Битва под Москвой

1, Школьная улица, 9, Смоленская область, п.Кардымово
1941  г.
КонкурсВсероссийская акция "Уроки памяти"
НоминацияКонкурс для учителей
Скачать: 1199_0.rtf   Скачать: 1199_0.jpg   Скачать: 1199_1.jpg   Скачать: 1199_2.jpg  

Классный час в 4 классе "А" на тему:
«Битва под Москвой»

Цели:
 1) Расширить исторические знания детей о Великой Отечественной войне, её защитниках и их подвигах
2) Воспитывать чувства патриотизма и память к прошлому своего народа, показать, как прекрасен мир
3) Воспитывать у учащихся любовь к Родине, желание знать и изучать её историю
4) способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам;  

Оборудование:
- выставка книг о войне; - репродукции картин о Великой Отечественной войне; - аудиозаписи минуты молчания  и песни «Вставай, страна огромная»; презентация.

Ход мероприятия:  
Звучит песня"Священная война" (муз. Александрова, сл.Лебедева-Кумача)
 Учитель: Ребята! У времени есть своя память – история. Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы вспомнить о Великой Отечественной войне. Много лет прошло с тех пор, как советский народ одержал победу над фашистскими захватчиками в битве под Москвой в 1941 году. Давайте вспомним, как началась Великая Отечественная война.

Чтец:
        Такою все дышало тишиной,      
       Что вся Земля еще, спала, казалось.     
        Кто знал, что между миром и войной       
        Всего каких-то пять минут осталось!

Учитель: 22июня 1941года  в 4 часа утра без объявления войны на нашу страну  напали фашисты.На улицах городов стихли песни. Строгие лица,скупая речь. С этого момента горе вошло в каждую семью. В военкоматы страны устремились призывники и добровольцы. А во главе нашего государства, которое  в те времена называлось Союз Советских Социалистических республик (или Советский Союз) стоял Иосиф Виссарионович Сталин. (слайд 2). Незадолго до начала войны наши разведчики приносили донесения Сталину о том, что немцы хотят напасть на нашу страну. Но Сталин надеялся, что войны не будет, т.к. наша страна подписала с Германией договор о мире. Поэтому известие о нападении стало для всех людей полной неожиданностью. Мы были не готовы к войне. Не хватало танков, самолётов, оружия, опытных военачальников. К тому же немцы поступили подло и жестоко, начав наступление в 4 часа утра, когда все люди сладко спали в своих кроватях. И многие люди погибли в первые часы войны. Кто же такие были фашисты и кто ими руководил?
Ученик 1: (слайд 3) Адольф Гитлер, портрет которого вы видите, командовал войсками Германии, поэтому немецких солдат называли гитлеровцами или фашистами. Фашисты объявиличто немцы «самый лучший народ», «высшая раса», и им должны покоряться другие народы. «Сегодня нам принадлежит Германия, завтра наш будет весь мир!» - так утверждали фашисты. Символом фашизма стала свастика – крест с загнутыми под прямым углом концами. Этот символ был известен с глубокой древности и обозначал плодородие, солнце, молния. Фашисты использовали его как знак власти и насилия.
Учитель: Спасибо. Вот ребята, теперь вы знаете, кто такие фашисты. Они не щадили ни женщин, ни мужчин, ни детей.
Ученик 2: Началась жестокая, страшная, героическая война против фашистских захватчиков. В результате стремительного наступления фашистов осенью 1941 года над Москвой нависла смертельная угроза. На защиту столицы встали все ее жители.
Чтец.
Александр Прокофьев
Вся Родина встала заслоном,
Нам биться с врагом до конца,
Ведь пояс твоей обороны
Идет через наши сердца!
Идет через грозные годы
И долю народа всего,
Идет через сердце народа
И вечную славу его!
Идет через море людское,
Идет через все города...
И все это, братья, такое,
Что враг не возьмет никогда!
Москва!
До последних патронов,
До дольки последней свинца
Мы в битвах! Твоя оборона
Идет через наши сердца!

Ученица: Было создано многотысячное народное ополчение. Москвичи, в основном женщины и дети, копали противотанковые рвы, траншеи, окопы, сооружали заграждения. В холод, голод, нередко под огнем противника были прорыты сотни километров противотанковых рвов.
Ученик
Ю.Яковлев «Рассказ защитника Москвы»
…Я хорошо помню, как звучат падающие бомбы. Их звук приближается, нарастает, и, кажется, бомба летит прямо в тебя. Но мы не убегали в укрытие, мы оставались у своих орудий. Для нас главное было – защитить столицу нашей Родины. Только в бою мы забывали о голоде и холоде. И еще – когда приходили письма из дома. Было у писем из дома одно необыкновенное свойство. Читая их, мы на короткое время отрывались от войны и попадали домой. В письмах мы находили НЗ – неприкосновенный запас жизни. У меня не сохранились мамины письма. Я не запомнил их наизусть, хотя перечитывал десятки раз. Но в памяти жива картина родного дома, которая возникала из маминых весточек. На ледяном ветру на огневой позиции я видел маму у теплой печки. И мне самому становилось теплее. А у меня в кармане лежало мамино письмо. И когда я перечитывала его, мне казалось, что я слышу мамин голос.
Учитель: В годы войны было написано много песен. С 15 октября 1941 года, когда вермахт захватил уже Калугу, Ржев и Калинин, патриотическая песня «Священная война» стала ежедневно звучать по  радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов. Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках. Она стала  своеобразным гимном защиты Отечества. Стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача , а композитор А. В. Александров написал к ним музыку . Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради.
Давайте её послушаем.
- К чему призывала песня?
- Как люди назвали ВОЙНУ?

УЧИТЕЛЬ:
Фронтовые письма
В годы Великой Отечественной войны тысячи семей проводили в армию своих близких. Многие из них не вернулись домой. Как самое дорогое хранятся в семьях фронтовые письма.

Учащиеся читают письма с фронта.
«… Я уже нагляделся на этих фрицев, лежащих мертвыми на нашей земле. Что посеяли, то пожали. Там, где они прошли, остаются одни дымовые трубы».
«…Как вы, мои дорогие, поживаете? Тяжелая вам, дети, выпала доля. Но надо терпеть. Живите, родные в дружбе, … помогайте мамочке, ведь ей так тяжело, тяжелей, чем всем нам…»
«…Дорогая Нинуся! Помогай маме, ведь ты самая старшая в семье. Тебе, детка, нелегко, я знаю, но нам на фронте тоже несладко… Надо победить фашистов, чтобы больше не было таких войн, чтобы дети жили и учились спокойно. И чтобы их не убивали. За это, Нинуся, борется и за это страдает сейчас советский народ. Если временами бывает тебе тяжело, подумай о тех, кто погиб от рук немцев, о тех, кто дерется за вас на фронтах… Кончится война, дорогая дочурка, будем опять вместе».
 Чтец:
 Здесь каждый дом стоит, как дот,
 И тянутся во мгле
 Зенитки с крыши в небосвод,
 Как шпили на Кремле.
 На окнах белые кресты
 Мелькают второпях.
 Такой же крест поставишь ты,
 Москва, на всех врагах.

Ученик: Несмотря на тяжелейшее положение, сложившееся в Москве, 7 ноября 1941 года было решено провести парад на Красной площади. Парад воодушевил воинов и весь советский народ. Это был колоссальный  удар по престижу гитлеровцев. Если Москва торжественно отмечает праздник, когда в нескольких десятках километрах стоят вражеские войска,  значит, оборона столицы крепка. Прямо с Красной площади солдаты шли на передовую, они стояли насмерть, но не пропустили врага к сердцу Родины.
Кадры хроники Парада 7 ноября.
Ученица:  Возле разъезда Дубосеково особенно яростно сражалась дивизия генерала Панфилова. 28 воинов на протяжении нескольких часов удерживали атаку танковых войск противника. А когда все патроны закончились, наши солдаты обвязывали себя гранатами и бросались под немецкие танки. Сами погибали, но и танки противника были уничтожены.  Руководил бойцами  политрук Клочков, чтобы вдохновить их, он крикнул: “Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва”. Сейчас на том месте, где погибли герои-панфиловцы, стоит монумент в память о тех боях. Многие солдаты были награждены медалью Золотая Звезда посмертно.
Учитель: Разгром фашистских войск под Москвой был первым крупным поражением Германии во Второй мировой войне, началом ее перелома. Люди поверили, что немцев можно победить, надо только не бояться, сражаться за свою Родину и обязательно верить в Победу!
Ведущий:
В битве под Москвой был похоронен гитлеровский план молниеносной войны, в глазах всего мира была развенчана легенда о «непобедимости» фашистской армии. Историческая победа под Москвой вдохновила советских людей на новые подвиги, укрепила их уверенность в том, что враг неминуемо будет разбит. За оборону Москвы было награждено свыше 1 млн. человек, а 110 самым отважным воинам и партизанам было присвоено звание Героя Советского Союза. Победа под Москвой ещё выше подняла политико-моральное состояние Советской Армии, боевой дух её воинов, усилила симпатию к нашей стране. Запомните, победа досталась нашей стране дорогой ценой.
В Великой Отечественной войне погибло 27 миллионов человек. Горе посетило почти каждую советскую семью. Война оставила миллионы сирот, вдов, инвалидов. За годы великой Отечественной войны 1710 городов и около 70 тысяч сел и деревень были полностью разрушены. Свыше 25 миллионов человек потеряли крыши над головой и ютились в землянках, сараях, подвалах. Такие крупные города, как Ленинград, Киев, Харьков, Днепропетровск, Смоленск, Курск и многие другие подверглись значительному разрушению, а некоторые из них, например Минск, Сталинград, Ростов-на-Дону, полностью лежали в развалинах.
Учитель:
Московская битва 1941года нанесла первый сильный удар по Германии, разрушив миф о её непобедимости. В мае 1965 года за героизм, мужество и стойкость в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Москве присвоено почетное звание "Город-Герой" с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". А в память о тех событиях 1941 года 3 декабря 1966 года, в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой, прах неизвестного солдата был перенесён из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе и торжественно захоронен в Александровском саду. В Москве была возведена могила Неизвестного солдата.
Неугасима память поколений.
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье.
И в скорби постоим и помолчим.

Прошу почтить минутой молчания всех героев, павших за мир и счастье на земле.
(минута молчания, видео, метроном, Могила Неизвестного солдата)
Ученица
В декабрьских залпах тех дней легендарных
Рождались победа и майский салют!..
Пусть подвиги воинов и командармов
В сердцах благодарных потомков живут!

Чтец: (Слайд. Памятники солдатам)
Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись.
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты - рыбак, шахтёр,
Учёный иль пастух
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для меня, и для тебя
Он сделал всё, что мог.
Себя в бою не пожалел
А Родину сберёг!
Итог классного часа:
Учитель:
 - Что вы узнали нового?
-Когда началась война?
-Когда закончилась война?
- Ребята, а что нужно, чтобы на Земле всегда был мир и никогда не было такой страшной войны?
Ученик:
Все меньше фронтовиков надевают награды 9 мая. На смену поколению победителей приходим мы - их наследники, их потомки. И теперь от нас, мальчишки и девчонки, зависит, будут ли знать, и помнить о Великой Отечественной войне.
Звучит песня "День Победы!" (слайд-шоу)

08.05.2017

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016