Разработка внеурочного мероприятия "Это надо живым"

Базковская СОШ, станица Базковская, Новый поселок, Ростовская область, БАЗКОВСКАЯ
1941  — 2017 г.
КонкурсВсероссийская акция "Уроки памяти"
НоминацияКонкурс для учителей
Скачать: 1476_0.JPG   Скачать: 1476_1.JPG   Скачать: 1476_2.JPG  

Цели и задачи мероприятия:

- расширить знания учащихся о памяти в виде памятников культуры Великой Отечественной войне;

- воспитывать уважение к героическому прошлому членов семьи;

- пробуждать сочувствие к людям старшего поколения;

- формировать положительную оценку нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;

- формировать активную жизненную позицию;

Оформление : портреты участников войны, цветы, плакаты, презентация музыка, обелиск.

Ход мероприятия.

Учитель: Май насыщен событиями: день трудящихся, день музеев, а есть день семьи и 9 мая. Два этих празника связаны. Как сейчас и узнаем. И оттветим на вопрос «Что же надо живым»

Ученик 1: Семья – ячейка общества. Она поддерживает, питает, воспитывает.

Каждая семья передает самое лучшее, доброе светлое. Но все семьи объединяет память.

Ученик 2: Слово «память» означает способность сохранить и воспроизвести в сознании прежние впечатления, опыт, также сам запас хранящихся в сознании впечатлений. Конечно же, помнить может каждый из нас.

Есть события и даты, которые никогда не померкнут в памяти народной. К таким событиям относится всемирно-историческая победа Советского Союза в Великой Отечественной войне. Прошло семьдесят два года после того, как отгремели победные залпы салютов, возвестившие всему миру о полном разгроме немецко-фашистских захватчиков и безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии.

Ученик3: За это время произошло много знаменательных событий в мире! Но чем больше покрываются те героические события дымкой истории, тем яснее становится всем честным людям земли, от каких ужасов и страданий избавила победа над германским фашизмом.

Наши бабушки, дедушки, прадедушки, прабабушки воевали в годы Великой Отечественной войны, растили хлеб, несли добро людям. Вот некоторые сведения о них.

Слово учащимся с рассказами об участии родственников в войне, вернувшихся с войны.

Чтение стихотворения «Помните»

Ученик 1: А память о прошлом, выполненная и в виде памятников духовной и материальной культуры способна продлить жизнь исторических событий.

Скульптурный памятник в ст.Базковской был поставлен в 1950 году рядом с местом захоронения солдат, погибших в 1942 году. Он включал фигуры солдата и скорбящей женщины, как память о военных событиях.

Ученик 2: Ведь в ходе Великой Отечественной войны из хуторов Базковского поселения погибло на фронтах 171 человек, без вести пропали - 203, вернулись 332 жителя.

Ученик 3: Также и донская земля оказалась ареной ожесточённых сражений с ненавистным врагом. В течение двух лет с октября 1941 по август 1943 года через Ростовскую область четырежды прокатывались огненные смерчи войны.

Летом 1942 года немецкие войска рвались к Сталинграду. И 160 дней шла оборона правобережья Дона. Линия фронта проходила по реке Дон. Правобережье Дона, в том числе и тогда Базковский район, с июля по декабрь 1942 года оккупировано было немецкими войсками.

Ученик 4. А в боях за освобождение нашей станицы проявили мужество и героизм бойцы 197 стрелковой дивизии. Но среди них были те, кто навсегда остался в донском крае – воины погибли. Их состав был многонациональным, и последнее пристанище нашли советские воины со всех концов большого Советского Союза. И сразу после изгнания противника в декабре 1942 года останки были захоронены в братской могиле.

Ученик 5: Для установления имен погибших потребовалось значительное время. Надо было разыскать их родственников, а это было нелегко. В школе работал кружок следопытов. Следопыты долго и кропотливо собирали материал: писали в г.Подольск в Центральный архив Советской Армии, писали в газеты, обращались по радио, слали письма родственникам погибших. В ходе работы установлены имена русских, украинских, узбекских, белорусских, таджикских солдат.

В ходе работы была установлена связь с родственниками 8 воинов. Получены письма от брата Неговора, жены Гусева, жены Поляниченко, письмо благодарности от родственников Никульшина, сестры и мамы Косенкова, сыновей Верещак, сестры Груненко.

Ученик 6: В 1967 году была установлена мемориальная доска с именами погибших

Ученик 4. Пятеро близких были в станице, приезжали поклониться праху родных. В 1975 году близкие смогли повидать, где же покоятся их родные – отцы, братья, сыновья: это – сыновья Верещак, дочь Савченко, мать и сестра Николая Косенкова.

Ученик 5: Мама Николая Васильевича Косенкова при встрече вспоминала: «Николай свое детство провел на Кубани. Хорошо учился. В 1933 году вступил в ряды комсомола. После окончания 7 классов добросовестно работал в родном колхозе. В 1941 году добровольцем ушел на фронт. Сражался на Украине, Белоруссии. В январе 1942 года получил ранение и был отправлен в госпиталь, после выздоровления получил недельный отпуск и прибыл домой. 28 мая семья проводила его опять на фронт и больше никогда не увидела. В 1945 году закончилась война. А мы ждали своего Николая живым и здоровым. Но прошел год, другой. А Николай так и не вернулся. И вот 28 апреля 1947 года мы получили извещение, в котором сообщалось, что сержант Косенков Николай Васильевич погиб в бою за социалистическую Родину верный воинской присяге. Захоронен с отдание воинских почестей.

20 лет семья жила ожиданием, что кто-нибудь вспомнит о нашем Коле. И этот момент настал в 1975 году. Большое спасибо детям, сообщившим нам весть о том, что Коля остался в памяти народной».

Учитель: И наши земляки, и ваши некоторые родственники нашли покой в чужом краю.

Рассказ ученика о своем погибшем прадедушке за пределами района.

Ученик 6. 23 февраля 1975 года за образцовое содержание и могилы школьники получили грамоту от общества охраны памятников.

Ученик 4 Сейчас на надгробной плите выбиты фамилии 46 воинов, участвовавших в освобождении Базковского района и погибших при исполнении воинского долга.

Вот их имена.

По очереди озвучивают имена, вставая

мл. лейт Бубекиров А.А.

ряд.Бурьянский .Е.

ряд. Быхаллов П.М.

лейт. Безбородов П.И.

ряд. Верещак А.С.

ряд. Вырва П.Д.

ст.лейт.Вдовоенко И.С.

серж. Гадков Г.И.

ряд. Гусев В.М.

ряд. Джабаров Ф.

ряд.Джуриев А.

ряд. Ерлаиев П.

ряд. Захаров Д.М.

ряд. Иванков А.А

серж. Косенков Н.В.

ряд. Кадралиев И.

ряд. Карпов С.К.

ряд. Кенжаев О.

ряд. Латкин А.С.

ряд. Литовченко В.Д.

ряд. Маляев О.

ряд. Махрамов М.

ряд.Маилула Т.В.

ряд. Каримов Х.

ряд. Нелин К.с.

ряд. Никульшин Т.С.

сер. Поляниченко А.Г.

серж. Неговора Ф.С.

лейт. Понизовский Г.

ряд. Просвирн И.Е.

ряд. Рыжков В.В.

ряд. Селютин И.Д.

ряд. Сабалиров М.З.

ряд. Савченко Г.Е.

серж. Скляров Я.Д.

ряд. Сумец И.Н.

ряд Суховей А.П.

ряд. Тариков А.Н.

ряд. Федорелис В.В.

ряд. Халиков Ю.

ряд Халиков Ж

лейт. Ханжин А.М.

ряд.Червполюк М.И.

ряд. Череваль М.Г.

лейт. Шюр В.Д.

ряд. Юхневич В.Д.

Минута молчания.

Ученик 5. На стелу занесены фамилии местных жителей хуторов, погибших в годы войны с немецко-фашистскими оккупанами.

Ученик 6. Время не пощадило памятник. Но, проезжая по хуторам района, душа радуется за людей, которые смогли уберечь народную память от перемен

Ученик 7. Сейчас в центре станицы Базковской на месте памятника находится Памятник Воинской Славы. Автор - Илга Гондарева: устремленная четырехугольная пирамида с крестом наверху, рядом - сохранившиеся стелла с именами погибших местных жителей и надгробная плита.

Стихотворение «На братских могилаг не ставят крестов»

Ученик 8. Памятник расположен в центре станицы, где находится муниципальное учреждение, а также библиотека, аптека, магазины, и множество жителей ежедневно проходят рядом с напоминанием о трагическом и героическом времени.

Вот уже много лет накануне 23 февраля учащиеся Базковской школы в рамках месячника оборонно-массовой работы возлагают еловую гирлянду к месту захоронения солдат.

Ученик 9. Каждый год у памятника и на прилегающей к нему центральной сельской площади проходят торжественные митинги, посвящённые празднику Великой Победы, у памятника несут торжественный караул учащиеся Базковской школы, возлагаются цветы жителями села.

Ученик 7..В скорбный день 22 июня, когда началась Великая Отечественная война, здесь тоже можно видеть цветы, принесённые детьми и взрослыми в память обо всех тех, кто не вернулся домой с фронта, отдав жизнь за нашу Родину и всех нас живущих ныне.

Ученик 8. Сюда появилась возможность приехать и тем, кто нашел место гибели своих родных, благодаря поисковым клубам и Центральному архиву Министерства обороны РФ. Так внук Афанасия Степановича Латкина, рядового 197-й Гвардейской стрелковой дивизии, смог прикоснуться к высеченным буквам фамилии деда на мемориальной плите, отдав почести своему деду и тем, кто сложил головы в боях за свободу Родины, за будущее.

Учитель: Есть сайт «Память народа», который содержит рассекреченные материалы об участниках войны.

Рассказ учеников онайденной инофрмации о своих родственниках.

Ученик 9. Долг живых – не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину. Мы у них в вечном долгу. Удивительно многое может сделать человек, если он знает, во имя чего и за что он борется.

Ученик 7. Пусть мирно растут дети, не пугаясь взрывов бомб. Пусть не повторится война 1941-1945 годов, пусть не повторится Чечня, чтобы не пришлось матерям плакать о погибших сыновьях.

Ученик 8. Каждый памятник – это память о жизни людей

Ученик 9. Памятники молчаливо смотрят в небо. А чтобы они заговорили, надо знать историю их создания, ведь этот нужно живым.

Исполнение песни «Алеша»

Подведение итога мерпориятия. Ответ на вопрос «Что же надо живым»

Источники

Архивные материалы школы.

23.05.2017

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016