимовой.
4. Таблицы.
5. Тетради.
6. Доска.
Ход урока.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
Сегодня на уроке мы обратимся к литературному творчеству нашей землячки Трофимовой К. А., будем читать её стихи, цитировать воспоминания о давно минувших днях.
3.ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.
У каждого человека есть своя Родина, которую он любит несмотря ни на что, делит с ней радости и горести, взлёты и падения. Судьба Отчизны тесно связана с судьбами её сыновей и дочерей.
- Что вы понимаете под словом «РОДИНА»?
Мы любим Россию, но кроме огромной страны, мы любим ещё маленький уголок её , место, где каждый родился и вырос. Именно своё село, улицу, дворик вспоминаем, оказываясь на чужбине. Своей «малой» Родине посвящаем мысли, а иногда и стихи.
Сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве удивительной женщины К. А. Трофимовой. Её жизнь, судьба тесно связаны с судьбой страны, с судьбой нашего района, с. Ушаки. Как и все мы она не выбирала Родину, но счастлива, что живёт в России, делит с ней радости и горести.
К. А. Трофимова родилась в 1915 г. в Петрограде, окончив Педтехникум им. К. Д. Ушинского, в 1932 г. прибыла в Тосненский район. С тех пор её жизнь связана с нашим районом, селом, этой школой.
(Чтение стихотворения «Судьба» наизусть учеником. Второе четверостишье записано на доске.)
Судьба.
Тосно. Район. Ты судьба моя.
Жизнь моя, боль и радость.
Здесь в 17 лет для меня
Взрослая жизнь началась.
Тосно. Август 32-го.
В доме деревянном исполком, роно.
И мне завом Алексеем Орловым
Направление в школу дано.
Началась дорога длинная
С лёгкой его руки:
Коровий ручей (Лука Червиная),
Гришкино (Каменка), Ушаки.
Все важнейшие вехи биографии К. А. Трофимовой обозначены в этом стихотворении. Добавлю только, что в нашу школу она пришла в 1939 г. и проработала учителем русского языка и литературы, завучем до 1972 г.
5.СИНТАКСИЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА.
-Назовите предложения, которые помогли лаконично определить место, время действия.
- Как они называются по наличию главных членов?
- Выпишите из второго четверостишья назывные предложения.
К.А. Трофимова с увлечением начала работать в школе. Но грянула война…
Поэтесса так говорит о том времени: «Счастливое настоящее, планы на будущее – всё это было разрушено войной». (карточка№2)
- Положите перед собой карточку №2, на которой записано данное высказывание.
-Какова особенность этого предложения?
Давайте, опираясь на таблицу, вспомним расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью.
Измените предложение, записанное на карточке №2 так, чтобы прямая речь сначала стаяла перед словами автора, а затем разрывалась словами автора.
В 1943 г. К. А. Трофимова в своём стихотворении «Будь проклят враг» описывает беду, пришедшую на нашу землю. Послушайте, каким гневом оно наполнено, и название у него резкое, осуждающее. (карточка №3)
Будь проклят враг.
Будь проклят враг. Как варвар злобный древний
Не пощадил родимый уголок,
В какой-то час прекрасную деревню
Он, как свечу до основанья сжёг.
Пустынно всё… Осенняя природа
Нас приняла в объятия свои…
Но грозен гнев советского народа!
Велик народ и в гневе, и в любви.
Пусть боль сильна и тяжела утрата-
Народ без страха в будущность глядит
И скоро- скоро грозною расплатой
За кровь и за пожары отомстит.
В далёком 1943 г. К. А. Трофимова предрекает врагу гибель и расплату за зло, творимое на нашей земле.
6. СООБЩЕНИЕ НОВОГО.
Говоря о давно минувших событиях, мы часто для подтверждения своих мыслей используем отрывки из произведений о той грозной поре, дословно воспроизводим высказывания очевидцев, поэтов.
Т. е. мы используем цитаты.
-Откройте 36, стр. 171
- Прочитайте, что называется цитатами.
-Что общего между цитатами и прямой речью?
Чем они отличаются?
- В чём особенность цитирования стихотворения?
- Давайте в стихотворении «Будь проклят враг» найдём строки, которые подтверждают веру поэтессы в нашу победу.
- Запишем эту цитату
(1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях)
- Положите перед собой карточку № 4.
О войне К. А. Трофимова пишет в своих воспоминаниях: «Грянула война, жестокая, страшная».
- Составьте предложения с этой цитатой так, чтобы она стояла в начале, в конце, разрывалась словами автора.
(2 человека работают у доски, остальные в тетрадях.)
- Давайте вспомним, что называется цитатой?
- Расскажите, используя записи в тетрадях. Об особенностях офрмления цитат на письме.
7. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Пытаясь спастись от врага, К. А. Трофимова вместе с войсками отступает в тыл, но попадает в окружение у Мясного Бора. Здесь умирает от голода её младший сын, а позже, в лагере для пленных под Лугой, она теряет дочь.
Ужас, пережитый в то время, не забылся К. А. Трофимовой до сих пор. В 1998 г. она пишет стихотворение «Далёкое», в котором возвращается к тем страшным дням. Мы с вами должны знать своих героев и предателей.
(Чтение учащимися отрывка из стихотворения «Далёкое». Карточка №5.)
Далёкое.
Ухожу в былое и вернусь не скоро.
Много нужно вспомнить, много рассказать:
Как в лихие годы у Мясного Бора
Нам пришлось в болоте жить и умирать.
Узенькие рельсы. Паровоз «Кукушка»
Медленно детей и взрослых увозил.
Скрылись за деревьями речка и опушка…
Впереди надежда – наш советский тыл.
Вдруг разрыв снаряда, рушится дорога,
Рушатся надежды в этот страшный миг…
И гремят разрывы, и в душе тревога.
Впереди болото – впереди тупик.
Принимает Власов подлое решенье:
Армию бросает и врагу сдаётся.
Значит, погибаем в этом окруженье
И в гнилом болоте умирать придётся.
Из лагеря пленных под Лугой К. А. Трофимова бежала с оставшимся в живых старшим сыном. Она пошла в партизаны. Работала в партизанских газетах «Ленинградский партизан», «За советскую Родину».
В эти годы она пишет:
…Когда сочились кровью раны,
И казалось, взято всё судьбой,
Мне пришли на помощь партизаны,
Жизнь мою наполнили борьбой.
Все, кто были честны, непреклонны, Шли за ними, рвались в бой с врагом,
Под откос летели эшелоны
За детей, за жён, за отчий дом.
- Положите перед собой карточку №6.
- Составьте цитаты, используя строки только что услышанных стихотворений.
а) …Вдруг разрыв снаряда, рушится дорога,
Рушатся надежды в этот страшный миг…
б)…Когда сочились кровью раны,
И казалось, взято всё судьбой,
Мне пришли на помощь партизаны,
Жизнь мою наполнили борьбой…
- Запишите самостоятельно.
- Проверим, что получилось.
Ещё гремела война, а К. А. Трофимова вернулась в Ушаки восстанавливать нашу школу.
Много лет минуло с той поры, но боль в душе её осталась. В 1955 г. она пишет об этом в стихотворении «Мне не забыть…»
( чтение учащимися стихотворения наизусть)
Мне не забыть тот грозный год,
Всего что с нами, со страною было.
Как много выстрадал родной народ,
Как я дочурку с сыном хоронила,
Как старший сын, израненный, больной
Каким-то чудом жив остался (карточка №7)
Сегодня поэтесса желает женщинам России мира, добра. Никогда не испытывать ужас войны.
(Чтение стихотворения «Женщинам России» учениками наизусть. Карточка №8)
Женщинам России.
Я не забыла мужа и детей,
Погибших от фашистского разбоя,
И не хочу, чтоб ваших сыновей
Везли в гробах, закрытых после боя.
Я не хочу, чтоб матери страдали
От распрей неразумных главарей,
Детишек малых телом прикрывали
Под залпами своих же батарей.
До 1972 г. К. А. Трофимова преподавала в нашей школе. В 1972 г. вышла на пенсию. О своей жизни сейчас она пишет очень коротко:
И снова я живу, как будто в зоне:
Квартира… Поликлиника…Сберкасса…
А мне б подальше от бензинной вони
И в ушакинских рощах затеряться.
Там знаю я уютные местечки,
Где воздух полон запахов грибов,
Где все цветы на берегу у речки
Припомнят про ушедшую любовь.
- Найдите в этом стихотворении строчки, которые свидетельствуют о желании К. А. Трофимовой вырваться из города.
- Составьте предложения, в которые в качестве цитаты входили бы эти строки.
- Проверим
8. ОБОБЩЕНИЕ И ИТОГ УРОКА.
- Давайте вспомним, что называется цитатой.
- Расскажите о постановке знаков препинания при цитатах.
Сегодня мы знакомились с жизнью и творчеством необыкновенного человека К. А. Трофимовой.
Она до сих пор не забывает родную школу и всегда желанный гость здесь.
На 90- летний юбилей Ушакинской СОШ №2 К. А. Трофимова написала трогательное пожелание. Послушайте отрывок из него:
Желаю я школе в старости
Юной быть как в начале века
И с надеждою лет до ста расти,
И стране воспитать человека,
Человека с буквы большой,
Что святым, благородным порывом
И умом, и широкой душой
Вновь удержит страну над обрывом.
- Ребята, для вас у меня есть сюрприз. Совсем недавно я была в гостях у К. А. Трофимовой. Она всем вам передаёт привет. Её пожелание мы сейчас увидим и услышим.
(смотрим видеофильм с пожеланием)
- Сегодня на уроке мы узнали, что такое цитаты, читали и слушали стихи нашей землячки.
- Как вы думаете, можно ли жизнь К. А. Трофимовой назвать подвигом?
- Почему?
9. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Написать сочинение-миниатюру «Зачем я живу на земле?»
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости