Маленькие герои большой войны. Урок в 6 классе

Центр образования, улица Кирова, 31, Тверская область, Торжок
1941  — 1945 г.
КонкурсВсероссийская акция "Уроки памяти"
НоминацияКонкурс для учителей

Есть у нашего народа события, которые он не забывает. Для вех нас одним из таких событий является Великая Отечественная война.

К 9 мая в МБОУ Центр образования» города Торжка Тверской области в 6 классе было проведено мероприятие «Маленькие герои большой войны», направленное на воспитание патриотизма подрастающего поколения, любви к Родине, гордости за историческое прошлое своего народа.

Шестиклассникам было рассказано, какой ценой была завоёвана Победа. Война - это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев «Ни шагу назад, за нами Москва!», это добытая огнём и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина.

Много героев было у нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, но в ходе мероприятия дети говорили о сверстниках времён тех страшных лет. Когда началась война, в боевой строй встали не только взрослые мужчины и женщины. На защиту поднялись тысячи мальчишек и девчонок, ровесников учащихся. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам. Сейчас не каждый ученик назовёт имена пионеров-героев. Ребята узнали такие имена, как Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей. Дети узнали лишь о немногих из тех, кто, не дожив до своего совершеннолетия, отдал жизнь в борьбе с врагом. Тысячи, десятки тысяч мальчишек и девчонок пожертвовали собой ради победы.

Наш долг перед поколением победителей – сохранить историческую память о войне, не оставить в забвении ни одного погибшего солдата, отдать дань благодарности за героический подвиг живым ветеранам войны и трудового фронта, детям войны.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования»

Города Торжка Тверской области

Сценарий мероприятия

в 6 классе Маленькие герои большой войны

подготовила

педагог-библиотекарь

Дробышева Татьяна Анатольевна

Торжок 2017

Эпиграф Над вьюгами и стужами седыми Вновь торжествует юная весна, И как огонь с водой несовместимы, Несовместимы дети и война! М. Садовский

Цель: воспитывать любовь к Родине, гордость за победу советского народа в Великой Отечественной войне на примерах героических поступков пионеров – героев в военное время

Задачи:

1. Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны;

2. Познакомить детей с юными пионерами – героями Великой Отечественной войны

Воспитательные:

1. Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению;

2. Воспитывать чувство долга, патриотизма, любви к Родине и осознания того, что долг каждого гражданина – защита Родины.

Развивающие:

1. Развивать способность сопереживать, умение слушать окружающих;

2. Развивать интерес к истории своего Отечества

Форма проведения мероприятия: литературно-музыкальная композиция

Используемые педагогические методы и приёмы: рассказ-беседа, показ презентации, показ видеоролика

Оборудование: книги о героях-пионерах ВОВ, презентация «Дети войны», записи «Минута молчания», «Сообщение Левитана о начале войны», «Сообщение Левитана о победе», видеоролик о Великой Отечественной войне

Класс: 6 класс

Продолжительность занятия: 45 минут

Вступительное слово

Каждый год 9 мая вся наша страна отмечает День Победы в Великой Отечественной войне. Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить и почтить память таких же, как вы, девчонок и мальчишек, которые очень любили петь песни, играть, учиться, жить в дружбе. Но за такую жизнь им пришлось заплатить слишком дорогую цену. Вспомним грозный 1941 год, как всё начиналось…

Голос Левитана: «Сегодня 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну…» Вот так внезапно изменилось всё! Две странички календаря: 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года. Они отмечены в календаре разными цветами. Один – чёрный лист с ощетинившимися штыками и тлеющими бомбами. Другой – красный с переливами радуг победного салюта и символами воинской доблести и славы. Они так и называются – День памяти и скорби и День Победы. Два дня календаря. А между ними … А между ними 1418 дней и ночей страшной войны. Их нельзя стереть из памяти. Давайте же перелистаем некоторые страницы Великой Отечественной войны. Как всё это было? В ходе войны было проведено 6 гигантских битв и около 40 наступательных операций.

Оборона Брестской крепости … Она первая приняла удар врага. Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день — и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь».

Битва под Москвой … Фашистские танки рвались вперёд. На одном из участков фронта дорогу врагу преградили 28 героев-солдат из дивизии генерала Панфилова. Десятки танков подбили бойцы. А те всё шли и шли. Изнемогали в бою солдаты. И всё же не отступили в этом страшном бою панфиловцы. Не пропустили к Москве фашистов. Подвиг 28 панфиловцев навечно вписан в историю Великой Отечественной войны.

Блокада Ленинграда … В осаждённом городе оставались 2 миллиона 544 тысячи жителей, в том числе 400 тысяч детей. Блокада длилась 900 дней. Большинство жителей погибло от голода и бомбёжек.

Сталинградская битва. Курская дуга, битва за Днепр, героическая осада Севастополя … За всеми этими названиями – судьбы людей. Жизнь и смерть. Они шли рядом. Ребятам того времени пришлось многое испытать. До войны у них было такое же счастливое детство, как и у вас. Но 22 июня 1941 года перечеркнуло всю их жизнь.

Война прошлась по детским судьбам грозно, Всем было трудно, трудно для страны, Но детство изувечено серьёзно: Страдали тяжко дети от войны

Дети страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства. Время было тяжёлым. Дети теряли родителей, братьев и сестёр. Иногда испуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – фашистские застенки. «Ленинградские дети» … Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия (истощение). А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

После войны весь мир узнал печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. С сентября 1941 года по январь 1944 года, 900 дней и ночей, Ленинград был в блокаде. 640 тысяч ленинградцев погибло от голода и холода, ведь рабочим и инженерно-техническим работникам выдавали в день по 250 г хлеба, а служащим и детям – по 125 г. Немцы рассчитывали, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и сдадут его. Но они просчитались. Не погиб город, ведь на его защиту встали со взрослыми рядом дети Ленинграда. Таня Савичева не совершала боевой подвиг. Её подвигом было то, что она написала историю своей семьи. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких записей.

Эта тонкая тетрадка стоит многих толстых книг. Пионерка Ленинграда, потрясает твой дневник Таня, Савичева Таня, ты в сердцах у нас жива, Затаив на миг дыханье, слышит мир твои слова.

""Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 г." "Бабушка умерла 25 января в З ч. дня 1942 г. " "Лека умер 17 марта в 5ч. утра 1942 г. " ""Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 г. " "Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 г." "Мама умерла 13 мая в 7.30 ч. утра 1942 г. " "Савичевы умерли". ""Умерли все". "Осталась одна Таня".

Потом умерла и Таня. Она была вывезена с другими детьми в Горьковскую область. Сильное истощение и нервное потрясение сломили девочку. Умерла она 23 мая 1944 года. Всюду висели плакаты, призывающие на фронт. Фабрики и заводы страны остались без рабочих. В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налётах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях. Самые обездоленные дети войны - малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку - у них отняли Родину и свободу. Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую частицу того, что видели дети, оказавшиеся в лагерях смерти. В гетто дети умирали чаще всего от голода и болезней. Нацисты относились к этому равнодушно. Маленькие дети, по их мнению, не представляли особой ценности — их нельзя было использовать в качестве рабочей силы. Детей, наряду со стариками, инвалидами и больными, уничтожали в первую очередь. Повсюду в оккупированных гитлеровцами областях и селах возникли партизанские отряды. Наряду со взрослыми были и юные партизаны. Они проявляли смелость, бесстрашие, мужество и отвагу. О юных партизанах написано много книг. У них было взрослое понимание воинского и гражданского долга.

Стихотворение «До свидания, мальчики!»

Ах, война, что ж ты сделала, подлая: стали тихими наши дворы, наши мальчики головы подняли, повзрослели они до поры, на пороге едва помаячили и ушли за солдатом солдат... До свидания, мальчики! Мальчики, постарайтесь вернуться назад. Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, не жалейте ни пуль, ни гранат и себя не щадите вы... И все-таки постарайтесь вернуться назад. Ах, война, что ж ты, подлая, сделала: Вместо свадеб — разлуки и дым! Наши девочки платьица белые Раздарили сестренкам своим. Сапоги... Ну куда от них денешься? Да зеленые крылья погон... Вы наплюйте на сплетников, девочки! Мы сведем с ними счеты потом. Пусть болтают, что верить вам не во что, Что идете войной наугад... До свидания, девочки! Девочки, Постарайтесь вернуться назад!

Воевали не только взрослые. Воевали и дети. И как воевали!

Лёня Голиков учился в школе, помогал по хозяйству, дружил с ребятами. Но неожиданно началась Великая Отечественная война, и всё то, о чём он так мечтал в мирной жизни, вдруг оборвалось.

Леня Голиков . 15-летний разведчик партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Он участвовал в 27 боевых операциях. Им было уничтожено 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно – фуражных склада, 10 автомашин с боеприпасами. 13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки, гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск. Лёня Голиков в перестрелке застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофёра. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин. Леонид Голиков был представлен к званию Герой Советского Союза. 24 января 1944 года в неравном бою в Псковской области Леня Голиков погиб. 2 апреля 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Нет сомнения, доживи Валя Котик до наших дней, он стал бы выдающейся личностью. Но он не стал ни космонавтом, ни рабочим-новатором, ни учёным-изобретателем. Он остался вечно юным, остался пионером.Валя Котик - пионер-герой, юный партизан-разведчик, которому было всего 14 лет. Во время Великой Отечественной войны принимал активное участие в партизанском движении на Украине. Сначала был связным, затем участвовал в боях. Был дважды ранен и погиб в бою. Валентин Котик был награжден орденом Отечественной войны и медалью. В 1957 году был снят фильм «Орлёнок», посвященный Вале Котику. А в 1958 году ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Портнова по-настоящему любила свою Родину и погибла за неё, твёрда веря в победу. Портнова. Когда началась война, Зине было 15 лет. Она работала в столовой курсов переподготовки немецких офицеров. По указанию подполья отравила пищу в столовой. Во время разбирательства, желая доказать свою непричастность, съела отравленный суп. Чудом осталась жива. В декабре 1943 года, возвращаясь с задания, была схвачена фашистами в деревне Мостище. На одном из допросов в гестапо, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев. Пыталась бежать, но была схвачена. Зину зверски замучили и расстреляли в тюрьме города Витебска. 1 июля 1958 года Зинаиде Портновой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Казей считался рано осиротевшим: отец умер, когда Марату не было семи. Казей - пионер-герой, юный партизан-разведчик. В 1942 году его мама была повешена немцами в Минске за связь с партизанами. После этого со старшей сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд. Сестра Марата отморозила ноги, которые пришлось ампутировать, и девушку отправили на Большую землю. Марат часто участвовал в рейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях он был награжден орденом Отечественной войны, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Однажды в бою, Марат был ранен. Но несмотря на это, поднял партизан в атаку. В 1944 году, возвращаясь из разведки и окруженный немцами, Марат Казей подорвал себя и врагов гранатой. Звание Героя Советского Союза Марату Казею было присвоено в 1965 году.

Что может быть страшнее смерти ребёнка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя. В годы войны погибли свыше 26 миллионов наших граждан. Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь.

Минута молчания

Четыре долгих года длилась Великая Отечественная война.

День Победы был самым долгожданным праздником в каждой советской семье. Таким он остается и сегодня. Нелегко доставалась нам эта победа. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе, - кто потерял сына, кто – отца или мать, кто – сестру или брата, кто – друга. Победа досталась дорогой ценой.

Голос Левитана: «Внимание! Говорит Москва! 8 мая 1945 года в Берлине представителями германского верховного командования подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил …»

Был день как день

Светило солнце

И ветер шарил по траве

Я тосковал, смотря в окно.

Отец на фронте на войне

И вдруг светлее стало в небе

Прибоем радостной волны.

Пришла к нам весточка: Победа!

И нет боев и нет войны!

На печке дед заплакал старый

Слёз не скрывая, как малец

И улыбнулась наша мама.

Улыбкой счастья, наконец

4 года папу ждали

Мы вместе с нею, словно век

И вот пришел под звон медалей

Родной и близкий человек!

Победа! Славная победа!

Какое счастье было в ней!

Пусть будет вечно ясным небо

И травы будут зеленей.

Советские солдаты защищали свою страну, и воины – герои были просто непобедимы. Как же тут не вспомнить прусского короля Фридриха II, который первым сказал, что русского солдата можно убить, но невозможно победить! Может, прислушайся немцы к своему великому предку, не было бы этой катастрофы, под названием Мировая Война.

Исполняется песня «Едут солдаты, едут с войны…»

«Страшное слово «война»… Увы, оно и сейчас звучит со всех сторон, и тогда, 22 июня 1941, оно леденящим душу шёпотом, холодом в сердце пробежало по всей советской стране. Люди поняли – большая беда не минует никого. Весь мир помнит слова Левитана, которые потрясли страну:

Любая война - это боль, слезы, потери и смерть. Любая война не разбирает свои жертвы, уничтожает самое святое - жизнь детей.

В 2017 году люди живут спокойно, учатся и работают, наслаждаются счастьем, которое дала им Победа. На западе до сих пор удивляются, почему мы с таким уважением относимся ко всему, что связывает нас с войной. Да, мы дорожим Победой и не хотим, чтобы кто-то когда-нибудь развязал войну. И это все благодаря нашим ветеранам , ветеранам Великой Отечественной Войны. Большое спасибо им и низкий поклон!

Вывод: Какие впечатления и чувства у вас после урока? Как вы считаете, у вас счастливое детство? Что нужно делать всем для того, чтобы жизнь была счастливой?

Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире!

А ведь и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, пыль дома и горят детские кроватки. Потому что и сегодня хочется кому-то большой войны. Надо сохранить планету людей, чтобы детство никогда больше не называлось войной.

Список использованной литературы

​​​​​​​1. Печерская А.Н., Дети-герои Великой Отечественной войны. – М.:ООО «Дрофа-Плюс», 2009

2. Печерская А.Н., Дети-герои Великой Отечественной войны. – М.:ООО «Дрофа-Плюс», 2005

3. Бурков Б. С., Мякушков В. А., Строки, опалённые войной. – М.:Политиздат, 1987

4. Плюхин Е. В., Набат памяти. – Ленинград: «Искусство», 1975

17.05.2017

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016