Страницы памяти листая... (учителя-фронтовики средней школы №6)

МБОУ Калачеевская СОШ № 6, улица 1 Мая, 86, Воронежская область, город Калач
Дудецкая Анна
18 мая 2017 года
КонкурсВсероссийская акция "Уроки памяти"
НоминацияКонкурс для учителей
Скачать: 1441_0.doc   Скачать: 1441_1.ppt   Скачать: 1441_2.doc  

Цель: Изучение страниц биографий учителей-фронтовиков МБОУ Калачеевская СОШ № 6, расширение знаний об их боевых подвигах и вкладе в героическую победу в Великой Отечественной войне.

Задачи:

1. Изучить и систематизировать документальные, исторические и фото материалы, воспоминания, об учителях - фронтовиках;

2. Сохранить страницы жизни и сведения о малоизвестных военных подвигах учителей – участников войны в памяти обучающихся.

3. Формировать у подрастающего поколения чувства сопричастности к истории Отечества и родного края.

Учитель: Добрый день, здравствуйте, дорогие ребята, сегодня мы, вспоминая Великую Отечественную войну, поговорим о военном подвиге людей, которые работали в нашей школе, приходили каждое утро к первому уроку и начинали его со слов «Здравствуйте, дорогие ребята». Ваши бабушки и мамы помнят их уроки. Мне хотелось, чтобы и вы узнали об их военном пути.

Война… 22 июня 1941 года репродукторы прокричали это слово, и страна закружилась в смертельной карусели. Фашистская армия, оснащенная по последнему слову техники, опьянённая легкостью побед в Европе развернула наступление на огромном фронте от Черного моря до Балтики. Солдаты в серо-зелёных мундирах топтали нашу землю, в котле войны кипело и бурлило зарево, замешанное на смерти и страданиях, на боли и крови народной. (оповещение о начале войны – голос Левитана).

Пришла война и в большинство районов Воронежской области. Властно постучалась в дверь: кто может держать оружие, выходи. Выходи на священный бой за поруганную Землю, за сожженные города и сёла, за горе и слёзы матерей, за право жить свободными.

Ученик 1:

В воскресный день, на всю страну с тревогой

Сказали репродукторы – война.

И зашагали мальчики в шинелях серых в ногу,

Чтобы быстрей закончилась она.

Учитель : Длинные очереди в военкоматах – добровольцы требуют немедленной отправки на фронт. Из нашего района на фронт ушли около 29 тысяч калачеевцев. Среди них был Георгий Петрович Сорокин. Учитель с большой буквы. Он проработал 22 года (с 1966 по 1984 г.) директором нашей школы.

Ученик 2: В 1942 году Георгий закончил педучилище города Павловска (Воронежская область) и тут же, вчерашний студент, пошёл в военкомат.

Ученик 3:

Закат набряк людскою кровью.

Пылал зловеще горизонт.

Солдаты шли, насупив брови,

Из Калача на фронт, на фронт…

Он был пока еще далеким,

А здесь повис уж вдовий плач,

Когда из Павловска Сорокин

С дипломом шёл в родной Калач.

Учитель:

Георгию было только 17 лет, и его отправили в военное училище. Так судьба на 8 месяцев привела его в Рыбинское (Калинковское) военно-пехотное училище. Правда, пришлось прервать учебу на целый месяц. Фашисты подошли к Москве, курсантов бросили на защиту столицы. Оборону держали в третьем эшелоне. Когда немцев отогнали от столицы, вернули обратно в училище.

После сдачи экзаменов Сорокин рвался на фронт, но вместо этого его отправили в глубокий тыл, в город Муром, готовить новобранцев для боевых действий. В учебном полку тоже «лиха» хватало. От темна до темна занимались с призывниками в поле, но молодой лейтенант рапорт за рапортом отправлял командиру полка, с просьбой отправить на фронт. Георгий Петрович сделал несколько выпусков, пока его желание, наконец, удовлетворили.

Ученик 3: 3 марта 1943 года прибыл в районный центр Большую Писаревку Курской области, где его зачислили в 206 стрелковый полк 69 стрелковой дивизии Степного фронта. Впервые увидел, что такое война, голод, холод, сотни, тысячи смертей. Первый бой в качестве командира взвода, был за населенный пункт Михайловку. Немцы имели мощный огневой кулак, располагали большим количеством артиллерии, танков, оплели всю местность паутиной колючей проволоки, построили хитроумную систему дотов и дзотов. Но задача была выполнена, взвод Сорокина вклинился в боевые порядки отходящего противника, дело дошло до рукопашной схватки, появились первые раненые.

Ученик 4 : Свое первое ранение Г.П. Сорокин получил в боях за город Грайворон. При наступлении немцы открыли ураганный огонь. В одной из атак невдалеке разорвался снаряд, осколок пробил каску и застрял в голове. Потерявшего сознание командира взвода, бойцы перевязали и отправили в санбат. Около двух месяцев он находился в госпитале. Окрепнув, и набравшись сил, Г.П. Сорокин снова вернулся в свой 206 гвардейский стрелковый полк. Его ждало повышение: звание старшего лейтенанта и командование ротой. Бойцы любили своего ротного, и он отвечал им отеческой заботой.

Ученик 5 : Один из бойцов посвятил ему своё стихотворение:

Четвертый день подряд

Холодный хлещет дождь,

А мы в окопах в эту непогоду.

Доел из котелка последний борщ

И этим котелком вычерпываю воду.

Соседа справа ранило вчера,

Соседа слева разорвало в клочья

Здесь павших не хоронят до утра

А раненых вывозят только ночью.

Сорокин ротный лезет весь в грязи,

Хрипит: «Смотри, не пропусти,

Да самого, чтоб пуля не скосила!

В ответе за мою он жизнь,

А за моей спиною – вся Россия…

Учитель: Большим боевым испытанием для солдат стали бои в Корсунь-Шевченковской операции. Осложнялось осуществление операции ранней оттепелью и весенней распутицей на Украине. Раскисшие дороги затрудняли маневр войск и подвоз материальных средств. 69 дивизии и 206 гвардейскому стрелковому полку пришлось участвовать в окружении немцев. Фашисты отчаянно пытались вырваться из этого котла. Медленно двигались немецкие танки на позицию полка. Они шли и стреляли на ходу, даже из безопасного укрытия было страшно наблюдать это движение огромных машин. Георгий Петрович вспоминал: «Пришлось пережить тяжелые минуты, я требовал: «Дайте огня, почему молчит артиллерия, где танки? И в это время ударила наша артиллерия, появились первые подбитые танки врага, из-за холма я увидел, что шли лавиной наши танки, которые быстро сближались с «тиграми». «В атаку, за мной!» - скомандовал я и поднял свою роту в наступление… К утру 17 февраля окруженная группировка была ликвидирована. Немцы потеряли более 73 тысяч солдат и офицеров, в том числе 18,2 тысяч пленными. После этих боев наша дивизия стала называться Звенигородской».

Ученик 6:

Горит земля и днем и ночью.

Известен всем войны исход.

Она четвертый год грохочет

Солдат в боях четвертый год.

Учитель: Его полк шёл фронтовыми дорогами Украины, затем Молдовы, Румынии, Югославии, Венгрии.

Ученик 6:

А впереди чужие дали.

Он с боем их открыть готов.

И отражаются в медалях

Названья взятых городов.

Бежит с позором вражья свора,

Могуч страны моей удар.

Седой февраль. Венгерский город.

С названием Сексшфежрвар.

Разрывы бомб. И стоны, стоны.

Не видно в двух шагах земли.

Любой ценою оборону

Решили удержать враги.

Ученик 7:

В землянке над картою рваной,

Которые сутки подряд

Колдует Василий Иваныч

Токмовцев – суровый комбат.

От лампы лучи – паутинки

Сверкают в его седине…

На лбу он расправил морщинки

- Сорокина живо ко мне!

Улыбкой приветливой встретил,

Промолвил: - Ну что ж, лейтенант,

Приказ есть: взять пункт на рассвете,

А Вы, как разведчик, - талант,

Оставьте свои возраженья,

Не скромничать. И потому,

Возьмите с собой отделенье,

Разведайте, что и к чему.

Коварен и лют враг жестокий…

И мягче: - Понятен приказ?

- Так точно! – ответил Сорокин.

- Даю на разведку вам час.

Ученик 8:

Город близок, мерзнут лежа,

Тяжело вздохнул сосед.

Белый снег.

Халаты – тоже.

В небе дождь чужих ракет.

Полоснул прожектор хлестко,

Свиста пуль того и жди.

А нейтральная полоска

За спиною позади.

Первый дом, подход изучен.

Танк, другой, пора назад.

Проползти б подальше лучше,

Ведь не зря рискнул комбат.

Ночь к концу. Мороз все злее.

Не горят нигде огни.

Писк гармошек.

Батарея…

Далеко в тылу они …

Смотрят все солдаты в оба

Нервы – тонкая струна.

Ученик 9:

Снега хруст.

И точно бомба,

Раскололась тишина.

Веер пуль.

В сугробе вспыхнул,

Миг – понять никто не мог,

Где тут наш,

А где тут ихний,

Топот кованых сапог.

Стало жарко.

Спины в мыле.

В черный яр нырнул отряд.

А враги взахлеб палили

В беспорядке наугад.

Страх вползал к ним под мундиры,

Всё выматывал из жил.

… В срок Сорокин командиру

Обстановку доложил

Ученик 10.

Снег метался, ветер плакал,

Шла свинцовая метель.

Рота ринулась в атаку

Под свистящую шрапнель.

Вел её Сорокин с тыла

По оврагу, по тому,

Что зарёю лишь открыл он,

Все знакомо здесь ему.

И бойцы от коммуниста

Ни на шаг не отстают.

Молодцы, артиллеристы:

Танкам вражеским - капут!

Знамя части гордо реет,

В бой резерв ведет комбат.

Нет уже и батареи –

Вот разведки результат.

Ученик 1:

Каждый день вперед стремится,

Чтоб добить врага быстрей.

Город взят

И путь открылся

Прямо к логову зверей.

Лейтенант глядит на роту:

«Живы соколы – сыны»

Мыслит: «Редкий случай что-то

За историю войны».

А потом – вновь бой жестокий,

В Будапеште, на мосту

Ахнул выстрел,

И Сорокин

Повалился в темноту…

Учитель: Дорогой ценой заплатила Советская Армия за освобождение Будапешта. В одном из боев за квартал Венгерской столицы снайперская пуля достигла Соркина, и в бессознательном состоянии он был доставлен в госпиталь в Пешт, а затем в Баку, в Азербайджан. Здесь, на госпитальной койке он и встретил Победу.

Ученик 2:

По планете шла Победа

В дивном шелесте знамен.

И не знал он, и не ведал,

Что за подвиг награжден.

Учитель: орден Красной Звезды, был вручен Георгию Петровичу только через 24 года. В 1969 году на торжественной линейке, посвященной 1 сентября, военком вручил его директору-герою.

Ученик 3:

Песок нарядный, как на пляже,

Здесь тишина была вчера.

А нынче точно пух лебяжий,

Кружатся школьники с утра.

В широких окнах, как в озерах,

Горят сентябрьские лучи,

Улыбки, встречи, разговоры…

В сторонке жмутся первачки.

Отряд шумливых и веселых

Сейчас в смущении притих

- Вот ваш дом – вот эта школа-

Приободрил директор их.

Повеселели. Добрый этот

Огонь в глазах им всем знаком.

Но вот зачем сюда с планшетом

Зашел сегодня военком?

Ученик 4:

Всех поприветствовал сначала.

И на линейке в тот же час,

Слегка волнуясь, зачитал он

О награждении Указ.

Потом торжественно пред строем

У всех притихших на виду

Вручил директору-герою

Награду – Красную Звезду.

Она искала четверть века

Его, защитника страны,

Кто за свободу человека,

Прошел все ужасы войны.

Ученик 5:

Линейка.

Шелест трав чуть слышен.

В строю единая семья.

Звонок…

И дети мелом пишут:

«Россия – Родина моя».

Учитель : 22 года Георгий Петрович проработал в нашей школе на посту директора. Педагоги и ученики его уважали. Сколько детских восторженный глаз встречал он у порога школы, а потом, несколько лет спустя провожал, уже повзрослевшей в светлое будущее. Многие уроки Георгия Петровича, а преподавал он географию, оставили неизгладимый след в памяти его учеников. Он всегда подчеркивал, что Земля огромна, а Родина - это край, где мы живем. Знать и любить свою Родину - это значит быть ее истинным гражданином. На своих уроках он умело связывал с темой урока свои рассказы - воспоминания о войне, о странах, где приходилось ему участвовать в тяжелых боях, о мужестве и доблести советских воинов. Перед учениками был не просто учитель географии, но очевидец и участник тех героических военных лет.

Ученик 6:

Да, он недаром порох нюхал,

Чтоб в край весна пришла навек.

… Идет в свой класс по коридору

Обычный мирный человек.

Идет задумчиво с журналом

Большой дорогою труда,

Чтоб ярче прежнего сияла

Пятиконечная звезда.

Учитель: Фронтовик не любил выставлять напоказ свои награды, Только по праздникам надевал свой парадный костюм с орденами и медалями, а их у него не мало: Орден Отечественной войны I степени; Орден Отечественной войны II степени, орден Красной Звезды, который нашел героя через 24 года и 19 медалей.

Активный, отзывчивый человек, учитель-фронтовик, Георгий Петрович был частым гостем нашей школы, будучи уже на заслуженном отдыхе. Всегда с охотой встречался с детьми, с подростками, делился воспоминаниями, рассказывал правду о бесчеловечности фашистов и героизме советских солдат.

6 ноября 2007 года перестало биться его сердце. Часто при жизни в своих воспоминаниях он возвращался постоянно к одному событию того времени: когда он лежал в госпитале на лечении, боец его взвода, тоже раненый, прислал ему письмо, в котором было всего 4 строки:

«Все круги ада я изведал,

Россия – Родина, прости,

Что я не жизнью за Победу

А только кровью заплатил».

Учитель: Вторая страница нашего журнала посвящена военным дорогам учителя химии и биологии Г.Ф. Киселева. Георгий Федорович из поколения солдат, которые ушли на фронт в первые дни войны. 18 июня 1941 года Краснозагоренская средняя школа № 6 осуществила первый выпуск учащихся 10 классов, а 22 июня началась война. Выпускники и учителя были призваны в Красную Армию. Среди них и учитель химии и биологии Киселев Г.Ф. Человек скромный, как большинство ветеранов, он вспоминает свой фронтовой путь.

Ученик 1: «Сначала попал в военное училище в Острогожске, а после эвакуации в город Минусинск Красноярского края. По окончании училища в 1943 году, был направлен в распоряжение отдела кадров 3-го Украинского фронта, а затем получил назначение в 53 стрелковый мотоциклетный полк на должность командира взвода. В этой действующей части пробыл до апреля 1945 года, когда был тяжело ранен в боях за озером Балатон в Венгрии. Из Венгрии раненым был эвакуирован на родину. Попал в госпиталь в городе Иркутске и пробыл на излечении до конца июля 1945 года».

Ученик 2: За мужество, отвагу, исключительно умелое руководство взводом во время прорыва линии обороны противника в районе Татар-Бунар, личное уничтожение 4 пулемётов и 11 солдат противника награжден Орденом Красной Звезды.

Учитель: В годы войны ушли защищать Родину не только учителя мужчины, но и женщины. Среди них Моренко Александра Ивановна.

Ученик 3: Началась война и Александра Ивановна пошла в военкомат, с просьбой направить на фронт, но получила отказ, так как надо было кому-то учить детей. После нескольких неудачных попыток получить направление на фронт Александра Ивановна пишет письмо Сталину. Вскоре пришел ответ: «Обратитесь в райвоенкомат, ваша просьба удовлетворена. Сталин». Пришла служить вместе с другими девушками в 4 полк ВНОС в городе Воронеже. ВНОС – это воздушное наблюдение, оповещение, связь. Задача у Александры Ивановны и её подруг была такая: по звуку распознавать вражеский самолет и сообщить вовремя зенитчикам, истребителям. Немедленно прожектористы ловили лучами вражеские самолеты, мгновенно взмывали в небо наши истребители, четко и метко били зенитчики. Весьма редко удавалось вражеским самолетам удрать невредимыми.

А.И. Моренко, тогда ещё кроме выполнения обязанностей начальника наблюдательного пункта, учила своих подруг грамоте. За год закончили программу за 2-3 класс, а на следующий год – программу за 4 класс и, кроме этого, по политической и боевой подготовке.

Ученик 4: Из воспоминаний Моренко Александры Ивановны: «Наблюдательный пункт на фронте – это четыре-шесть девушек. Каждый пост близко к линии фронта. Рыли землянку, ставили вышку, наблюдали днем и ночью. Мы должны были в любую погоду распознать вражеские самолеты. А бомбы рвутся, вышку раскачивает, летят осколки… Наблюдатели-девушки засекали самолеты врага и сообщали нашим зенитчикам, истребителям.

Однажды, во время бомбежки, была повреждена связь. Я поползла к поврежденному участку. Взобралась на столб, но разорвалась неподалеку бомба, и меня сбросило взрывной волной, осколком ранило в челюсть, засыпало землей. Но я нашла в себе силы, выбралась из этой «могилы», снова взобралась на столб, соединила провода. Связь была восстановлена. Это наша боевая работа».

Ученик 5: В августе 1942 года Александра Ивановна с помощью подруг задержала трех диверсантов, проявив при этом смелость, смекалку, хитростью сумев обвести гитлеровцев. Одна безоружная, против трех вооруженных до зубов гитлеровцев, с платочком на плечах. Этот платочек помог ей подать девчонкам знак. Договорились, как поднимет платок с земли и накинет на плечи, сразу надо звонить нашим, чтоб подмогу прислали. Сама повела их к тете Дусе, пока они, то есть немцы, переодетые в советскую военную форму, ели картошку в «мундирах», наши солдаты подоспели. За этот подвиг подругам А.И. Моренко была объявлена благодарность, а сама она была награждена недельным отпуском домой. У подруг даже появилась своя песня на мотив фронтового «Синенького платочка».

Ученик 6:

Помню горячий денечек,

«Юнкерс» окопы бомбил,

Но «ястребочек», милый дружочек,

«Юнкерсу» хвост отрубил!

Кончился бой на рассвете,

Враг, окопавшись, залег,

Но «ястребочек», милый дружочек,

Базу фашистскую сжег!

Учитель: Мальчишки и девчонки, чьих отцов отняла война, воспринимали учителей-фронтовиков как спасителей, как людей, жизненные советы и наставления которых закрепились в сознании как отцовские наказы. Они хотели быть похожими на них такими же мужественными, нравственно устойчивыми, настоящими патриотами своей Родины.

Учителя-фронтовики! Пред Вами

Склоняем низко голову свою.

Мы рады быть для вас всегда учениками,

Мы рады знать о том, что вы всегда в строю.

Литература:

  1. Архивные материалы семьи Сорокиных.
  2. Воспоминания Киселева Георгия Федоровича
  3. Воспоминания Моренко Александры Ивановны
  4. Воспоминания о Г.П. Сорокине «Слово об учителе» Кривобоковой Т.П.
  5. Василий Зенков «Во имя жизни», «Ленинский путь» - газета Калачеевского района Воронежской области, 4 сентября 1969 года.
  6. Материалы школьного музея МБОУ Калачеевская СОШ № 6
  7. А. Петренко «Лейтенанты военной поры», «Калачеевские зори» - газета Калачеевского района Воронежской области, 21 июня 2001 года, стр. 2
  8. А.Терновский «Калач, Калач! Родимая сторонка!», «Евразия +», М., 2007г
  9. «Я – с этими людьми». Спецвыпуск журнала «Поле Куликово» №1 (13), 1997

 

 

 

18.05.2017

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016