Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Проект акции «Зажги свою свечу»
О, Боже, храни ты их души...
Обоснование проекта Патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений между детьми и взрослыми, между различными общностями, в которые вовлечены дети. В этом проявляется общая закономерность воспитательного процесса, стержнем которого является целенаправленное формирование личности в коллективе и через коллектив. В патриотическом воспитании роль коллективизма и общего дела, как принципа воспитания особенно велика. Подчинение личных интересов общественным, товарищеское сотрудничество, готовность к взаимодействию и взаимопониманию – необходимые предпосылки патриотического самосознания. Подлинный патриотизм, если это необходимо, мобилизует все основные факторы групповой сплоченности: единство базовых ценностей и ориентаций множества людей, ясность и определенность коллективной цели, кооперативную взаимозависимость всех, кто эту цель разделяет.
Формируя гражданско-патриотическое сознание можно выдвинуть на первый план формирование единого образовательно-воспитательного пространства школы, других образовательных учреждений, взрослого населения села.
Дети должны быть окружены сетью социальных и культурных проектов, объединений детей и взрослых, социальных и культурных коммуникаций.
В единое целое в таком случае объединяются собственно воспитательные воздействия, педагогически организованная среда, которая стимулирует процессы коллективообразования, совместная деятельность педагогов, детей, молодежи.
Пространство может быть, например, построено вокруг одной школы, выступающей инициатором совместной деятельности.
Патриотическое воспитание осуществляется в процессе социализации молодёжи в различных сферах жизнедеятельности общества путём участия в работе различного рода движений, акций, инициатив, мероприятий.
Нашей школой проводятся мероприятия, посвященные памятным датам современности и отечественной истории.
Подобные мероприятия помогают обучающимся школы почувствовать и понять важность и значимость проводимого, помогают поднимать престиж государства, осознавать значимость военных событий, воспитывают в них гражданственность и патриотизм.
Цель акции«Зажги свою свечу»:
воспитание чувства патриотизма, уважения к памяти погибших, причастности к судьбам и делам предшествующих поколений.Задачи:
-Развивать ценностные отношения к своему Отечеству
-Создавать условия для творчества детей, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции школьников.
-Приобщать обучающихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково- исследовательской деятельности.
-Развивать универсальные учебные действия
Этапы проекта:
а. создание проекта листовки о предстоящей акции
б. организация встречи с администрацией сельского поселения, директором ДК «Шахтер» и СПЦ № 5 по поводу проведения вечера Памяти
в. определение места и времени проведения акции
г. создание сценария
д. поиск музыкального сопровождения.
а. деление волонтеров на группы, отвечающие за
- печать и распространение листовок о предстоящей акции (Приложение)
- встречу с заместителем главы администрации Горнозаводского сельского поселения
- встречу с администрацией СПЦ № 5
- подготовительную работу с обучающимися
- встречу с музыкальным работником ДК «Шахтер»
б. репетиция с ведущими Вечера Памяти
а. 28 января в 19-45 организованное движение обучающихся школы с родителями, классными руководителями, администрацией школы по у.Советская и в 20-00 сбор всех участников Вечера: школьников, воспитанников СПЦ № 5, работников сельской администрации, взрослого населения на площади у ДК «Шахтер»,
б. зажжение свечей
в. проведение Вечера Памяти
г. Минута молчания.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
личностные: понимание смысла таких понятий как «добро», «зло», «Родина», «мир» и т.д.;
умение оценивать поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм;
воспитание у обучающихся гордости за родной край;
коммуникативные: активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, не только в школе, но и за ее пределами;
умение определять цели, функции участников акции, способы взаимодействия;
умение осуществлять поиск необходимой информации, ее систематизации;
формирование гражданско—правовой компетентности школьников;
познавательные: умение создавать сценарий мероприятия на основе подобранной информации;
развитие у молодёжи потребности в изучении истории Отечества и своего края.
Описание акции:
В России, пожалуй, нет семьи, которой бы не коснулась война.
В год 70-летия Великой Победы значимой становится каждая дата.
В январе их две:
27 января 1944 года – полное снятие блокады Ленинграда
и 27 января 1945 года освобождение советскими войсками крупнейшего лагеря смерти Освенцим, Международный день памяти жертв Холокоста.
В такие дни общие чувства объединяют всех россиян, независимо от возраста, вероисповедания и политических убеждений. С ними вспоминают этот день те, кто воевали, выжили, восстановили страну. С каждым годом этих людей все меньше. Они уходят. Скоро их не будет совсем. Сегодня им нужно от нас, молодых, не так много - чтобы помнили, не забывали о великом подвиге, который каждый из них совершил, жертвуя всем, ради того, чтобы мы жили. В этот день необходимо отвлечься от всех очень важных повседневных дел и вспомнить, благодаря кому мы живем, и сказать им спасибо, может быть, даже не вслух, может, про себя, для того, чтобы просто остаться человеком. Этому и служит подготовленная волонтерами акция «Зажги свою свечу». 28 января 2015 года в 20-00 молодежь и дети, родители школьников, представители администрации, неравнодушные сельчане собираются на площади у ДК «Шахтер», зажигают свечи.
Четверо ведущих (2 девушки и 2 юношей).
Все слова звучат на фоне музыки: Ф.Шопен «Аве, Мария», Моцарт «Реквием», колокольный звон.
Сценарий
условно назван «Две важные даты из истории войны» (не озвучивается)
девушка: Зажгу поминальную свечку, Глаза я прикрою руками, Заплачу, подумав о вечном... Молитву я вслух почитаю. (читаются строки с эффектом эха)
юноша: Чтобы вспомнить сегодня всех тех, кто остался в войне, самой страшной войне в истории человечества, страшной своими жертвами Ведущий: 27 января 1944 года была окончательно снята блокада Ленинграда.
Впервые за 28 месяцев ленинградцы, не опасаясь бомб и снарядов, вышли на израненные, но прекрасные и праздничные улицы, площади, набережные. Город праздновал своё освобождение.
Ведущий: За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.
Ленинград! Этот город стал также символом неисчислимых бед и страданий, которые принесла человечеству вторая мировая война.
Ведущий: Фашисты окружили Ленинград, обстреливали его из артиллерийских орудий всех калибров и беспрерывно бомбили город с воздуха. На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращён в город-крепость.
И люди шли, чтоб за него сражаться,
Тот, кто не трус, кто честен был и смел, -
Уже бессмертен. Слава ленинградцам!
Честь – их девиз. Бессмертье – их удел.
Ведущий: В темноте и тишине Смерть входила во все дома.
Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. Это была обычная большая ленинградская семья. Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева. На последней странице своего дневника Таня написала: « Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».
Чтец:
Враг силой не мог нас осилить,
Нас голодом хочет он взять,
Отнять Ленинград у России,
В полон ленинградцев забрать.
Такого во веки не будет
На невском святом берегу,
Рабочие русские люди
Умрут, не сдадутся врагу.
Ведущий: Гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.
Ведущий: Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.
Ведущий: Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым.
В далёком тревожном военном году,
Под гром батарей, у страны на виду
Стояли со взрослыми рядом
Ребята у стен Ленинграда.
Ведущий: Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев.
Под шелестом опущенных знамён
Лежат бок о бок дети и солдаты.
На пискарёвских плитах нет имён,
На пискарёвских плитах только даты.
Год сорок первый…
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой.
Ведущий: А еще 27 января - День Катастрофы и героизма, день, когда 70 лет назад были освобождены узники Освенцима.
Чтец:
День Памяти Жертв Холокоста- Трагедия прошлого века, Где зло небывалого роста Решало судьбу человека. Как много безвинно убитых, Детей, матерей и отцов. Как много слезами омытых Могил Неизвестных бойцов. О, Боже, храни ты их души... И память о них храня вечно, Плач сердца сегодня послушай. Зажги поминальную свечку...
Ведущий: И сегодня звучит колокол по тем, кто не дожил, превратившись в лагерную пыль:
юноша: Если бы я сказал тебе тогда, когда мы танцевали вдвоем в маленькой комнатке при оранжевом свете: послушай, вот тебе миллион человек, или два, или три миллиона, убей их так, чтобы никто об этом не знал, даже они сами, посади в тюрьму несколько сот тысяч, сломи их солидарность, натрави человека на человека... ты, конечно, сочла бы меня сумасшедшим, и, пожалуй, нам пришлось бы прервать танец. Но я бы, наверно, так не сказал, даже если бы знал лагерь, — я не стал бы портить настроение.
А тут — во-первых, один деревенский, с белеными стенами сарай, и в нем — душат людей. Потом четыре строения побольше — двадцати тысяч как не бывало. Без волшебства, без ядов, без гипноза. Несколько человек направляют движение, чтобы не было толчеи, и люди текут, как вода из крана. Происходит это среди хилых деревьев задымленного лесочка. Обыкновенные грузовики подвозят людей, возвращаются и опять подвозят — как на конвейере. Без волшебства, без ядов, без гипноза.
Или еще так: рукоятью лопаты по горлу, и вот тебе по сто человек ежедневно. Или суп из крапивы и хлеб с маргарином, а потом молодой, рослый эсэсовец с измятым листком бумаги, номер, вытатуированный на твоей руке, потом грузовик, один из тех...
девушка: А вокруг золотые сияли леса,
Поздней осени польской краса,
Там травы золотой сожжена полоса,
Не гуляют ни серп, ни коса.
Только шепчутся голоса, голоса,
Тихо шепчутся там голоса:
(девушка и юноша повторяют строки по очереди, как эхо)
- Мы мертвы. Мы в обнимку друг с другом лежим,
Мы прижались к любимым своим,
Но сейчас обращаемся только к чужим,
От чужих ничего не таим.
Сосчитайте по выбоинам на земле,
По лохмотьям истлевших одежд,
По осколкам стекла, по игрушкам в золе,
Сколько было тут светлых надежд.
Сколько солнца и хлеба украли у нас,
Сколько детских засыпали глаз.
Сколько крохотных юбок, рубашек, чулок
Ветер по свету гнал и волок.
Сколько стоили фосфор, и кровь, и белок
В подземелье фашистских берлог…
… Понимаете вы! Мы уже не мертвы,
Мы воскресли на веки веков!
Ведущий: Отдельно взятые люди, сколько бы их ни было, не могут воспрепятствовать появлению чего-то похожего на Освенцим завтра или через три тысячи лет. Но они могут положить конец связанному с Холокостом забвению. Мы не в состоянии запечатлеть воспоминания тех, кто умер в тишине. Но мы можем увековечить их тишину, их молчание и то молчание, которое их окружало.
Если мы будем так же вспоминать об Освенциме, как сегодня, и когда-то в будущем, через пять тысяч лет случится нечто подобное, то будущие узники тишины будут знать наверняка, что на этой земле никто не умирает в молчании. Они будут знать то, что было еще неизвестно людям в газовых камерах: молчание тех, кто умер мученической смертью, будет живо до тех пор, пока человеческий род населяет этот маленький шарик.
Чтец:
Не бросай свою скрипку! Играй!
Пусть ожившие души звучат
В нервных муках еврейского скерцо.
Был у каждого рай,
Был у каждого ад,
И у каждого был свой Освенцим.
Чтец:
Кто молчать не хотел – получил пулю в сердце на месте,
Кто глаза не отвёл – оказался в расстрельном ряду.
И молились они о спасении жизни и чести
В том далеком от нас, уж не вспомнить, в котором году.
Но попрятавшись в щели, забившись в лохмотья постели,
Мы сквозь слезы и страх повторяли опять и опять:
«Даже полная тьма не погасит огня в нашем теле,
А свеча даже в полной ночи продолжает сиять».
Вечер Памяти завершается минутой молчания, у каждого в руках горящая свеча.
Зажжение Свечи памяти - это высокая дань уважения за мужество и героизм, дань памяти тем, кто остался там, в войне.
Свеча – это горечь потерь и сердечная благодарность за подаренную возможность жить.
Акция призвана, помимо увековечивания памяти павших в войне способствовать духовному сближению братских народов вокруг общей Победы и единого исторического наследия.
«Свеча» для православных христиан — символ веры и символ памяти. Символ того, что наши предки не зря проливали свою кровь, ведь они одержали победу.
Результаты поведения акции:
Результативность реализации этого проекта измеряется степенью готовности и стремлением подростков школы к проведению подобных мероприятий, с привлечением молодежи и взрослого населения села, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, а также стимулирует к действию всех заинтересованных организаций, учреждений и объединений по вовлечению подростков и молодежи в общественно-полезную деятельность организаций и объединений. «Зажечь свою свечу» становится новой традицией помнить.
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости