Мирные жители в условиях войны

МБУ ДО "ЦРТДиЮ"", Советская улица, 21, Ростовская область, Новошахтинск
2016  — 2017 г.
КонкурсВсероссийская акция "Уроки памяти"
НоминацияКонкурс для учителей
Скачать: 1190_0.jpg   Скачать: 1190_1.jpg   Скачать: 1190_2.jpg  

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. НОВОШАХТИНСКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ:

«Мирные жители в условиях войны» частьIII

в рамках проекта«Война машин и экология»

(направленность естественно - научная)

возрастная категория обучающихся: 11-15лет

третий год обучения - освоения уровень

Подготовила: Свидрицкая Е.С. - педагог дополнительного образования

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

д/о«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» МБУ ДО «ЦРТДиЮ» ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВИДРИЦКАЯ Е.С.

Дата проведения: 11 февраля 2017

Время проведения: 12.00 – 12.45

Место проведения: МБУ ДО «ЦРТДиЮ», ПК «Юность», кабинет № 23, кабинет ШРР.

Продолжительность занятия: 45 минут

Категория участников: обучающиеся среднего и старшего школьного возраста

Тема: «Мирные жители в условиях войны»(слайд №1 презентации педагога).

Цель занятия: формирование правильного представления о жизни гражданского населения в тылу и на оккупированной врагом территории. (слайд 2 презентации педагога).

Задачи занятия (слайд №3 презентации педагога) :

  1. Знакомство с понятиями: мирное или гражданское население; социальная ЧС, комбатанты, депортация.
  2. Формирование: устойчивого интереса к социальной экологии; объективной оценки исторических фактов и событий; патриотических и гражданских чувств у подрастающего поколения. Оборудование:

интерактивная доска; проектор; ПК; Приложение 1; видеоролик youtube.com › watch?v=Q83tp4w0FHg ; презентация Мальцевой Алёны «У войны не детское лицо…», презентация Байдак Кристины «Честь имею»; презентация Чорба Анастасии «Бумеранг депортации чечено-ингушского населения СССР во время ВОВ» и презентация педагога «Донбасс в ОГНЕ - плечо подставила братская РОССИЯ».

Ход занятия

Вступительное слово преподавателя экологии:

Война – один из видов социальных ЧС, имеющих свою выраженную специфику. Боевые действия часто ведутся непосредственно в городских кварталах и на улицах. При этом одновременно с участниками боевых действий поражающему действию подвергается и гражданское население (слайд №4 презентации педагога).

Под мирным населением или гражданским населением — понимаются все лица , которые находятся на территории воюющих государств , но при этом не входят в состав комбатантов , то есть:

- не состоят на службе в регулярных вооруженных силах какой-либо из воюющих сторон;

- не принимают непосредственного участия в военных (боевых) действиях .(слайд №5 презентации педагога ).

Мы знаем, что экология это наука о взаимоотношениях живых организмов и окружающей их среды. А кто знает, что такое социальная экология?

Обучающийся: -Социальная экология — научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество-природа», изучающая взаимодействие и взаимосвязи человеческого общества с природной средой (Николай Реймерс) (слайд №6 презентации педагога).

Преподаватель: - На какие виды делится социальная экологогия?

Обучающийся: - Социальная экология делится на такие виды:

- экономическая,

- демографическая,

- урбанистическая,

- футурологическая,

- правовая (слайд №7 презентации педагога ).

Преподаватель: - Прочитайте тему урока, (слайд 1презентация педагога) подумайте и скажите, о каком виде социальной экологии мы будем с вами сегодня говорить?

Обучающийся: - О демографической, ведь во время военных действий смертность в разы превышает рождаемость.

Преподаватель: - Сегодня мы проводим с вами необычное мероприятие – презентацию проекта, в рамках которого мы имеем возможность не только закрепить полученные на уроках в школе знания, но и расширить их на занятиях нашего творческого объединения «Юный эколог».

Хочется начать наше занятие с вопроса: - Как страдают жители городов, сёл и деревень, когда линия фронта приближается?

Обучающиеся:

- Обычные люди стараются обезопасить своих родных и близких, поэтому люди целыми семьями снимаются с насиженных мест и уезжают;

- другая часть мирных жителей остаётся в своих домах и квартирах.

Педагог: - Ребята, как вы думаете, почему люди не пытаются спастись?

Обучающиеся:

- Старикам и инвалидам зачастую не под силу передвигаться на большие расстояния;

- Часто возле своих больных и состарившихся родственников остаются родные и близкие, что бы ухаживать за ними;

- Не могут выехать люди из-за нехватки денег;

- Может линия фронта приближается так быстро, что не успевает эвакуироваться ни один человек.

Педагог: - Молодцы. Правильно. Ума не приложу, почему вы так точно и правильно ответили на этот вопрос?

Обучающиеся: - Наш город расположен на границе с Украиной. В 2014 году на территории Украины началась гражданская война. Жители Луганской и Донецкой областей вынуждены были покинуть свои жилища. В нашем городе находился один из многочисленных лагерей беженцев.

Педагог: - Да, к сожалению, война в сопредельном государстве затронула и нашу страну. Кто из вас знает как?

Обучающиеся:

- Отзвуки боёв были слышны в нашем Новошахтинске и соседнем городе Гуково;

- Поток беженцев через границу не прекращался несколько месяцев;

-Жители нашего города пытались посильно помочь беженцам, собирали продукты питания, одежду, средства гигиены, предоставляли свои дома для временного проживания.

Педагог: - Да, в лихую годину люди должны помогать друг другу. Вы знаете, что палаточный лагерь беженцев располагался в п.Соколово – Кундрюченский нашего города Новошахтинск. У меня есть презентация об этой горькой странице нашего города. Предлагаю вам её посмотреть.

Обучающиеся внимательно смотрят презентацию « Донбасс в ОГНЕ - плечо подставила братская РОССИЯ », о событиях, происходящих в нашем городе летом и осенью 2014 года.

Педагог: - Ребята, что вы можете дополнить после просмотра презентации «Донбасс в ОГНЕ - плечо подставила братская РОССИЯ»?

Обучающиеся:

- Гуманитарные конвои с территории России в ЛНР и ДНР уходят и по сей день;

- В больницах РФ проходят лечение дети, пострадавшие от действий ВСУ;

- Эти события стали началом работы над проектом «Война машин и экология». Мы вдруг осознали, что нужно говорить и помнить о ВОВ, что бы жители нашей планеты старались все спорные вопросы решать мирным путём.

Педагог: - Совершенно верно. А почему мы с вами собрались на это занятие не в мае, в канун Великой Победы, а в морозные февральские дни?

Обучающиеся:

- Так ведь 13 февраля 1942 года наш город был освобождён воинами 1328-го стрелкового полка 315-й дивизии 5-й ударной армии от немецко-фашистских захватчиков.

- Наш город 206 дней был в оккупации.

- В декабре 2016 года мы посетили музей МБОУ ООШ № 38 и зал Славы МБОУ ООШ № 37 (слайд №8 презентации педагога). На экскурсиях мы узнали, что фашисты расстреляли свыше пяти тысяч жителей города и окрестных хуторов;

- Из Новошахтинска фашисты увезли 6 партий молодых людей и даже детей-малюток — всего свыше 3 тыс. человек;

- По улице Кооперативной (ныне проспект Ленина) в здании новой двухэтажной школы №1 немцы организовали лагерь для советских военнопленных. Заключенные в лагере работали на погрузке угля и разборе завалов на шахте, носили для отопления уголь и тяжелые бревна. Жители города во главе с Марией Пономаревой организовали сбор продуктов для военнопленных и разрабатывали план организации побега.

- Благодаря участникам подпольного движения в нашем городе, были освобождены от отправки на работу в Германию 500 человек.

- В клубе п.Западный располагалось Гестапо;

- Горняки, когда немцы подходили к городу, затопили шахты, что бы захватчики не смогли добывать антрацит и отправлять его на нужды своей армии.

Педагог: - Мне нравится, что вы внимательно слушали экскурсоводов. А можете ли вы мне сказать, какая крупная подпольная организация во время ВОВ действовала на территории Украинской ССР, а добытые сведения передавались антифашистам в Таганрог?

Обучающиеся:

- подпольная антифашистская комсомольская организация юношей и девушек, «Молодая гвардия», действовавшая в годы Великой Отечественной войны (с сентября 1942 года по январь 1943 года), в основном, в городе Краснодоне Ворошиловградской области Украинской ССР .

- Организация была создана вскоре после начала оккупации города Краснодона войсками нацистской Германии , начавшейся 20 июля 1942 года . «Молодая гвардия» насчитывала около ста десяти участников — юношей и девушек. Самому младшему участнику подполья было четырнадцать лет.

- Участников организации называют молодогвардейцы;

Обучающаяся Байдак Кристина:

- Я о молодогвардейцах приготовила материал, оформленный в презентацию, если вам интересно, расскажу и покажу.

Обучающиеся: - Конечно хотим!

Обучающиеся внимательно смотрят и слушают материал, предоставленный в презентации «Честь имею» о деятельности и мужестве молодогвардейцев.

Педагог: - Дети, что вас больше всего поразило?

Обучающиеся:

- В организации были наши ровесники и ребята чуть старше.

- Мужество и бесстрашие молодогвардейцев.

- В холле нашего подросткового клуба размещена выставка книг о пионерах-героях. Их тоже можно назвать молодогвардейцами.

- А смогли бы так поступить мы?

Педагог: - Я тоже задаюсь этим вопросом, а ответить на него могу.

Педагог: - А вот следующий вопрос: - Что пережили дети, родившиеся с 1927 года и по 1945 год?

Обучающиеся:

- Дети становились сиротами и калеками;

- Голод;

- Рано начинали работать;

- В нашем родном Новошахтинске дети работали на полях, они не только работали на прополке полевых культур (кукурузы, помидоров, подсолнечника и др.) и уборке урожая, но и заменили своих отцов, научившись управлять с/х техникой.

Педагог: - Не густо. И так, вашему вниманию презентация Алёны Мальцевой «У войны не детское лицо…» и Анастасии Чорба «Бумеранг депортации чечено-ингушского населения СССР во время ВОВ».

Обучающиеся знакомятся с материалом, собранным обучающимися творческого объединения «Юный эколог». Во время слайда 10, презентации«Бумеранг депортации чечено-ингушского населения СССР во время ВОВ», Анастасия Чорба зачитывает отрывок из повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» об описании смерти Сашки, Кузьмёныша.

Педагог: Ребята, вы ознакомились с новой для информацией, как расширилось ваше представление о жизни гражданского населения во время ведения боевых действий?

Обучающиеся:

- Дети и взрослые, выжившие в войне, перенесли нечеловеческие муки и лишения.

- Такое впечатление, что войска Адольфа Гитлера хотели полностью уничтожить население Советского Союза.

Педагог: Люди каких национальностей преобладали на оккупированной фашистами территории?

Обучающиеся: - Русские, украинцы, белорусы, латыши, эстонцы, молдоване, литовцы, цыгане, евреи.

Педагог: Что вы слышали о плане «Ост» и «Барбаросса»?

Обучающиеся: - Мы знаем только о плане «Барбаросса» - молниеносной войне.

Педагог: Правильно, а План Ост или Генеральный план Ост (встречается и такой термин) – это весьма обширная политика господства в мире Третьего Рейха нацистской Германии на территории Восточной Европы. В нём говорится: слайд 9,10 презентации педагога

- обучающиеся читают текст слайдов 9,10 презентации педагога по очереди.

Педагог: Жутко читать, не правда ли? Наполеоновские планы Адольфа Гитлера этим не ограничивались. Вашему вниманию видео ролик о его намерениях.

Обучающиеся смотрят видео ролик:youtube.com›watch?v=Q83tp4w0FHg

Педагог: Выразите одним словом, что по вашему несёт любая война.

08.05.2017

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016