Школы-госпитали
Когда началась Великая Отечественная война Камышин с первых ... Читать далее
Цель: Изучение страниц биографий учителей-фронтовиков МБОУ Калачеевская СОШ № 6, расширение знаний об их боевых подвигах и вкладе в героическую победу в Великой Отечественной войне.
Задачи:
1. Изучить и систематизировать документальные, исторические и фото материалы, воспоминания, об учителях - фронтовиках;
2. Сохранить страницы жизни и сведения о малоизвестных военных подвигах учителей – участников войны в памяти обучающихся.
3. Формировать у подрастающего поколения чувства сопричастности к истории Отечества и родного края.
Учитель: Добрый день, здравствуйте, дорогие ребята, сегодня мы, вспоминая Великую Отечественную войну, поговорим о военном подвиге людей, которые работали в нашей школе, приходили каждое утро к первому уроку и начинали его со слов «Здравствуйте, дорогие ребята». Ваши бабушки и мамы помнят их уроки. Мне хотелось, чтобы и вы узнали об их военном пути.
Война… 22 июня 1941 года репродукторы прокричали это слово, и страна закружилась в смертельной карусели. Фашистская армия, оснащенная по последнему слову техники, опьянённая легкостью побед в Европе развернула наступление на огромном фронте от Черного моря до Балтики. Солдаты в серо-зелёных мундирах топтали нашу землю, в котле войны кипело и бурлило зарево, замешанное на смерти и страданиях, на боли и крови народной. (оповещение о начале войны – голос Левитана).
Пришла война и в большинство районов Воронежской области. Властно постучалась в дверь: кто может держать оружие, выходи. Выходи на священный бой за поруганную Землю, за сожженные города и сёла, за горе и слёзы матерей, за право жить свободными.
Ученик 1:
В воскресный день, на всю страну с тревогой
Сказали репродукторы – война.
И зашагали мальчики в шинелях серых в ногу,
Чтобы быстрей закончилась она.
Учитель : Длинные очереди в военкоматах – добровольцы требуют немедленной отправки на фронт. Из нашего района на фронт ушли около 29 тысяч калачеевцев. Среди них был Георгий Петрович Сорокин. Учитель с большой буквы. Он проработал 22 года (с 1966 по 1984 г.) директором нашей школы.
Ученик 2: В 1942 году Георгий закончил педучилище города Павловска (Воронежская область) и тут же, вчерашний студент, пошёл в военкомат.
Ученик 3:
Закат набряк людскою кровью.
Пылал зловеще горизонт.
Солдаты шли, насупив брови,
Из Калача на фронт, на фронт…
Он был пока еще далеким,
А здесь повис уж вдовий плач,
Когда из Павловска Сорокин
С дипломом шёл в родной Калач.
Учитель:
Георгию было только 17 лет, и его отправили в военное училище. Так судьба на 8 месяцев привела его в Рыбинское (Калинковское) военно-пехотное училище. Правда, пришлось прервать учебу на целый месяц. Фашисты подошли к Москве, курсантов бросили на защиту столицы. Оборону держали в третьем эшелоне. Когда немцев отогнали от столицы, вернули обратно в училище.
После сдачи экзаменов Сорокин рвался на фронт, но вместо этого его отправили в глубокий тыл, в город Муром, готовить новобранцев для боевых действий. В учебном полку тоже «лиха» хватало. От темна до темна занимались с призывниками в поле, но молодой лейтенант рапорт за рапортом отправлял командиру полка, с просьбой отправить на фронт. Георгий Петрович сделал несколько выпусков, пока его желание, наконец, удовлетворили.
Ученик 3: 3 марта 1943 года прибыл в районный центр Большую Писаревку Курской области, где его зачислили в 206 стрелковый полк 69 стрелковой дивизии Степного фронта. Впервые увидел, что такое война, голод, холод, сотни, тысячи смертей. Первый бой в качестве командира взвода, был за населенный пункт Михайловку. Немцы имели мощный огневой кулак, располагали большим количеством артиллерии, танков, оплели всю местность паутиной колючей проволоки, построили хитроумную систему дотов и дзотов. Но задача была выполнена, взвод Сорокина вклинился в боевые порядки отходящего противника, дело дошло до рукопашной схватки, появились первые раненые.
Ученик 4 : Свое первое ранение Г.П. Сорокин получил в боях за город Грайворон. При наступлении немцы открыли ураганный огонь. В одной из атак невдалеке разорвался снаряд, осколок пробил каску и застрял в голове. Потерявшего сознание командира взвода, бойцы перевязали и отправили в санбат. Около двух месяцев он находился в госпитале. Окрепнув, и набравшись сил, Г.П. Сорокин снова вернулся в свой 206 гвардейский стрелковый полк. Его ждало повышение: звание старшего лейтенанта и командование ротой. Бойцы любили своего ротного, и он отвечал им отеческой заботой.
Ученик 5 : Один из бойцов посвятил ему своё стихотворение:
Четвертый день подряд
Холодный хлещет дождь,
А мы в окопах в эту непогоду.
Доел из котелка последний борщ
И этим котелком вычерпываю воду.
Соседа справа ранило вчера,
Соседа слева разорвало в клочья
Здесь павших не хоронят до утра
А раненых вывозят только ночью.
Сорокин ротный лезет весь в грязи,
Хрипит: «Смотри, не пропусти,
Да самого, чтоб пуля не скосила!
В ответе за мою он жизнь,
А за моей спиною – вся Россия…
Учитель: Большим боевым испытанием для солдат стали бои в Корсунь-Шевченковской операции. Осложнялось осуществление операции ранней оттепелью и весенней распутицей на Украине. Раскисшие дороги затрудняли маневр войск и подвоз материальных средств. 69 дивизии и 206 гвардейскому стрелковому полку пришлось участвовать в окружении немцев. Фашисты отчаянно пытались вырваться из этого котла. Медленно двигались немецкие танки на позицию полка. Они шли и стреляли на ходу, даже из безопасного укрытия было страшно наблюдать это движение огромных машин. Георгий Петрович вспоминал: «Пришлось пережить тяжелые минуты, я требовал: «Дайте огня, почему молчит артиллерия, где танки? И в это время ударила наша артиллерия, появились первые подбитые танки врага, из-за холма я увидел, что шли лавиной наши танки, которые быстро сближались с «тиграми». «В атаку, за мной!» - скомандовал я и поднял свою роту в наступление… К утру 17 февраля окруженная группировка была ликвидирована. Немцы потеряли более 73 тысяч солдат и офицеров, в том числе 18,2 тысяч пленными. После этих боев наша дивизия стала называться Звенигородской».
Ученик 6:
Горит земля и днем и ночью.
Известен всем войны исход.
Она четвертый год грохочет
Солдат в боях четвертый год.
Учитель: Его полк шёл фронтовыми дорогами Украины, затем Молдовы, Румынии, Югославии, Венгрии.
Ученик 6:
А впереди чужие дали.
Он с боем их открыть готов.
И отражаются в медалях
Названья взятых городов.
Бежит с позором вражья свора,
Могуч страны моей удар.
Седой февраль. Венгерский город.
С названием Сексшфежрвар.
Разрывы бомб. И стоны, стоны.
Не видно в двух шагах земли.
Любой ценою оборону
Решили удержать враги.
Ученик 7:
В землянке над картою рваной,
Которые сутки подряд
Колдует Василий Иваныч
Токмовцев – суровый комбат.
От лампы лучи – паутинки
Сверкают в его седине…
На лбу он расправил морщинки
- Сорокина живо ко мне!
Улыбкой приветливой встретил,
Промолвил: - Ну что ж, лейтенант,
Приказ есть: взять пункт на рассвете,
А Вы, как разведчик, - талант,
Оставьте свои возраженья,
Не скромничать. И потому,
Возьмите с собой отделенье,
Разведайте, что и к чему.
Коварен и лют враг жестокий…
И мягче: - Понятен приказ?
- Так точно! – ответил Сорокин.
- Даю на разведку вам час.
Ученик 8:
Город близок, мерзнут лежа,
Тяжело вздохнул сосед.
Белый снег.
Халаты – тоже.
В небе дождь чужих ракет.
Полоснул прожектор хлестко,
Свиста пуль того и жди.
А нейтральная полоска
За спиною позади.
Первый дом, подход изучен.
Танк, другой, пора назад.
Проползти б подальше лучше,
Ведь не зря рискнул комбат.
Ночь к концу. Мороз все злее.
Не горят нигде огни.
Писк гармошек.
Батарея…
Далеко в тылу они …
Смотрят все солдаты в оба
Нервы – тонкая струна.
Ученик 9:
Снега хруст.
И точно бомба,
Раскололась тишина.
Веер пуль.
В сугробе вспыхнул,
Миг – понять никто не мог,
Где тут наш,
А где тут ихний,
Топот кованых сапог.
Стало жарко.
Спины в мыле.
В черный яр нырнул отряд.
А враги взахлеб палили
В беспорядке наугад.
Страх вползал к ним под мундиры,
Всё выматывал из жил.
… В срок Сорокин командиру
Обстановку доложил
Ученик 10.
Снег метался, ветер плакал,
Шла свинцовая метель.
Рота ринулась в атаку
Под свистящую шрапнель.
Вел её Сорокин с тыла
По оврагу, по тому,
Что зарёю лишь открыл он,
Все знакомо здесь ему.
И бойцы от коммуниста
Ни на шаг не отстают.
Молодцы, артиллеристы:
Танкам вражеским - капут!
Знамя части гордо реет,
В бой резерв ведет комбат.
Нет уже и батареи –
Вот разведки результат.
Ученик 1:
Каждый день вперед стремится,
Чтоб добить врага быстрей.
Город взят
И путь открылся
Прямо к логову зверей.
Лейтенант глядит на роту:
«Живы соколы – сыны»
Мыслит: «Редкий случай что-то
За историю войны».
А потом – вновь бой жестокий,
В Будапеште, на мосту
Ахнул выстрел,
И Сорокин
Повалился в темноту…
Учитель: Дорогой ценой заплатила Советская Армия за освобождение Будапешта. В одном из боев за квартал Венгерской столицы снайперская пуля достигла Соркина, и в бессознательном состоянии он был доставлен в госпиталь в Пешт, а затем в Баку, в Азербайджан. Здесь, на госпитальной койке он и встретил Победу.
Ученик 2:
По планете шла Победа
В дивном шелесте знамен.
И не знал он, и не ведал,
Что за подвиг награжден.
Учитель: орден Красной Звезды, был вручен Георгию Петровичу только через 24 года. В 1969 году на торжественной линейке, посвященной 1 сентября, военком вручил его директору-герою.
Ученик 3:
Песок нарядный, как на пляже,
Здесь тишина была вчера.
А нынче точно пух лебяжий,
Кружатся школьники с утра.
В широких окнах, как в озерах,
Горят сентябрьские лучи,
Улыбки, встречи, разговоры…
В сторонке жмутся первачки.
Отряд шумливых и веселых
Сейчас в смущении притих
- Вот ваш дом – вот эта школа-
Приободрил директор их.
Повеселели. Добрый этот
Огонь в глазах им всем знаком.
Но вот зачем сюда с планшетом
Зашел сегодня военком?
Ученик 4:
Всех поприветствовал сначала.
И на линейке в тот же час,
Слегка волнуясь, зачитал он
О награждении Указ.
Потом торжественно пред строем
У всех притихших на виду
Вручил директору-герою
Награду – Красную Звезду.
Она искала четверть века
Его, защитника страны,
Кто за свободу человека,
Прошел все ужасы войны.
Ученик 5:
Линейка.
Шелест трав чуть слышен.
В строю единая семья.
Звонок…
И дети мелом пишут:
«Россия – Родина моя».
Учитель : 22 года Георгий Петрович проработал в нашей школе на посту директора. Педагоги и ученики его уважали. Сколько детских восторженный глаз встречал он у порога школы, а потом, несколько лет спустя провожал, уже повзрослевшей в светлое будущее. Многие уроки Георгия Петровича, а преподавал он географию, оставили неизгладимый след в памяти его учеников. Он всегда подчеркивал, что Земля огромна, а Родина - это край, где мы живем. Знать и любить свою Родину - это значит быть ее истинным гражданином. На своих уроках он умело связывал с темой урока свои рассказы - воспоминания о войне, о странах, где приходилось ему участвовать в тяжелых боях, о мужестве и доблести советских воинов. Перед учениками был не просто учитель географии, но очевидец и участник тех героических военных лет.
Ученик 6:
Да, он недаром порох нюхал,
Чтоб в край весна пришла навек.
… Идет в свой класс по коридору
Обычный мирный человек.
Идет задумчиво с журналом
Большой дорогою труда,
Чтоб ярче прежнего сияла
Пятиконечная звезда.
Учитель: Фронтовик не любил выставлять напоказ свои награды, Только по праздникам надевал свой парадный костюм с орденами и медалями, а их у него не мало: Орден Отечественной войны I степени; Орден Отечественной войны II степени, орден Красной Звезды, который нашел героя через 24 года и 19 медалей.
Активный, отзывчивый человек, учитель-фронтовик, Георгий Петрович был частым гостем нашей школы, будучи уже на заслуженном отдыхе. Всегда с охотой встречался с детьми, с подростками, делился воспоминаниями, рассказывал правду о бесчеловечности фашистов и героизме советских солдат.
6 ноября 2007 года перестало биться его сердце. Часто при жизни в своих воспоминаниях он возвращался постоянно к одному событию того времени: когда он лежал в госпитале на лечении, боец его взвода, тоже раненый, прислал ему письмо, в котором было всего 4 строки:
«Все круги ада я изведал,
Россия – Родина, прости,
Что я не жизнью за Победу
А только кровью заплатил».
Учитель: Вторая страница нашего журнала посвящена военным дорогам учителя химии и биологии Г.Ф. Киселева. Георгий Федорович из поколения солдат, которые ушли на фронт в первые дни войны. 18 июня 1941 года Краснозагоренская средняя школа № 6 осуществила первый выпуск учащихся 10 классов, а 22 июня началась война. Выпускники и учителя были призваны в Красную Армию. Среди них и учитель химии и биологии Киселев Г.Ф. Человек скромный, как большинство ветеранов, он вспоминает свой фронтовой путь.
Ученик 1: «Сначала попал в военное училище в Острогожске, а после эвакуации в город Минусинск Красноярского края. По окончании училища в 1943 году, был направлен в распоряжение отдела кадров 3-го Украинского фронта, а затем получил назначение в 53 стрелковый мотоциклетный полк на должность командира взвода. В этой действующей части пробыл до апреля 1945 года, когда был тяжело ранен в боях за озером Балатон в Венгрии. Из Венгрии раненым был эвакуирован на родину. Попал в госпиталь в городе Иркутске и пробыл на излечении до конца июля 1945 года».
Ученик 2: За мужество, отвагу, исключительно умелое руководство взводом во время прорыва линии обороны противника в районе Татар-Бунар, личное уничтожение 4 пулемётов и 11 солдат противника награжден Орденом Красной Звезды.
Учитель: В годы войны ушли защищать Родину не только учителя мужчины, но и женщины. Среди них Моренко Александра Ивановна.
Ученик 3: Началась война и Александра Ивановна пошла в военкомат, с просьбой направить на фронт, но получила отказ, так как надо было кому-то учить детей. После нескольких неудачных попыток получить направление на фронт Александра Ивановна пишет письмо Сталину. Вскоре пришел ответ: «Обратитесь в райвоенкомат, ваша просьба удовлетворена. Сталин». Пришла служить вместе с другими девушками в 4 полк ВНОС в городе Воронеже. ВНОС – это воздушное наблюдение, оповещение, связь. Задача у Александры Ивановны и её подруг была такая: по звуку распознавать вражеский самолет и сообщить вовремя зенитчикам, истребителям. Немедленно прожектористы ловили лучами вражеские самолеты, мгновенно взмывали в небо наши истребители, четко и метко били зенитчики. Весьма редко удавалось вражеским самолетам удрать невредимыми.
А.И. Моренко, тогда ещё кроме выполнения обязанностей начальника наблюдательного пункта, учила своих подруг грамоте. За год закончили программу за 2-3 класс, а на следующий год – программу за 4 класс и, кроме этого, по политической и боевой подготовке.
Ученик 4: Из воспоминаний Моренко Александры Ивановны: «Наблюдательный пункт на фронте – это четыре-шесть девушек. Каждый пост близко к линии фронта. Рыли землянку, ставили вышку, наблюдали днем и ночью. Мы должны были в любую погоду распознать вражеские самолеты. А бомбы рвутся, вышку раскачивает, летят осколки… Наблюдатели-девушки засекали самолеты врага и сообщали нашим зенитчикам, истребителям.
Однажды, во время бомбежки, была повреждена связь. Я поползла к поврежденному участку. Взобралась на столб, но разорвалась неподалеку бомба, и меня сбросило взрывной волной, осколком ранило в челюсть, засыпало землей. Но я нашла в себе силы, выбралась из этой «могилы», снова взобралась на столб, соединила провода. Связь была восстановлена. Это наша боевая работа».
Ученик 5: В августе 1942 года Александра Ивановна с помощью подруг задержала трех диверсантов, проявив при этом смелость, смекалку, хитростью сумев обвести гитлеровцев. Одна безоружная, против трех вооруженных до зубов гитлеровцев, с платочком на плечах. Этот платочек помог ей подать девчонкам знак. Договорились, как поднимет платок с земли и накинет на плечи, сразу надо звонить нашим, чтоб подмогу прислали. Сама повела их к тете Дусе, пока они, то есть немцы, переодетые в советскую военную форму, ели картошку в «мундирах», наши солдаты подоспели. За этот подвиг подругам А.И. Моренко была объявлена благодарность, а сама она была награждена недельным отпуском домой. У подруг даже появилась своя песня на мотив фронтового «Синенького платочка».
Ученик 6:
Помню горячий денечек,
«Юнкерс» окопы бомбил,
Но «ястребочек», милый дружочек,
«Юнкерсу» хвост отрубил!
Кончился бой на рассвете,
Враг, окопавшись, залег,
Но «ястребочек», милый дружочек,
Базу фашистскую сжег!
Учитель: Мальчишки и девчонки, чьих отцов отняла война, воспринимали учителей-фронтовиков как спасителей, как людей, жизненные советы и наставления которых закрепились в сознании как отцовские наказы. Они хотели быть похожими на них такими же мужественными, нравственно устойчивыми, настоящими патриотами своей Родины.
Учителя-фронтовики! Пред Вами
Склоняем низко голову свою.
Мы рады быть для вас всегда учениками,
Мы рады знать о том, что вы всегда в строю.
Литература:
Сохранена авторская орфография и пунктуация
Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости