Методическая разработка урока "Сталинградская битва"

№11, деревня Горки, Калужская область, Калуга
1942  — 1943 г.
КонкурсВсероссийская акция "Уроки памяти"
НоминацияКонкурс для учителей
Скачать: 1253_0.ppt   Скачать: 1253_0.docx  

Учебное оборудование:

1) Карта «Великая Отечественная война 1941-1945гг.»

2) Карта «Коренной перелом в Великой Отечественной войне»

3) Презентация к уроку «Сталинградская битва» (прилагается отдельным файлом Microsoft Office 2007)

4) Фильм в программе Photostory «Память о Сталинграде» (прилагается отдельным файлом, требуется Windows Media Player 10)

5) Тест в программе «Битва за Сталинград» (приложение №)

6) Исторический источник (на каждого) – Приказ № 227 «Ни шагу назад» (приложение №

7) Карточки рефлексии (приложение № 4)

Оборудование

1) Мультимедийная приставка

2) Проекционный экран

3) Зажженная свеча

На доске: Сталинградская битва (17 июля 1942 - 2 февраля 1943г.

I. Этап урока – актуализация («стадия вызова»)

Слайд 1 Сталинградская битва (17 июля 1942г. – 2 февраля 1943г.), .

Речь учителя: Здравствуйте, садитесь, пожалуйста.

Горит свеча. XX век.

Что сделал ты с собою, человек?

Кого любил, кого казнил?

Не сосчитать твоих могил.

Карал, ломал, уничтожал,

Забыл и Бога, и Христа.

Наточен и теперь безжалостный кинжал.

Не начал свою жизнь ты с чистого листа.

Давайте ж мы очнемся на мгновенье,

Урок наш так ничтожно мал.

Но я хочу, вне всякого сомненья,

Чтоб он частицей жизни нашей стал.

Надеюсь, что мы сегодня плодотворно поработаем, и достигнем того результата, который нас удовлетворит. Прошу вас быть раскованными, активными, отвечать. И тогда этот урок нам действительно запомнится

Итак, как вы могли уже увидеть, тема нашего урока – это битва за Сталинград. Слайд2

Скажите, пожалуйста, что мы изучаем, когда говорим о битвах, войнах?

Предполагаемый ответ обучающихся: «Мы изучаем даты, этапы, значение войн и битв, роль исторических личностей и т.п.»

Речь учителя: Давайте тогда на основании сказанного попробуем вместе сформулировать цель урока. Что мы должны изучить? К чему должны придти?

Предполагаемый ответ обучающихся: «Мы должны изучить этапы, ход, значение битвы за Сталинград»

Речь учителя: Цель урока - изучить этапы, ход, итоги битвы за Сталинград (17 июля 1942г. – 2 февраля 1943г.), охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как начала коренного перелома во Второй мировой войне; раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге.

Запишите тему нашего урока в тетрадь - Изучить этапы, ход, итоги битвы за Сталинград (17 июля 1942г. – 2 февраля 1943г.),

Учитель :Для достижения данной цели, что нам потребуется на уроке? Работать будем по группам ( в каждлй группе 2 человека)

Предполагаемый ответ обучающихся :мы будем установления исторических связей между фактами и событиями, выявления причин, решать тесты, смотреть фильм, рассуждать, решать проблемные ситуации. ( очень любите ставить проблемные задания)

.

Речь учителя: Мы свами должны решить сегодня такое пробленое задание

Проблемное задание: Некоторые западные историки и военачальники заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии под Сталинградом являются следующие: ужасные холода, грязь, снег. Можем ли мы с этим согласиться? На этот вопрос постарайтесь ответить в конце урока.

Речь учителя:

Ранняя весна 1942 года принесла советским людям надежду. Велик был духовный подъем советского народа, вызванный победой под Москвой ( Назовите дату Битвы под Москвой.) На советско-германском фронте установилось относительное затишье. Итак, давайте восстановим исторические события начала ВОВ.

а) Блиц – опрос

У рабочих групп на столе и на экране даны утверждения (слайд 2).(Приложение1)

Речь учителя: Напротив утверждения поставьте «+» если вы согласны с ним, «-» если не согласны.

Утверждение

ответ

II мировая война началась 22 июня 1941г.

с объявлением по радио о нападении германских войск на СССР выступил В. М. Молотов

+

23 августа 1939 г. был подписан договор о ненападении между Германией и СССР

+

по окончании советско-финской войны в марте 1940г. СССР исключили из Лиги Наций

+

план нападения на СССР назывался “Барбаросса”

+

первыми под удары немецкой авиации попали Прибалтика, Белоруссия, Украина, Грузия, Южный Урал.

в ходе Великой Отечественной войны выделяют 5 основных этапов

+

главными союзниками Германии в войне против СССР были Англия и Франция

апогей военных действий в Великой Отечественной войне приходится на зиму – весну 1942г.

контрнаступление советских войск под Москвой было 5 – 7 декабря 1941г.

+

Приложение1

Учитель: Проверьте свои ответы с доской (слайд 3).

Учитель: Сколько неверных ответов вы дали?

б) Задание «Озвучь карту»

Речь учителя Каждая группа «озвучивает карту» на своем направлении. Номер направления соответствует номеру вашей группы. Просмотрите задание (слайд 4 ), 1 минута на обсуждение.

(На экране карта, на которой появляются условные обозначения, группа рассматривает только свое направление, соответствующее номеру группы и готовит краткий ответ)

Выслушивание ответов.

Примерный ответ:

Группа № 1. Группа армий «Север» вела наступление через Прибалтику на Ленинград. В начале сентября замкнулось кольцо окружения вокруг Ленинграда. Не сумев взять город штурмом, немецкие войска приступили к его блокаде.

Группа № 2. Группа армий «Центр» через Минск и Смоленск на Москву. Крупное окружение удалось немцам в районе Минска. Крупное сражение состоялось в районе Смоленска. Яростное сопротивление Красной Армии заставило немцев отложить наступление на Москву. Но с конца сентября вновь началась битва за Москву. Противники планировали разгромить здесь оставшиеся силы Красной Армии и закончить компанию в России до наступления зимы. Однако немцам не удалось захватить Москву и они были отброшены назад.

Группа № 3. Группа армий «Юг» на Киев и далее на Кавказ. Упорные бои шли за Киев. Но воспользовавшись ошибками советского командования, гитлеровцы окружили киевскую группировку, захватив после этого практически всю Украину. К концу осени был занят и Крым за исключением Севастополя.

( Спасибо группам за работу) ( выключить!

Речь учителяВывод: К 1942 году фашисты захватили значительную часть территории СССР (показ по настенной карте). : показывает на карте западную Карелию, часть Ленинградской области, Прибалтику, Белоруссию, Украину, Молдавию, часть Центральной России( Учитель показывает на карте)

II. Этап изучения нового материала.

Речь учителя: В начале июля 1942г. немцы захватили Крым, Донбасс. А сейчас нам нужно выяснить, какова же была ситуация на советско-германском фронте к лету 1942г. Стороны готовились к активным боевым действиям летней кампании .

Планы сторон(1 группа- планы Советского командлвания )( работа с учебником стр 215).( Работа с источником из Приказа НКО ССР Сталина № 130 от1 мая 1942 г) Советское командование было уверено, что немцы начнут наступление на центральном направлении и попытаются захватить Москву. Поэтому сюда были стянуты значительные силы и разработан план оборонительных действий с последующим переходом в контрнаступление. Однако немецкий генеральный штаб поставил перед своими войсками совершенно иную задачу.

Вопрос ( 2 группа планы немецкого командовани стр 215 2 абзац снизу)). Главный удар был запланирован на южном направлении с целью овладения богатыми стратегическим сырьем Кавказом и Нижней Волгой. На южном направлении гитлеровцы достигли значительных успехов, заняв Донбасс, Ростов, Крым, нанесли Советской армии ощутимое поражение под Харьковом.( Синими стелочками показать захвать Крыма и захватили 4июля Севастополь 1942г. В мае захват Харькова. Заняли Донбасс и вышли к Сталинграду,

17 июля 1942г. развернулось сражение за Сталинград.

Вопросы: Как вы думаете, почему Гитлер не стал наступать на Москву, Ленинград, а направлением удара избрал южное направление, и главной его целью был именно Сталинград(? Памятка) Для ответа на этот вопрос нужно вспомнить географическое положение города. На какой реке он расположен? Какие крупные промышленные предприятия находились в Сталинграде? Какое идеологическое и моральное значение имело взятие Сталинграда немцами? Какие возможности создавались для продолжения войны? Чем богат Азербайджан, который отсекался от центральной России в случае взятия Сталинграда? ( Приложение2)

Предполагаемый ответ обучающихся: «В случае захвата Сталинграда Гитлер поставил бы под контроль нижнее течение Волги – важной торговой артерии. Сталинград являлся крупным промышленным центром, в котором были сосредоточены стратегические предприятия, такие, как Сталинградский тракторный завод. Город носил имя Сталина, поэтому его захват стал бы серьезным идеологическим ударом по СССР. В случае захвата Сталинграда Гитлер мог бы начать наступление на Москву с юга. Поставки азербайджанской нефти стали бы для СССР затруднительными.

Речь учителя:Сейчас нам нужно выяснить, какие этапы выделяют в рамках битвы за Сталинград?. Для того, чтобы выяснить их названия, достаточно вспомнить битву под Москвой. Каковы 2 ее основных этапа?

Предполагаемый ответ обучающихся: «Оборонительный этап и контрнаступление».

Слайд 6.

Речь учителя: Итак, историки выделяют 2 этапа битвы за Сталинград. Первый этап – оборонительный. Он продолжался с 17 июля по 18 ноября 1942г . соотношение сил ПРоанализировать-------Второй этап – наступательный – с 19 ноября 1942г. по 2 февраля 1943г. (Порказать распечатку) (Приложение3 )Сначала советские войска отступали.

Речь учителя: Опасаясь потери юга, Сталин 28 июля 1942г. подписывает приказ № 227 (Приложение 4), который был назван «Ни шагу назад». Выдержка из него находится у вас на партах. …, прочитайте приказ вслух, пожалуйста. Итак, нам нужно проанализировать данный источник

. Работа с документом (приказ № 227)

1). Почему был принят такой приказ?( К данному моменту люди стали сомневаться в благополучный исход войны и в рядах армии возникали панические настроения, поэтому командующая часть армии приняла приказ как способ наведения порядка в рядах Красной Армии Остановить паническое отступление Красной Армии, вселиь уверенность друг в друга.

2) Какие меры предлагает И.В. Сталин для наведения порядка в армии?( Ни шагу назад! Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории … Мы должны установить в нашей армии строжайший порядок и железную дисциплину)

3) Какие требования к паникерам и трусам предусматривает приказ? Согласны ли вы с данными требованиями? (Паникеры и трусы должны истребляться на месте…)

4) Как можно оценить приказ № 227? Выскажите свою точку зрения.( «Это был суровый приказ. Он появился, когда отступление докатилось до Волги. И был он сильным отрезвляющим средством – «Ни шагу назад!». Приказ остановил людей. Появилась уверенность в соседях справа и слева – не отступят».)

Деятельность обучающихся: работа в парах, взаимоконтроль

Обучающиеся отвечают на вопросы

Слайд 7.

Речь учителя: Но советские войска, несмотря на приказ, отступали. враг, хоть и медленно, приближался к городу. . (Видеофрагмент документального фильма 1 этапа Сталинградской битвы )

Наступил трагический день 23 августа, когда 6-я немецкая армия достигла западной окраины Сталинграда, окружив город с севера.. Фашистская авиация подвергла жестокому бомбовому удару весь город, совершив 2 тысячи боевых вылетов. Были разрушены жилые кварталы, промышленные объекты, погибли десятки тысяч мирных жителей. Озлобленные фашисты решили стереть с лица земли город

Вопросы к фильму:

1. Кто командовал отборными немецкими дивизиями в битве за Сталинград?

2. Почему дорога на Сталинград, по мнению большинства немцев, стала дорогой смерти, уже на первом этапе битвы?

13 сентября противник, у начал штурм городе ( Приготовиться к презентации учащемуся )Оборона сталинграда была возложена 62-я и 64-я армии (командующие – генералы Чуйков Василий Иванович и Шумилов Михаил Степанович( Приложение 4) Начались бои на улицах города. Советские воины стояли насмерть, зщищая каждую пять волжской земли. «Ни шагу назад! Стоять насмерть!» – эти слова стали девизом защитников Сталинграда. .

. Борьба шла за каждую улицу, за каждый дом. До Волги фашистам оставался один километр.

Речь учителя: Тебята готовили презентации о защитниках Сталиграда

Презентация детей ( Герои Сталинграда)

Однако, советские бойцы проявили мужество. 58 дней 20 защитников под командованием сержанта Павлова обороняли дом, который на карте командующего 6-й армией немцев Фридриха Паулюса был помечен как крепость. .

Нельзя забывать и о подвиге Михаила Паникахи, который в неравном бою с фашистскими танками, загоревшись, бросился на вражеский танк с бутылкой зажигательной смеси.

.

Сообщение учащегося: Господствующая над городом высота - Мамаев курган, в период Сталинградской битвы - это было место самых ожесточённых боёв, ключевой позицией обороны, значащаяся в донесениях как высота 102.

Учитель: Советские войска в тяжелейших боях измотали крупную группировку немецких войск Работа с источником. Познакомьтесь с извлечениями из дневников немецких солдат и ответьте на вопрос, : «О каких качествах советского солдата можно говорить, изучив данные документы?»( Приложение 4)

Группа № 1.

Извлечение из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца: “…Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы».

Группа № 2.

Извлечение из дневника Вильгельма Гоффмана:

“1 сентября: неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие!

8 сентября: …безрассудное упрямство.

11 сентября: …фанатики.

13 сентября:…дикие звери!

16 сентября: Варварство…это не люди, а черти.

27 октября: Русские - это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня…

28 октября: каждый солдат чувствует себя обречённым человеком”.

Группа № 3.

Из письма советских солдат И.В.Сталину: «Мы пишем Вам в разгар великого сражения, под гром несмолкаемой канонады, вой самолетов… пишем, чтобы сказать Вам и через Вас всему советскому народу, что дух наш бодр, как никогда, воля тверда, руки наши не устали разить врага…»

Выслушиваются ответы.

Речь учителя:

Чтобы победить в войне, советский солдат должен был обладать такими качествами как целеустремленность, выносливость, желание победить, стойкость, патриотизм.

Речь учителя:

Упорство советских войск привело к тому, что немецкое наступление выдохлось. Заместитель Верховного главнокомандующего Георгий Константинович Жуков и начальник Генерального штаба Александр Михайлович Василевский разработали 2 операции по разгрому немцев – «Уран» и «Кольцо». Слайд Приложение5

Слайд 12.

Особая роль в предстоящем разгроме отводилась Донскому фронту под командованием Константина Константиновича Рокоссовского, Сталинградскому фронту под командованием Андрея Ивановича Еременко и Юго-Западному фронту под командованием Николая Федоровича Ватутина. Особое место в обороне самого Сталинграда отводилось 64 армии Михаила Степановича Шумилова и 62 армии Василия Ивановича Чуйкова.

Попробуйте догадаться, исходя из ситуации на фронте, в чем мог заключаться план советского командования. Обратите внимание на немецкий клин.

Предполагаемый ответ обучающихся: «Советское командование надеялось окружить немецкие армии фланговыми ударами»

Слайд 13.

Речь учителя: Предполагали силами Юго-Западного и Сталинградского фронтов нанести по сходящимся направлениям удар по немцам с целью их окружения в междуречье Волги и Дона и полного разгрома. Для выполнения этого плана было обеспечено двойное превосходство над противником . (Соотношение сил Таблица)

Слайд 14.

II. Контрнаступление советских войск под Сталинградом началось 19 ноября 1942 г. В рамках этого стратегического плана была проведена операция по окружению немецко-фашистских войск под Сталинградом, под кодовым названием «Уран».

Вопросы:

  • Какие фронты участвовали в операции «Уран»?
  • У какого города соединились основные части советской армии?

Помощь Паулюсу должен был оказать фельдмаршал Манштейн - ударная танковая группировка. После упорных боёв дивизии Манштейна приблизились к окружённым войскам с юго - запада на расстояние 35-40 км., но подошедшая из резерва 2-я гвардейская армия под командованием генерала Малиновского не только остановила врага, но и нанесла ему сокрушительное поражение. Одновременно было остановлено наступление армейской группы Гота, пытавшейся в районе г. Котельникова разорвать кольцо окружения. По плану «Кольцо» (руководил осуществлением операции генерал Рокосовкий) 10 января 1943 года советские войска начали разгром фашистской группировки. 2 февраля 1943 года окруженная группировка противника капитулировала. В плену оказался и сам её главнокомандующий - генерал - фельдмаршал Паулюс. Просмотр видеофрагмента.

Все действия советских войск в ходе Сталинградской битвы координировал Георгий Константинович Жуков. Победа в Сталинградской битве положила начало коренному перелому в ходе не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны.

Ребята, как вы думаете, что такое коренной перелом в войне?

Предполагаемый ответ обучающихся Должна поменяться ситуация на фронте, т.е. инициатива должна перейти на другую сторону. От защиты переходят в наступление или наоборот.

Речь учителя: Запишите в тетрадь данный термин и его определение (слайд 5).

Коренной перелом в войне – переход стратегической инициативы от одной воюющей стороны к другой.

– В чём суть понятия «коренной перелом»? (Немцы утратили боевой наступательный дух. Стратегическая инициатива окончательно перешла в руки советского командования)

– Вернёмся к проблемному заданию : Некоторые западные историки и военачальники заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии под Сталинградом являются следующие: ужасные холода, грязь, снег. . – Можем ли мы с этим согласиться? (Ответы учащихся)«Битва под Сталинградом – это действительно золотая страница военной истории нашего народа» - писал командующий Сталинградским фронтом - генерал Ерёменко. И с этим нельзя не согласиться.

III. Этап закрепления изученного материала.

Сталинградская битва – пример массового героизма, в которой проявились лучшие качества воинов-патриотов. В этой битве принимали участие и наши земляки. Давайте посмотрим фрагмент записи ( Алексей Степанович) которую приготовили ваши сверстники.

Учитель: Иллюстрация ( Сталинградская битва охватила территорию около 100 тыс. кв.км, в ней участвовало более 2 млн. человек, 26 тыс. орудий и минометов, более 2 тыс. танков и столько же самолетов. Здесь фашисты потеряли более четверти всех своих сил...

Далее - см. приложенный файл

11.05.2017

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016