Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
«ЖДИ МЕНЯ»
Литературно-музыкальная композиция для старшеклассников, посвящённая памяти воинов-фронтовиков, защищавших нашу Родину
(подготовила и провела учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 9» станицы Старопавловской Кировского района Ставропольского края
БУТЕНКО ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА)
С -1
Звучит песня «В землянке»
Организатор вечера:
Сегодняшним школьникам повезло родиться в мирное время, они счастливы уже потому, что видят спокойное небо над головой и улыбающиеся лица вокруг. Однако в каждой семье все ещё помнят страшные дни Великой Отечественной войны. Но как забыть тяжелые годы? Героизм и мужество всех, кто сражался за Родину, не может быть забыто. Память о тех, кто ценой собственной жизни отстаивал право будущих поколений на свободу, навсегда останется в наших сердцах.
С -2
Клип: Песня «Журавли».
Ведущий 1: Война была такой грозной и неожиданной, что многие уходили, даже не простившись с родными.
Ведущий 2: Не было в нашей стране семьи, которая не понесла бы в этой войне тяжелой утраты. Долг живых - не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину от фашистского рабства.
Память о минувшей войне будет переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам.
Ведущий 1: Все помнится, ничто не забыто
Все помнится, никто не позабыт.
И днем и ночью в чаше из гранита
Святое пламя трепетно горит.
Ведущий 2: Неугасима память поколения
И память тех, кого так свято чтим
Давайте, люди, встанем на мгновение
И в скорби постоим и помолчим.
С-3
(Минута молчания).
С-4
Песня «Темная ночь»( в исполнении группы учащихся под гитару)
(музыка Никиты Богословского, слова Владимира Агатова)
С-5
Ведущий 1: Каждого бойца все четыре года ждала мать, жена, дети, невеста.
С-6
Ведущий 2: В армию ушли практически все мужчины призывных возрастов. Во многих селах и деревнях вообще не осталось мужчин моложе 50-55 лет. В 1943 году 71% работников сельского хозяйства составляли женщины. Рядом с ними трудились старики и подростки. Женщины и подростки заменяли у станков и на полях, мужей, отцов, старших братьев и сестер.
С-7-8
На передовую приходили от них письма, такие желанные для солдат.
С – 9-10
Ведущий 1: Солдаты писали им о том, как тосковали по родному краю, дому, семье, любимой.
С -11
Клип на стихотворение К. Симонова «Жди меня...»
(читает ученик в военной форме)
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводит грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать.
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет – Повезло -
Не понять не ждавшим им.
Как среди огня
Ожиданием своим ты спасла меня..
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой –
Просто ты умела ждать
Как никто другой.
С-12
Ведущий 1: С каждым днем становятся все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа.
Они, матери и жены, невесты и сестры умели ждать. Ждать, надеяться, любить. И вселять надежду в того, кто на фронте, на передовой. Кто на войне. Но просто ждать и надеяться они не могли. Матери, жены, сестры, невесты – все, кто не на фронте – это есть тыл. Тыл должен работать на фронт: ведь победа ковалась не только на фронте, но и в тылу.
С-13
Учащийся читает стихотворение
... Да разве об этом расскажешь - В какие ты годы жила! Какая безмерная тяжесть На женские плечи легла!..
За все ты бралася без страха, И, как в поговорке какой. Была ты и пряхой и ткахой, Умела - иглой и пилой.
Рубила, возила, копала, - Да разве же все перечтешь? А в письмах на фронт уверяла. Что будто отлично живешь.
Бойцы твои письма читали, И там, на переднем краю. Они хорошо понимали Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву И встретить готовый ее. Как клятву, шептал, как молитву, Далекое имя твое...
С – 14
Ведущий 2: В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один…
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
Бросались в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой…
Ведущий 1: Да, были, как века, мгновения.
Об этом тяжко вспоминать.-
«Хватило б только сил, терпения»,-
Чуть слышно повторяла мать.
Когда заря еще дремала
и крепко спали петухи,
она, ослабшая, вставала
на ошалелые гудки.
Ей было 27 неполных,
Внося сибирскую метель
в избу, она валилась, помню,
едва раздевшись, на постель.
Уставши за день несказанно,
Она шептала, как вчера:
- Успеть бы отдохнуть мне за ночь,-
и затихала до утра.
Мне только после ясно стало:
им, женщинам, таким, как мать,
упорным, сердце приказало
в тылу Отечество спасать.
Ведущий 2 :
Почему же весенним днем
Плачут матери громко?
И опять обжигает огнем
Слово страшное «похоронка»
(Е. Шварц)
А как переживали матери за своих сыновей, ушедших на войну. Получив во время войны извещение о смерти сына, не верили в его смерть и всю оставшуюся жизнь постоянно надеялись на чудо – чудо воскрешенья.
С -15
Звучит музыка «Мама» ансамбль Поля Мориа
Через весь зал, где стоит обелиск, подходит женщина в черном, возлагает цветы, плачет.
Стихотворение читает ученик
Над могильной плитой, Над стрелой обелиска - Только глянешь – и в горле комок - Опустилась рука, положила записку: “С днем рожденья тебя, мой сынок”. Это мама пришла, постаревшая рано, От морщин белый шрам на лице. И лежала гвоздика, незажившая рана, Как пронзительный крик в тишине. С днем рожденья, солдат, Поклоняются люди, и леса, и луга, и поля. Никогда для тебя смертной даты не будет, Если мама осталась жива. Написала война на трагических плитах Имена, имена, имена. Вы навек рождены, вы навек не забыты, Если Родина-мать спасена.
Монолог матери у обелиска.
Мать :
Сыночек мой, кровиночка,
Украден ты войной.
Листочек мой, травиночка,
Как пусто мне одной.
Прокаркала вороною
Беда, как в страшном сне.
Бумагой похоронною
Она пришла ко мне.
Я ворона проклятого
Отчаянно кляла.
Глаза свои проплакала
И всё тебя ждала.
Придёшь походкой лёгонькой,
Шинелька - нараспах.
Живой придёшь, целёхонький,
С улыбкой на губах.
Придёшь, огнём целованный,
С наградой боевой
Пускай и забинтованный,
Но всё-таки живой!
Неделя за неделею,
За годом год идёт.
Устала я надеяться,
Лишь боль во мне живёт.
Сыночек мой, кровиночка,
Прошло так много лет.
Листочек мой, травиночка,
Тебя всё нет и нет
(М. Пляцковский)
С-16
Ведущий 1 : Знали люди, что война – это страшно, это пропасть, это гибель, а ждать мужа с войны - это испытание в сто раз большее для жен, оставшихся дома, чем для воюющих мужей. Ждали, даже если приходила «похоронка». Ведущий 2 : Жены жили... Ожиданием. Верой. Любовью. Слезами ночью в подушку. Полевой почтой. Ну и, конечно же, заботой о детях. Что такое отпускать любимого человека, провожать, прощаться, зная, что, возможно, навсегда. Ждали, надеялись и писали письма.
С- 17
Этот маленький желтый листок посылаю в землянку к тебе,
чтобы строчками этими мог
часто думать в бою обо мне,
не давая пощады врагу,
чтоб в землянке порой находясь,
знал: любовь я твою берегу,
вспоминаю тебя каждый час
Ведущий 1 : Несмотря на разлуку, стаж семейной жизни (как и положено на войне) идет год за два. И остается особой связующей нитью между двумя людьми: мужем, прошедшим войну, и женой, сохранившей тепло домашнего очага.
Ведущий 2 : В один день мир женщин разделился на прошлое - то, что было еще вчера: последний школьный звонок, новое платье к выпускному балу, первая любовь, мечты о будущем...И война. То, что называлось войной, обрушилось прежде всего необходимостью выбора. И выбор между жизнью и смертью для многих из них оказался простым как дыхание.
С – 18 Клип на песню «Мой милый, если б не было войны» (Автор слов: Шаферан И. , музыка: Минков М.)
Мать:
Сыночек мой, кровиночка,
Украден ты войной.
Листочек мой, травиночка,
Как пусто мне одной.
Прокаркала вороною
Беда, как в страшном сне.
Бумагой похоронною
Она пришла ко мне.
Я ворона проклятого
Отчаянно кляла.
Глаза свои проплакала
И всё тебя ждала.
Придёшь походкой лёгонькой,
Шинелька - нараспах.
Живой придёшь, целёхонький,
С улыбкой на губах.
Придёшь, огнём целованный,
С наградой боевой
Пускай и забинтованный,
Но всё-таки живой!
Неделя за неделею,
За годом год идёт.
Устала я надеяться,
Лишь боль во мне живёт.
Сыночек мой, кровиночка,
Прошло так много лет.
Листочек мой, травиночка,
Те
Ведущие 2: Женщина – мать дает жизнь. Она и защищает её. Это
большая сила! Ни война, ни смерть, ничто не победит её.
Ведущий1:
Женщина!
Все победила она:
Боль, и разлуку,
И смерть, и усталость.
Девушка, мать, и сестра, и жена -
Сколько ей горя и счастья досталось!
Пусть продолжается праздник весны,
И ничего ей не нужно на свете, -
Только бы не было в мире войны,
Только счастливыми были бы дети.
Ведущий 2: Но война была… В памяти народной навсегда остались
годы Великой Отечественной войны. И, пожалуй, самой трагичной в годы
войны была судьба женщины. Мало их осталось в живых-тех, кто провожал
на великую битву своих сыновей, и тех, кто сам прошел все эти тяжелые
испытания.
Ведущие 1: У писателя Фадеева А. есть волнующие строки: «Но если и
в дни войны у людей есть кусок хлеба, и есть одежда на теле, и если бегут по
рельсам поезда, и вишни цветут в саду, и пламя бушует в долине и чья-то
незримая сила подымает воина с земли или постели, когда он заболел или
ранен, - все это сделали руки матери моей - моей, и его, и его..»
IIблок . Передача «ЖДИ МЕНЯ».
С- 19-20 (Заставка одноимённой передачи на экране)
Рассказы детей войны о тех родных и близких, кого провожали на фронт, кого ждали все военные годы.
Интервью.
Кого ваша семья провожала на фронт? Как это было?
Где пришлось служить фронтовику?
Кто ждал солдата? Кто остался дома?
Присылал ли он письма домой? О чём писал?
Как вы поддерживали связь со своим героем?
Кто дождался солдата?
Расскажите о встрече после Победы.
С- 21-31
Слово детям войны с демонстрацией портретов солдат-фронтовиков.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С-32
Стихотворение К. Симонова «Родина»
Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой её ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть...
Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.
С -33
Исполнение песни «Катюш
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости